Смекни!
smekni.com

«Разработка коллекции нарядной женской одежды для отдыха в фольклорном стиле под девизом «Ведруссия» (стр. 4 из 15)

Прежде чем вплотную приступить к разработке коллекции, я задалась целью провести сравнительный анализ изменения форм и стилистики костюма на протяжении 8 лет. На сегодняшний день выявлена тенденция изменения форм костюма в сторону спортивного и романтическо-фантазийного стиля.

Эти факторы дали мне толчок для выбора творческого источника и обусловили выбор ткани коллекции.

Исследуя основные современные направления мировоззрений в обществе, среди прочих, я выбрала весьма интересную концепцию «Ноосферизм», родоначальником которой стал В.И Вернадский. Это общественное движение послужило, своего рода, социальной средой, для которой предназначается данная коллекция.

2.1 Ноосферные поселения.

Ноосфера - часть планеты и околопланетного пространства, которая несет на себе печать разумной деятельности человека.
Ноосфера - высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного человечества, когда его разумная деятельность становится главным определяющим фактором целесообразного развития.
Ноосфера включает:
- антропосферу;
- техносферу;
- измененную человеком живую и неживую природу;
- социосферу.
Появление ноосферного учения связано в первую очередь с именем В.И Вернадского (1863—1945). Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.
Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры».
В России и за рубежом Ноосферное учение широко распространено.
Москва является главным центром ноосферитов в России. Основные организации ноосферитов – Фонд имени В.И. Вернадского, а также 2 московских отделения Российской академии естественных наук (РАЕН) – Отделение «Ноосферное образование» и Отделение «Ноосферные знания и технологии». Центры ноосферитов имеются и в городах Московской области, в частности в Дубне. Также центры есть и в других регионах, в Ивановской, Калужской, Кемеровской, Курской и прочих областях.
Интересы ноосферитов обширны.
Основная концепция движения ноосферитов – это создание разумного, осознанного управления государством, направленное на процветание страны и всего мира; внедрение разумных методов жизни в гармонии с природой, не нарушая экосистему; ликвидация монополий на производство и использование продуктов, вредящих не только окружающей среде, но и здоровью человека в целом; борьба с глобализацией.
Ноосферное образование направлено на формирование новых цивилизационных ценностей с учётом сложившихся веками национально-культурных и духовно-религиозных ценностей. Разрабатывается ноосферное опережающее образование. Оно призвано развивать в подрастающем поколении индивидуальные качества личности, тем самым подвигая его к самообразованию, что неизменно должно привести к ускорению развития и всей цивилизации. Под категорию ноосферного образования подпадают система школы Щетинина, система Монтессори и прочие подобные системы обучения.
В науке ноосфериты активно поддерживают развитие нанотехнологий. Нанотехнология - технология производства микроэлектронных устройств и их компонентов, связанная с созданием, обработкой и манипуляцией частицами, размеры которых находятся в пределах от 1 до 100 нанометров (1 нм = 10-3 мкм = 10-9 м.).
Процессы нанотехнологии подчиняются законам квантовой механики.
Нанотехнология включает:
- атомную сборку молекул;
- локальную стимуляцию химических реакций на молекулярном уровне и др.
Нанотехнологии тесно связаны с медициной. Ноосфериты поддерживают как передовые разработки в области медицины, так и древние ведические знания: траволечение, йога.
Если говорить о культурных взглядах ноосферитов, то тут есть два направления: исконно русские традиции (до киевской Руси), и культура древнего востока (Китай, Тибет).
Фактически ноосфериты являются приверженцами всего самого нового, передового, что происходит в мире. Они остро чувствуют изменения в мире, но не идут ни когда слепо на поводу у моды, не пропустив полученную информацию через свою душу. «Действительность определять собой» – вот их главный девиз.
В средствах массовой информации часто критикуют ноосферное движение, мотивируя это тем, что идеология достаточно агрессивна и расплывчата в своих границах мировоззрения. Тем не мение, я считаю, что как и любой пассионарной идеологии ноосферному движению необходимо громко заявлять о себе, шокировать, эпатировать, пропагандировать и развиваться во всех областях жизни человечества.
Жизненная позиция их активна, им важно быть лидерами во всём. Во всём самом лучшем, правильном, перспективном. Но они никогда не пойдут в разрез с гармоничным сосуществованием со внешнем и внутренним миром ради достижения цели. Гармония и уравновешенность – это те состояния, к которым они стремятся. Им важно жить и работать на природе, в экологически чистых районах и домах.
Поэтому ноосферное движение разрабатывает и по мере возможносит воплощает в жизнь города будущего. Основная концепция разработок заключается в гармонии, экологичности и эргономичности посёлков. Непременное условие – использование передовых технологий и автономность.
К примеру вот один из фактов воплощения идеи в жизнь:
«Выдающийся российский конструктор оружейных систем Валериан Соболев, один из создателей ракетного комплекса стратегического назначения «Тополь-М», однажды, решив больше не работать на военные программы, обратился к ноосферным идеям Владимира Вернадского.
Конструктор решил вложить свои знания в проект экологически чистого и «умного» ноосферного дома.
Соболев создал Архитектурно-строительную систему «Элевит», под крышу которого собрал талантливых единомышленников - инженеров и конструкторов. Во главе с Соболевым они и разработали принципиально новый тип дома, в полной мере отвечающего мечте человека об идеальном жилище, способном надежно защитить его от негативных сил природы, комфортном, эстетически привлекательном, быстро возводимом и, конечно, не очень дорогом.
Ноосферный дом собирается очень быстро (один кв. метр – за 5 минут) и просто - с помощью болтов. При этом легко воплощается в жизнь любой замысел архитектора. Строительным материалом являются цекалитные блоки, изготавливаемые на предприятиях с высокой технологической культурой. Цекалит получается в результате прессования древесины (сосны, березы, др.), предварительно пропитанной бишафитом – экологически чистой маслянистой жидкостью, добываемой из земли. Эта негорючая субстанция (недозревшая нефть) раньше использовалась только в медицинских целях, для лечения суставов, и вот неожиданно нашла себе блестящее применение в строительном деле. Благодаря бишафиту дерево обретает антипиреновые (противоогневые), антисептические и водоотталкивающие свойства. В сочетании с металлическими соединениями цекалитные блоки создают сверхпрочную конструкцию, равной которой пока нет в мировом строительном опыте. Интересно заметить, что отменная черепица для такого дома, прочная и красивая, создается из «бросового» материала – полиэтиленовых бутылок.
Ноосферный дом – уже реальность в России. Первые такие строения появились на Чукотке, дальневосточном полуострове, который является зоной сейсмических рисков, мощных ураганов, экстремальных температур. Экспериментальные ноосферные дома были построены и в одном из самых отдаленных поселков области - Певеке, расположенном в арктической зоне. Вот уже 5 лет они благополучно выдерживают шквальные ветры скоростью до 200-250 кмчас, землетрясения, суровые 60-градусные морозы. Обладая «эффектом термоса», дома способны сохранять не только тепло, но и прохладу - в жаркие дни. Это свойство дому обеспечивает гофрокартон (гофрированный картон), которым прокладываются стены.
По словам вице-президента «Элевита» Евгения Силина, ноосферный дом - только часть проекта «Ноосферное поселение», в котором Валериан Соболев аккумулировал весь имеющийся в этой области человеческий опыт. Такое поселение представляет собой самодостаточную структуру, которая может существовать независимо от внешних факторов. Снабжать энергией его будет гелиоборическая (солнечно-ветровая) установка, по сути - классическая модель торнадо. Продукты жизнедеятельности, перерабатываемые специальным способом в благородный гумус, создадут «живую землю», на которой экологически чистые растения поднимаются, как на дрожжах.
Жители ноосферного поселения получат на вооружение «мостовой» способ обработки земли: длинный узкий мост, снабженный системой лемехов, будет «шагать» вдоль поля на роботизированных ногах, вспахивая почву щадящим образом, не травмируя ее структуру так грубо, как это делает современный трактор. Краснодарские и ставропольские крестьяне (на юге России), на чьих пашнях впервые в России испытывался «мостовой» способ обработки земли, утверждают, что почва при этом возрождается и повышает плодородие».
На рисунке 2.1 представлен макет проекта одного из ноосферных поселений. Тут, помимо одно- двухэтажных домов представлены и общественные сооружения. Детализация проекта очень обширна, велика и весьма интересна.
Ни к такой ли жизни надо стремиться современному обществу? На мой взгляд позиция ноосферитов выглядит достаточно убедительной для современной прогрессивной страны. Это мировоззрение близко по духу не только молодым радикально настроенным людям, но и жителям страны любого возраста. Каждый хочет жить благополучно и гармонично, каждый хочет иметь здоровое потомство и быть здоровым самому, каждый хочет иметь свою землю, свой личный кусок Родины.
2.2 История Древнерусского костюма.
2.2.1 Одежда-оберег. Сакральный смысл женской одежды.
Обычай насыпать курганы над урной с прахом или над захороненным покойником был древним, языческим, но он почти не противоречил христианским нормам и сохранялся по всей Руси до XII - XIII вв., а кое-где и до XIV в. Тысячи курганов, исследованные археологами, обогатили науку огромным количеством бытовых предметов: посудой, принадлежностями одежды и, что для нас особенно важно, - женскими украшениями. К величайшему сожалению, до нас почти не дошла вышивка на ткани, и мы лишены возможности сопоставить весьма архаичные сюжеты этнографической вышивки с подлинными материалами средневековья.
Обильный этнографический материал позволяет построить такую схему женского восточнославянского наряда в целом: Головной убор. Идея неба; изображение солнца, мирового древа, устремляющегося в небо. Изображения птиц. Сами названия женских головных уборов являются "птичьими": "кокошник" (от "кокошь" - петух, кур), "кика", "кичка" (утка), "сорока" и т. п. Частые в археологическом материале головные венчики, окружающие голову, могут рассматриваться, как символ "кругозора" - горизонта, круговой линии соприкосновения неба с землей
Подвески к головному убору. В этнографии и в материалах XVI - XVII вв. широко известны "рясны", вертикальные полосы, идущие от кокошника вниз (до груди или даже до пояса). В металлических изделиях этого типа часты изображения птиц, а в бисерных ряснах, как бы имитирующих дождевые струи, обязательны "пушки", изготовленные из лебяжьего или гусиного пуха. В археологическом материале в качестве таких подвесок к ряснам служили так называемые колты с изображениями русалок, семарглов или грифонов, т. е. во всех случаях посредников между небом и землей. С головным убором связаны височные кольца, хорошо известные в археологическом материале. Кроме того, по этнографическим и археологическим данным известны декоративные сетки (бисерные, серебряные), которые пришиваются к головному убору сзади и, опускаясь вниз на плечи, закрывают шею женщины сзади. Подобная сетка изображена на фреске XI в.
"Гривная утварь" - ожерелья, украшения шеи и груди. В этнографическом материале известны наборы бус, "мониста" из старых монет; специальных украшений мало. Археологический материал очень обилен. Кроме шейных металлических гривен, разнообразных импортных бус обнаружено множество ожерельных подвесок разнообразного содержания. Есть солярные знаки, есть изображения луны, крестовидные подвески (не связанные с христианством), подвески с изображениями зверей и птиц и подвески - "крины".
Обилие символических украшений-оберегов около ворота одежды и на шее объясняется тем, что здесь - наименее защищенная часть тела. Голова покрыта кокошником (или его обыденной заменой), корпус и ноги женщины закрыты одеждой, при изготовлении которой щедро применялась заклинательная символика, а шея во всех случаях оставалась открытой. Поэтому древние язычницы и их "пра-дщери" XIX в. стремились обезвредить этот опасный участок изобилием апотропеических подвесок.
Обереги-амулеты. Самой интересной для нас частью женских украшений являются специальные амулеты-обереги, включавшиеся в ожерелье или подвешивавшиеся особо (в области сердца или в "калите" y пояса). Обереги были как в виде отдельных подвесок, так и целыми наборами. Их магическое значение не вызывает сомнений.
Украшение предплечий и бедер известно только по этнографическим данным. Вышивка на предплечьях рукавов нередко содержала архаичный символ возделанного поля, нивы: косо поставленный квадрат разделен на 4 части и в каждом малом квадрате помещена точка - знак зерна. Помещение идеограммы нивы именно в этом месте рукава прекрасно объясняется самим содержанием знака: нива требует труда, рук, и вышивальщицы когда-то сознательно, а в XIX - XX вв. уже по традиции изображали на рукаве рубахи в том месте, где он облегает главные мышцы (бицепс, дельтоид и другие), знак поля, как точку приложения мускульной силы. Такие же знаки нивы (и идеограмму дома, сруба) вышивали на шерстяных поневах вдоль бедер и ног, стремясь этим магическим узором придать большую силу корпусу и ногам. Южновеликорусская понева, как и украинская плахта, является очень архаичной формой одежды и восходит к энеолиту или земледельческому неолиту.
"Обручи"-браслеты. Браслеты широко представлены и в деревенских и в городских материалах. В городском обиходе XI - XIII вв. серебряные браслеты были съемными, на шарнирах и предназначались для удерживания необычайно длинных, до земли, рукавов. Браслеты расстегивались тогда, когда женщина, подобно Лягушке-Царевне, начинала ритуальный танец и широко распускала свои рукава. Гравировка на таких браслетах настолько интересна и важна для нашей темы, что им будет посвящена специальная глава о русалиях. Деревенские браслеты проще, многофигурных композиций на них нет, но зачастую там мы видим сложную плетенку, которая в графике обычно является изображением воды, а это тоже ведет нас к русалиям, молениям о воде.
Перстни. Кольца на руках, по всей вероятности, связаны со свадебной символикой и на этих, самых маленьких по размеру украшениях, как и на всей избе-хоромине, выступает идея макромира, долженствующего оберегать микромир одной девушки: есть перстни с тремя крестами или с тремя солнцами или с двумя крестами и солнцем в середине. Это прием показа движения солнца от восхода к полудню а от полудня, апогея (который "чтут" язычники) к закату.
Подол одежды. Орнаментика подола известна только по этнографическим данным. Здесь в вышивке господствует, естественно, идея земли: небольшие растения, ходящие по земле птички, цветы. Изредка встречается идеограмма засеянного поля.
Такова в самых общих чертах предварительная схема заклинательного содержания женского наряда и убора. Мы в настоящее время при знакомстве с народным костюмом обычно воспринимаем позднейшую эстетическую сущность дожившего до наших дней наряда, отмечая лишь локальные вариации его, создающие впечатление разнообразия и неповторимости. Однако в любом восточнославянском регионе как в средневековье (археология), так и в XIX в. (этнография) мы всегда можем обнаружить в одежде и украшениях продуманную сотнями поколений систему защиты от упырей и навий, варьирующую лишь в изобразительных средствах.
2.2.2 Костюм в Древней Руси IX - ХIII вв.
Идеал красоты. Представители Востока и Запада (купцы, дипломаты, путешественники) всегда отмечали особую красоту русичей. Мужчина считался красивым, если имел высокий рост, пропорциональное телосложение. Кожа русских мужчин домонгольского периода была белой, волосы русые, брови и ресницы черные, глаза обычно серые, лицо румяное. Особая стать - широкие плечи и тонкая талия - была особенностью русских мужчин. На Востоке восхищались красотой русских купцов. Это засвидетельствовано во многих источниках, самый ранний из которых относится к Х в. Русские женщины также отличались красивой внешностью. Все иноземцы отмечали, что русские женщины были высокими, белокожими, белокурыми, с ярким румянцем, черными «соболиными» бровями и голубыми глазами. Величавая, неспешная походка, красивая осанка были как бы естественными проявлениями женственности, мягкости и сдержанности. Виды и формы одежды. Текстиль. Суровый климат оказал серьезное влияние на формирование костюма и его видов в Древней Руси. Одежды были теплыми и закрытыми, широко использовался мех. Но не только природные и климатические условия сказались на формах, видах и ассортименте русских одежд. Тесные связи с Византией, влияние христианских традиций, этические нормы и эстетические представления, выработанные церковью и людьми, - все это нашло свое отражение в древнерусском костюме. Одежды были длинные свободные, но неширокие.
Древнерусские одежды были несколько короче византийских. Однако короткие одежды носить считалось неприличным. Одежды в основном были накладными: у мужчин - кафтан киевский, рубаха, туника; у женщин - рубахи, нагрудники, запоны и свиты. Драпирующиеся одежды на Руси не прижились, их почти не носили даже среди знати. Исключение составлял лишь плащ корзно. Поскольку основным занятием русичей было земледелие и скотоводство, то главными видами текстиля стали лен и шерсть. Использовались также ткани из пеньки и конопли: пестрядь и посконина. Пестрядь имела узоры из ниток красного, синего или зеленого цвета. Довольно часто это были клетки и ромбы. Простой люд носил посконные рубахи. Отбеленная посконина почти не отличалась от льняной ткани. Но лен был все-таки самой распространенной, популярной и даже любимой тканью среди русичей. Он был разной выработки и разного качества. Из белого полотна шили нарядные одежды, из сурового - юбки, порты и др. На Руси с глубокой древности под рубашкой и другими верхними одеждами носили нижнюю нательную рубаху из тонкого ровного белого полотна, так называемую исподнюю рубаху. «...Современное название «белье» происходит от другого старинного слова «белье» - беленые ткани». Все цветные ткани назывались крашенинами.В холодный период года носили одежды из шерсти. Простые люди с глубокой древности умели изготовлять шерстяную ткань из овечьей шерсти - сермяжное сукно (сермягу), шедшее на изготовление теплых одежд. На княжеских дворах ткали высококачественные шерстяные ткани. Этим занимались специально обученные работники. В домонгольской Руси умели изготовлять также набивные шерстяные ткани с крупным геометрическим рисунком. На Руси вырабатывалось достаточно много видов шерстяных тканей: сукно, понева (шерстяной или полушерстяной домотканый текстиль), власяница - ткань из, волос животных, пестроткань, шерстяная ткань с вытканным на ней рисунком в клетку или полоску. Тонкие высокого качества сукна поступали из Европы. Одежды князей и знати выполнялись из дорогих византийских тканей: парчовых, шелковых, вышитых золотом и серебром. Все они назывались на Руси паволоками.
Для головных уборов использовались сукно, парча, мех (в качестве отделки и утеплителя). Мужская одежда. Гардероб князей и знати был не очень разнообразным, но одежды были красивы, красочны, гармонично сочетались с образом жизни, нравами, понятиями о красоте и достоинстве. Князь носил длинную туникообразную рубаху, под которую надевал исподнюю рубаху и порты (штаны) на гашнике, т.е. шнурке. Сверху надевалась свита (киевский кафтан). Свита представляла собой накладную длинную верхнюю одежду с длинными узкими рукавами, расширенную книзу с помощью клиньев, вшитых в боковые швы. Свита отделывалась каймой по краю подола, зарукавьями по низу рукавов и петлицами на груди. Носили свиту с широким поясом. Поскольку длина свиты была выше щиколотки, приблизительно до середины икры, то обуви придавалось большое значение. Яркие сапожки из мягкого сафьяна были с высокими голенищами, которые скрывались под свитой. В холодный период года носили свиту, подбитую мехом. Поверх свиты надевался плащ корзно. Это единственный вид драпирующей одежды, который носили на Руси. Корзно оторачивался каймой из золотой ткани, скреплялся на плече застежкой, имел подкладку, как правило, контрастного с лицевой стороной цвета. Корзно мог быть наброшен только на левое плечо либо на оба плеча. На русских иконах часто встречается первый вариант ношения корзно, причем заметно стремление людей к гармоничному драпированию плаща, особенно в тех случаях, когда край его с диагональным срезом переброшен через левую руку. Так достигалась почти параллельность линий края, отделанных каймой. Почти на всех иконах святые изображены в плащах, надетых и задрапированных именно так. Застежка для корзно применялась небольшая, видимо, на Руси ей не придавалось такого значения, как в византийско-римском костюме.
Костюм дополняла круглая невысокая шапка полусферического очертания, отороченная мехом и довольно часто с отделкой из драгоценной ткани и жемчуга. Именно в таком костюме изображали Бориса и Глеба на иконах мастера среднерусской школы. Бедные люди носили одежду более простую, и ассортимент ее был не так разнообразен, как у людей богатых и знатных.
Основной одеждой была рубаха навыпуск длиной до колена у зрелых мужчин и несколько короче у молодежи. Рубаха белого, красного или синего цвета была льняная либо посконная, без воротника, с небольшим разрезом спереди и широким поясом. Рубаха надевалась поверх портов (штанов). Они были длинные, неширокие, штанины постепенно и слегка сужались книзу. Порты носили на шнурке (гашнике) в сборку. Зауженные книзу порты носили обычно с лаптями или сапогами. Кафтан из сермяги довершал костюм в холодное время года. Нарядный костюм крестьянина, богатого поселянина имел более дорогую отделку: воротник-ожерелье, круглый, украшенный вышивкой жемчугом, нарядные зарукавья (прототип будущих манжет), сапоги вместо лаптей. Иногда и сама рубаха была дорогой, из узорной ткани. Необходимым дополнением к костюму была калита (кошелек на поясе).
Женская одежда. Простые женщины носили длинную рубаху. Знатные женщины поверх исподней надевали верхнюю рубаху, которая шилась из дорогих тканей, а сверху плащ корзно. Рубаха имела вырез у шеи на мелкой сборке либо круглый по шее. Замужние женщины носили также поневу, надетую поверх рубахи. Понева представляла собой прямоугольный кусок ткани, сшитый из трех полотнищ и собранный на талии шнурком, т.е. это была юбка, не сшитая спереди, а напоминающая широкий фартук, надетый на поясницу и завязанный спереди. Девушки носи- ли поверх рубахи запону - нарамник, опоясанный на талии. Поневы и запоны, как правило, шились из пестряди или пестроткани. Праздничной одеждой была дорогая, широкая, неопоясанная, узорчатая (с вышивкой) туника с короткими свободными рукавами. Она называлась навершник. Красочность, монументальность, величавая статичность парадной одежды характерны для женского костюма Древней Руси. Знатные женщины носили туники, но из более дорогих и узорчатых тканей, шелка.
Обувь. Самой древней славянской обувью считаются поршни (постолы) - башмаки, скроенные из мягкой кожи. У богатых и знатных мужчин и женщин популярными были мягкие сафьяновые сапожки, яркие, красивые, удобные; у бедных людей - сапоги из грубой кожи и лапти из лыка с онучами (портянками) и оборами (завязками), закреплявшими их на ноге. Головные уборы, прически, украшения, косметика. Головные уборы князей, знати, богатых купцов имели вид меховых колпаков. Носили также круглые шапки из парчи и бархата, вышитого серебром, жемчугом, золотом, из сукна, часто отороченные дорогим мехом, например соболем, куницей. Дружинники и воины носили шлемы - луковицы (шеломы) с бармицей - металлической кольчужной сеткой, прикрывающей шею. Простолюдины ходили в шапках и колпаках из войлока, шерсти, меха. Женщины носили круглые шапки, напоминавшие мужские, из бархата или парчи с меховой опушкой. Шапки простолюдинок были из простых материалов. Помимо шапок существовало много видов покрывал, платков, которые прижимали к голове венцом, обручем, шапкой.
Убрус - покрывало, платок прямоугольной формы - обматывался вокруг головы; один конец, украшенный вышивкой, спускался на плечо и грудь, другой подтыкался под подбородок. Убрус мог быть в форме треугольника (как косынка или шаль). В этом случае он закреплялся под подбородком застежкой. С помощью убруса можно было скорректировать овал лица. Убрус мог быть белым или цветным. Княгини носили корону (венец) поверх покрывала или вуали, девушки - ленты, повязки, обручи из бересты и кожи. До XI в. в древнерусском костюме не было различия между женскими и мужскими украшениями. Основными из них были ожерелья, серьги, подвески. К ХШ в. южнорусские (Киев, Чернигов и др.) ювелирные изделия стали самыми популярными из-за высокого мастерства исполнения. Из других русских украшений можно назвать колты - височные украшения, гривны - шейные украшения кольца, серьги и браслеты. Украшения были из золота, серебра и серебра с чернью и отделывались самоцветами. Изделия были массивными, но красивыми. Киевские золотые изделия отличались особой изысканностью, так как в них применялась такая техника отделки, как скань, эмаль, зернь, широко использовался жемчуг. В одежде применяли специальные крепежные устройства из серебра - аграфы. Выбор косметических средств был невелик. Они были в основном растительного происхождения. С глубокой древности подметили, что употребление в пищу свеклы улучшает цвет лица, ею же румянили кожу щек. Брови слегка подрисовывали (корректировали) сажей.
2.3 Исследование творческого источника. Дымковская игрушка.
2.3.1 История дымковской игрушки.
В 1811 году генерал-майор Николай Захарович Хитрово, зять прославленного полководца Михаила Илларионовича Кутузова, состоявший "при особе государя", был внезапно "удален на Вятку".
В Вятке впавшему в немилость генерал-майору довелось стать свидетелем удивительно самобытного, чисто местного, вятского народного праздника, называвшегося тогда свистопляской, а позже (примерно с 1890 года), да и теперь - свистуньей. Свистопляска произвела на него очень сильное впечатление. Он пространно написал о ней, как об "эпохе, торжествуемой каждый год на городских валах".
Из этого описания мы можем узнать, что в 1811 году праздник свистопляска еще разделялся на две не похожие друг на друга части. С утра в ветхой часовенке у городских валов поминали предков. А "остальная часть сего достопамятного дня" посвящалась увеселениям: "народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улице". И "продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные".
Таково самое раннее (из разысканных до сих пор) свидетельство очевидца о дымковских глиняных расписных.
Такая мелочь, как глиняные игрушки, конечно, не попала бы в поле зрения "удаленного на Вятку", но сохранившего свой высокий чин генерал-майора Хитрово, не будь пронзительно шумной, бушующей весельем свистуньи, которую уж никак нельзя было не заметить.
Да и позже, вплоть до 1871 года, сведения о дымковских глиняных расписных мы находим опять-таки только в описаниях свистуньи. А она продолжала поражать современников, и ее описания появлялись в печати одно за другим, последнее по времени уже в 1940 году.
Не будь свистуньи, мы знали бы о дымковских глиняных расписных куда как меньше, да и судьба их, возможно, могла бы сложиться по-иному.
Но что же такое свистунья?
Обратимся к "Вятским запискам" Всеволода Лебедева, очень талантливого, безвременно умершего советского писателя. Лебедев ярко и эмоционально точно рассказал в этой книге о последних предреволюционных и первых советских годах Вятского края.
Сам по происхождению вятчанин, Лебедев не обошел вниманием и старой свистуньи.
Правда, это была уже не такая свистунья, какую видел в 1811 году генерал-майор Хитрово, а такая, какою ее сделала дымковская глиняная игрушка, временами подчинявшая себе этот праздник. Уже давно не было на ней религиозных церемоний - поминок. Ветхая часовенка развалилась.
А было вот что: "Вятский праздник свистунья на большой площади. Когда к ней идешь, кажется, что медленно взбираешься на какую-то большую гору, вышина которой оглушает твою кровь и сознание.
Потом у базара понимаешь, что это свист. Летучий, пронзительный свист с легким нежным горловым оттенком. Что-то цветет и волнуется там на площади. И когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят. Люди, идущие приложив к лицам этих разноцветных зверей, похожи все вместе на громадный пестрый маскарад.
Этот блеск и свист сначала озадачивают, а потом поднимают на воздух, и так путешествуешь до вечера, а ночью - в глазах и ушах во сне стоит что-то яркое и радостно-нежное. Это праздник свистунья. С давних времен славился город Вятка этим праздником. В Вятке здорово свистят. В Вятке делают игрушки для свиста ...
Вот идет Ашихмин Ванька, пиджак новый надет для праздника, а во рту бараний хвост - глиняного барана: и глиняный баран поет так тонко.
А старухи на скамейке сидят да говорят: «- В прежние времена свистели еще здоровее. В прежние времена свистели и старики - к седой бороде приставит тоже барана, ходит и свистит» (Всеволод Лебедев. Вятские записки.)
Тут надо добавить, что не только острым свистом заполнялся этот жизнерадостный праздник. На нем и поводыри ходили с учеными медведями, и Петрушка, любимец детей, пронзительно пищал из балагана, и крутилась под визг девчонок пестрая, нарядная карусель. И чего-чего только не было.
2.3.2 Технология производства дымковской игрушки.
В народном творчестве искусство всегда тесно связано с ремеслом. Чем прочнее ремесленная основа, чем выше исполнительское мастерство, тем большую художественную ценность представляет рукотворное изделие. Так и дымковская игрушка - трудоемкое ручное производство, где было все до мелочей профессионально упорядочено. Ее красота рождалась в труде, подчас очень нелегком.
Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, снова перелопачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки.
Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней "примажут" стан, ручки, головку и украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы "примазки" при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время "оглаживает" игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.
Но игрушка еще не готова.
После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Следующий этап работы, характерный только для Дымкова, - "обеливание". Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.
Каждая мастерица делает игрушки одна - от формовки до последних штрихов раскраски.
Для дымковской игрушки характерен простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полос. Часто применяют контрастные сочетания ярких цветов - красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных по белому фону. Отличительная особенность дымковской игрушки - обобщенность (отдельные элементы игрушек далеки от реального изображения: например, рога дымковского оленя напоминают куст, борода индюка похожа на гроздь винограда), декоративность и острая выразительность. В традиционных фигурках животных сохраняются чуть ли не языческие символы, в одежде франтов и модниц - вкусы XIX в.
Сюжетами для игрушки первоначально являлись мифологические персонажи (птица Сирин, двуглавый конь, «бабы» - женские символы плодородия и пр.), тотемные животные. Со временем они трансформировались в сказочных (медведь-музыкант) и персонажей бытового жанра - модниц и франтов 19-го века.
Ассортимент дымковских игрушек представлен фантастическими образами животных, птиц ("Медведь с поводырем", "Медведь-нянька", "Медведь-музыкант", козлы, свиньи, олени, индюки, гуси, бараны в пестрых штанишках и др.). Большое место в ассортименте занимают фигурки важных бородатых мужиков, черноусых "добрых молодцев", восседающих в лодке, бабы с младенцем (младенцами) на руках или коромыслом через плечо, дамы ("Дама с зонтиком", "Дама в розовом", "Няня с ребенком", "Водоноска", "Офицер на коне" и пр.). Наряду с традиционными сюжетами в современной дымковской пластике появились многофигурные композиции: "Цирк", "В ночном", "Лесное медовье", "Дамский ансамбль", "Гуляющие с детьми"; темы из жизни деревни: "Обед на сенокосе", "Вдоль по деревне". По-новому зажили персонажи известных сказок.
Возрождение промысла связано с именами - А.А.Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника А.И.Деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле. В одной из книг он подробно описал сложную технологию создания игрушек.
Стараниями А.И.Деньшина в 1933 при Вятской фабрике гипсовых изделий была организована артель «Вятская игрушка», где сначала работали лишь несколько мастериц: А.А.Мезрина, О.И.Коновалова, Е.А.Кошкина, Е.И.Пенкина, а возглавил ее сам Деньшин. Советское правительство активно восстанавливало народные ремесла. С этого времени дымковская игрушка стала неотъемлемой участницей всех выставок и фестивалей народного искусства. А.И.Мезриной в 1934 было присвоено звание Герой Труда.
2.4 Спортивный стиль одежды
Спортивный стиль в одежде вошел в моду в 20-е годы XX века. В начальный период своего развития, спортивный костюм мало, чем отличался от повседневного. Оба характеризовались громоздкостью форм, неоправданным обилием отделок и кроем, затруднявшим свободу движения.
Первым к спортивному стилю обратился французский модельер Жан Пату, известный благодаря своим оригинальным фольклорным вышивкам, ярким узорам в стиле модерн, но прежде всего — спортивным костюмам, на которых стояла его монограмма. Сотрудничество с Сюзанной Лангленн, знаменитой теннисисткой тех лет, только прибавило Жану Пату славы. Для нее он создавал плиссированные юбки из белого шелка, прямые вязаные жакеты... Именно Пату придумал ленту для волос, входящую сегодня в список неотъемлемых атрибутов большого тенниса.
Спортивный стиль стал фирменным и для другого известного модельера — Эльзы Скиапарелли вечной конкурентки Коко Шанель. Она начинала свою карьеру с модной спортивной одежды, а ее первый магазин Rue de la Paix так и назывался — "Для спорта". Эльза задалась целью угодить современной женщине, не нуждающейся более в вычурной одежде, сшитой по индивидуальному заказу, а предпочитающей практичные вещи, которые можно комбинировать. Скиапарелли организовала небольшое производство, где ее оригинальные эскизы превращались трикотажные изделия. Эти коллекции сегодня называют предшественниками pret-a-porte, тогда же понятия готового платья просто не существовало. Спортивная мода от Скиапарелли особенно высоким спросом пользоваласт в США — в Голливуде постоянными клиентками считались сценаристка Анита Лус, актрисы Джоан Кроуфорд и Грета Гарбо.
Однако в высокую моду спортивная тематика попала только в 1970 году, благодаря Жан-Шарлю де Кастельбажаку. Он первым отважился ввести в свою премьерную коллекцию спортивную и рабочую одежду — показал на подиуме анораки и парки, сшитые с использованием войлока и нейлона. Но самыми большими поклонниками спортивного стиля в одежде оказались американцы. Рой Холстон Фроуик, некогда любимый дизайнер Лайзы Минелли и Бианки Джаггер, придал спортивной моде изысканность, что прежде казалось невозможным. Билл Бласс придумал спортивный кашемировый свитер. Впрочем, все его модели, включая вечерние наряды, были сшиты просто, комфортны и не перегружены декоративными деталями. Ральф Лорен, предложивший в конце прошлого века моду, основанную на идеях кантри и вестерн, объединил спортивную тематику с элегантным подходом к одежде.
Сегодня одну из самых ярких спортивных коллекций выпускает итальянский дом Prada. В линию Prada Sport входит одежда и для спокойного, и для активного отдыха. А японский дизайнер Yohji Yamomoto на протяжении последних нескольких сезонов занимается разработкой именной спортивной коллекции в сотрудничестве с профессионалами из компании Adidas.
Спортивные производители, которые сегодня занимаются всем спектром товаров для спорта, в начале века предлагали только удобную спортивную обувь. Основатели компании, которая впоследствии получила название Reebok, в 1895 году шили обувь для бегунов. Компания Adidas начиналась в 1920 году также с небольшого производства обуви для атлетов. А вот одеваться спортсменам приходилось по современным меркам довольно нелепо. Для защиты от плохих погодных условий атлеты облачались в несколько слоев одежды, чередуя шелк, хлопок, шерсть... Воздух между слоями служил теплоизолятором. Естественно, такой многослойный наряд был крайне неудобен — сковывал движения и, кроме того, выглядел непривлекательно.
Для развития производства спортивной одежды требовались новые материалы, способные выдерживать большие нагрузки и при этом сохранять эластичность. Они начали появляться только к середине века. Из высокотехнологичных материалов, которые взяли на вооружение производители, первыми были нейлон и лайкра, придуманные специалистами из DuPont. Многим текстильная промышленность обязана исследованиям, связанным с космосом. Благодаря им изобретены незаменимые в современной одежде застежки-липучки, а также высокопрочные микроволокнистые материалы тактель и кевлар. Затем появились ткани с защитой от ультрафиолета и бактерий, ткани с покрытием (Teflon, 4 seasons, Spylon), защищающим одежду от внешних воздействий.
Сегодня основные разработки ведутся вокруг мембранных технологий. Они применяются, например, в материалах Gore-Tex, AWT, Frame-Tech, EntrantGLL-XT, Diaplex, Dermizax, Sympatex, широко используемых сегодня в спортивной одежде. Это ветрозащитные и водонепроницаемые ткани, способные "дышать", сохранять тепло и испарять влагу, выделяемую телом, и главное — очень легкие. Некоторые из них обладают высокой эластичностью, что препятствует повреждению мембраны во время интенсивных нагрузок и после частых чисток.
Настоящую революцию, как в спортивной, так и в модной одежде произвел материал Polar Fleece Antipeeling (флис) — нескатывающаяся, эластичная, легкая, мягкая ткань, которая обладает уникальными свойствами терморегуляции, быстро сохнет, гипоаллергенна. Ее часто используют в качестве материала подкладки, для внутреннего воротника курток, а также для спортивных головных уборов и толстовок.
Новые материалы и технологии изменили спортивную одежду до неузнаваемости. Сегодня одежда для спорта часто представляет собой настоящий трансформер. Ее характерные особенности — отстегивающиеся рукава, карманы и капюшоны, отсутствие швов, износостойкие накладки, огромное количество функциональных деталей. Например, сейчас любой производитель зимнего спортивного обмундирования, будь то модный дом или профессиональная спортивная марка, оснащает свои модели поисковой системой безопасности (Recco, Rescue system и др.), позволяющей найти человека, попавшего, например, в снежный завал.
2.4.1 Спортивный стиль в деталях
Формы. Прямоугольная, квадратная, овальная. Одежда может быть и свободной, и плотной. Часто встречается в сочетании разных форм. Например, водолазка, облегающая юбка, но объемный пиджак. Спортивный стиль - это всегда стильные и комфортные вещи. Разнообразие достигается за счет деталей отделки, фурнитуры, сочетание материалов, подбора цветов, фактур.
Важным приёмом оформления в одежде спортивного стиля являются карманы . Разнообразны их размеры, формы, внутренняя декоративная разработка. Предлагаются карманы квадратные, прямоугольные, треугольные, с овальным краем и т.д. Карманы спортивного стиля оформляются патами различных конфигураций, встречными складками, могут быть застёгнуты на кнопки, молнии.
Рукава и пояса. Рубашечный (втачной расширенный вверху с пониженным окатом), широко предлагаются изделия с рукавом покроя реглан, а также кимоно.
Типичными для одежды спортивного стиля являются: накладные детали, застегивающиеся клапаны, пояса, хлястики, строчки (двойные, декоративные, зигзаг, цветные и контрастные), кокетки, рельефы, манжеты, погоны, различные складки, шлицы, декоративные членения.
Членение формы по линии талии в основном создается за счет применения поясов, свободно завязывающихся или застегивающихся. Встречаются и другие решения поясов, например расположенных с изнанки и продергивающихся на лицевую сторону спереди.
Немаловажное значение в одежде спортивного характера имеет застёжка. Она обеспечивает комфорт и в то же время украшает изделие. Наряду с пуговицами используются кнопки, молнии, застёжка с навесными петлями из кожи и т.д..
Цветовое решение. Защитные цвета: различные варианты зеленого, сочетание зеленого и коричневого, зеленого и серого, все оттенки песочных, желто-коричневых цветов, хаки. Цветовая палитра спортивного стиля настолько разнообразна, что описать ее невозможно, проще показать, что возможен любой цвет.
Ткани для одежды спортивного стиля применяются отвечающие высокими практичными качествами, для легкой одежды используется в основном натуральные ткани (хлопок, лен, шерсть). Для верхней - искусственные, синтетические и натуральные, такие как - "плащевая", "джинсовая", толстый трикотаж, драп, для отделки может применятся кожа как искусственная так и натуральная.
Головные уборы. Вязаные шарфы, шапочки, береты, кепи, бейсболки
Обувь. Спортивную обувь отличает прежде всего утолщенная подошва. Такая обувь чрезвычайно удобна, ноги не устают. Обувь дополняется высокими и нарядными носками, гетрами. Появились в спортивном стиле повседневные ботинки и сапоги на высокой шнуровке.
Вариации спортивного стиля. Разновидностями спортивного стиля являются: спортивно-элегантный, стиль "сафари" и джинсовый стиль.
Спортивно-элегантный стиль. Изделия однотонные, без контрастных деталей, более умеренные по силуэтам. Стиль предполагает более количество отделок, накладных деталей отстрочек, молний и других деталей, столь характерных для сопртивного стиля, но без цветного контраста. Одежда добивается своей элегантности с помощью цвета.
Некоторые спортивные производители, создавая одежду в соответствии с модными тенденциями, не всегда используют прогрессивные "спортивные" технологии, полагая, что эти вещи могут быть востребованы только в повседневной жизни. Такая одежда скорее адресована людям, предпочитающим спортивный стиль, но спортом не занимающимся.
Разновидностями спортивного стиля являются сафари, морской и военный стили. Костюмы Панков, рокеров, металлистов и прочих экстремистов от моды – своего рода побочные дети спортивного стиля. Симбиоз спортивного стиля и гламура породил так называемый спорт-шик, в котором, например, парчовая спортивная куртка подбивается соболями.
Спортивный стиль в современном костюме содержит в себе множество микростилей. Самые популярные из них: джинсовый, или деним, «сафари», военизированный (с элементами и деталями, взятыми из форменной одежды — гимнастерок, мундиров), униформа (городская одежда по мотивам рабочей спецодежды — комбинезонов, фартуков, курток), в последнее время становится очень популярной одежда, напоминающая тренировочные костюмы спортсменов (лосины, велосипедки, гимнастические купальники).
Сколь разнообразны варианты одежды спортивного стиля, столь же широка и область ее использования. Спортивная одежда хорошо подходит для повседневной жизни: для работы, отдыха, занятий спортом
Одежда спортивного стиля незаменима для отдыха в лесу, на даче, на прогулке. К одежде спортивного стиля относятся: майки футболки, рубашки, толстовки, куртки, плащи, юбки со шлицами и складками, сарафаны, жилеты, брюки различной длины и оформления, джинсы, комбинезоны. Из обуви являются кроссовки или ботинки на платформе.
2.5 Фольклорный стиль
Стиль, навеянный мотивами народного творчества, - фольклорный, одно из тех звеньев, которые связывают прошлое нашего народа с настоящим и будущим. Из века в век его силуэты и краски остаются для нас близкими. Национальный костюм обладает необычной силой долговечности. В любой обстановке он подчёркивает в человеке такие ценные качества, как достоинство, элегантность, изысканность.
Фольклорный стиль – это разнообразие вышивки и отделки, яркие чистые краски. В его арсенале – деревенские юбки с оборками и воланами, блузы с вышивкой, жилеты и вязаные свитеры, овчинные полушубки и сапоги, разноцветные платки и длинные шарфы.
В современном фольклорном стиле одежды используются элементы национального костюма. Костюмы в этом стиле шьются из натуральных тканей естественных расцветок. Применяются при отделке изделий вышивка, мережка, кружево, рюши, шнуровка, плетение... Иногда встречаются аппликация и лоскутная техника. Самый распространенный рисунок - геометрический, хорошо сочетающийся со структурой ткани. В него вкрапляют цветные бусины, бисер и т. д.
Фольклорный стиль в современной моде стал утверждаться с самого начала XX в., когда появился всеобщий интерес к народной национальной одежде и понимание, что ее нужно изучать, сохранять, помещать в музеи, как предметы декоративно-прикладного искусства.
В разные временные периоды модельеры обращались и традиционным костюмам различных регионов мира: это и русский костюм, и костюм американских индейцев, и одежда народов Крайнего Севера, буддистского Востока. Северной Африки и т. д. и т. п. Причем степень близости современного костюма к первоисточнику выбирает сам модельер. Однако важно помнить, что современная одежда, выполненная по фольклорным мотивам, ни в коем случае не должна превращаться в копию народного костюма. Чем тоньше и деликатнее ассоциативная связь с первоисточником, тем совершеннее и гармоничнее костюм, созданный современным художником.
Фольклорный стиль - это не копирование этнографического костюма, а свобода в выборе новых идей и решений.
Удачные варианты сочетаний дает соединение в одном костюме спортивного стиля с фольклорным, фольклорного — с романтическим. Тенденция эклектичности в одежде особенно усиливается в последнее десятилетие. Соединять то, что традиционно считалось несоединимым, стало излюбленным приемом современных стилистов, которые усматривают в нем неограниченные возможности для поиска новизны. Сегодня по парижским и мировым подиумам ходят модели, одетые одновременно в шелк и грубое хлопчатобумажное полотно, натуральный мех и прозрачный шифон, парчу и строгий английский твид. Шерстяные пиджаки дополняются романтическими шифоновыми юбками, широкие брюки со множеством функциональных карманов носят с обтягивающим тело вискозным свитером, а джинсы украшены драгоценной вышивкой и стразами.
Такое впечатление, что можно все. Мода уже не диктует определенные рецепты, а предлагает каждому из невиданного до сих пор в истории костюма многообразия выбрать то, что ему подходит больше всего.
К фолк–стилю принадлежит одежда с элементами национального костюма. Она очень удобна и незаменима как в теплую, так и в холодную погоду. В летние жаркие денечки ничто не заменит натуральных льняных тканей. Фолк-стиль знаменит также своими шарфами - с выразительным орнаментом. Этот шарф небрежно повязывают поверх жакета или джемпера.
В качестве дополнений используются большие платки с кистями, маленькие пестрые сумочки-кисеты. На ногах - белые хлопчатобумажные чулки или вязаные крючком гольфы, обувь на деревянной подошве, простые туфли на низком каблуке или вообще без него, но с ремешком.
Возможен акцент на талии, например широкий пояс со шнуровкой. Обычны широкие длинные юбки или платья, блузы с сильно присборенными у проймы рукавами. Вырез горловины нередко с высокой застежкой или круглый с продернутым в кулиску по горловине шнуром. В качестве дополнений используются большие платки с кистями, маленькие пестрые сумочки-кисеты. На ногах - белые хлопчатобумажные чулки или вязаные крючком гольфы, обувь на деревянной подошве, простые туфли на низком каблуке или вообще без него, но с ремешком.
Народная одежда отличается рациональной простотой форм, в ней чувствуешь себя раскованно и свободно, она подразумевает близость к природе, в которой так нуждается современный человек. Уютные шали, платки, накидки, капюшоны, безрукавки, свободные теплые кофты, стеганки, дубленки, сборчатые юбки, многослойные комплекты, парки и многое другое мода взяла из вековой сокровищницы национальной одежды народов мира.
Фольклорный стиль может быть в моде, а может и нет. В любом случае он может существовать и сам по себе. Использовать фольклорный стиль в повседневной жизни лучше всего для отдыха. Костюм в народном стиле воспринимается как художественное произведение. Как правило, одежда этого стиля носится очень долго, она как бы вне времени, вне обстоятельств.
На основе исследований, приведенных в научно-исследовательском разделе была разработана концепция коллекции нарядной женской одежды для отдыха под девизом «Ведруссия».

3. Проектно-композиционный раздел