Смекни!
smekni.com

Тема: «товарищество передвижных художественных выставок. Историческая живопись второй половины XIX века» (стр. 3 из 8)

Краткая история Товарищества рисуется в следующих чертах. В итоге предварительных встреч и переписки создавшаяся в Москве инициативная группа направила 23 ноября 1869 года письмо, обращённое в петербургскую Артель. В нём содержалось предложение объединиться для организации подвижных выставок. К письму приложен был Проект Устава, содержащий комментарии о вопросах творческой и материальной независимости художника, о его свободе от начальственной опёки. Необходимо подчеркнуть, что стремление будущих передвижников к независимости, к творческой свободе меньше всего носило индивидуалистический характер. Чётким по своей направленности является и определение цели Товарищества, данное в первом пункте проекта Устава: «Основание Товарищества подвижной выставки имеет целью: доставление обитателям провинции возможности следить за успехами русского искусства».[2] Таким образом, с самого начала вопрос об огромном расширении круга зрителей, сферы воздействия вставал с полной ясностью для инициаторов Товарищества. Крамской же говорил, что искусство передвижников должно привлечь симпатию «в той огромной массе общества, которое ещё находится в состоянии усыпления».

Письмо и проект были зачитаны на одном из «четвергов» Артели. Тут же многие из присутствующих своими подписями подкрепили предложения москвичей. Очень скоро признанным идейным руководителем передвижников становится Крамской, выдающийся мыслитель, публицист и критик, человек исключительный моральной чистоты и цельности. Был составлен Устав. Но искать в его тексте широкое изложение задач и идей Товарищества напрасно. Инициаторы стремились завуалировать свои подлинные намерения. Вот перечень членов- учредителей из первого Устава, утверждённого 2 ноября 1870 года: В. Перов, Г. Мясоедов, А. Саврасов, И. Прянишников, Н. Ге, И. Крамской, М. К. и М. П. Клодты, И. Шишкин, К. Маковский, Н. Маковский, В. Якоби, А. Корзухин, К. Лемох. По своим общественным симпатиям по художественной программе передвижники – в период создания Товарищества – выступали как продолжатели дела Артели.

Факт широкого участия художников в подготовительной работе в создании Товарищества доказывает, как своевременно возникла эта идея. Реакционные круги стремились очернить Товарищество, представить его как предприятие коммерческое. Их задачей была дискредитация демократического движения в искусстве. Враги нового дела клеветнически использовали тот факт, что Товарищество было не только творческим центром демократических художников, но и создавало материальную базу, необходимую для развития независимого от Академии и от благотворителей искусства. Передвижники должны были специально готовить картины для каждой выставки, однако почти все картины продавались в Петербурге и Москве, в других городах, как правило, покупали мало. С коммерческой точки зрения передвигать картины после центра было уже далеко не всегда целесообразно. Но тем не менее члены Товарищества считали необходимым расширение его передвижной деятельности.

Современники прекрасно оценили огромное значение того факта, что русская демократическая художественная среда нашла силы, решимость и мужество, чтобы созданная ею самостоятельное творческое содружество завоевало авторитет и признание широкого зрителя. Это, впрочем, нисколько не противоречит тому, что Товариществу пришлось отстаивать своё существование и свои принципы в нелёгких боях в будущем.

§ 3. Значение первой выставки Товарищества

Мясоедов утверждал, что успех первого выступления должен предопределять во многом дальнейшие судьбы Товарищества, - и оказался прав. Первая выставка открылась 29 ноября 1871 года и закрылась 2 января 1872 года. Выставка сразу принесла признание, хотя выступило на ней в Петербурге лишь шестнадцать художников, показавших сорок семь произведений. Уже это одно отличало её от более обширных по количеству экспонатов академических выставок, а также парижских салонов, содержащих порой до трёх тысяч произведений. Вот перечень участников выставки в Петербурге: В. Ф. Амман, С. Н. Аммосов, А. П. Боголюбов, Н. Н. Ге, К. Ф. Гун, Л. Л. Каменев, Ф. Ф. Каменский(скульптор), М. К. Клодт, М. П. Клодт, И. Н. Крамской, В. М. Максимов, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин.

Как же весомо должна была звучать для современников каждая картина, и какой цельностью идейных творческих устремлений должна была отличаться выставка, в целом, чтобы вызвать огромный общественный резонанс, который сопутствовал первому публичному выступлению передвижников и в обеих столицах и на Украине! Почему так произошло? Причин, приковавших к первой выставке общественное внимание, было несколько. Это был первый выход в свет первого в России открытого, публичного, сплочённого творческого содружества. Выставка была воспринята как программное выступление художников-демократов и действительно являлась таковым. Стасов писал: «Кому ещё недавно могло прийти в голову, что настанут … такие времена, когда русские художники не захотят больше ограничиваться одним личным своим делом … что они вдруг бросят свои норы и захотят окунуться в океан действительной жизни …».[3] Журнал «Отечественные записки», возглавляемый Некрасовым, посвятил первой выставке специальный обзор, где приветствовал демократический характер объединения. Широкий отклик в прессе встретила выставка и в Москве, которая была открыта 24 апреля 1872 года. Кроме Петербурга и Москвы выставка посетила Киев и Харьков. Успех, живой интерес к ней подтвердили жизненность нового начинания. Выставка содержала значительные произведения во всех основных жанрах живописи. Это были «Охотники на привале» Перова, «Порожняки» Прянишникова, «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» Ге, «Грачи прилетели» Саврасова, портреты Крамского и другие произведения. Идейный и художественный уровень этой выставки был исключительно высок. Она послужила началом прочной связи передвижников с П. М. Третьяковым.

Первая Передвижная выставка стала трибуной, с которой выступали лучшие русские художники, выразители передовых общественных и эстетических идей своего времени, борцы за национальное демократическое искусство, трибуной, имеющей широкую народную аудиторию. Поэтому Товарищество становится идейным и творческим центром всего демократического русского искусства. Выставка показала, что в итоге предшествующей борьбы и исканий сложилась русская национальная демократическая школа реалистической живописи, способная продолжать дальнейшую борьбу за искусство.

ГЛАВА II. ГОДЫ РОСТА. СОБИРАНИЕ СИЛ. БОРЬБА ЗА

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ

§ 1. Этапы деятельности Товарищества

Начальный этап деятельности Товарищества можно условно ограничить первыми 5-ю выставками (1871 – 1878 годы). Это были трудные, но плодотворные годы – годы расширения сферы публичных выступлений Товарищества, закрепления его идейных и творческих позиций, привлечения к объединению наиболее прогрессивных художественных сил. В это время в изобразительном искусстве проявились основные закономерности, свойственные развитию современной передвижникам русской культуры в целом. В творчестве передвижников эти процессы проявились с достаточной отчётливостью. В первые годы создавались предпосылки для той роли, которую Товарищество с большим успехом осуществляло на последующих этапах, когда оно как в фокусе сосредоточило в себе идейные и творческие устремления не только русских художников, но художников национальных окраин России. С первых лет существования организация становилась центром притяжения демократических художественных сил. Товарищество привлекало в свои ряды В. М. Максимова, К. А. Савицкого, Н. Я. Ярошенко, В. М. Васнецова, В. Е. Маковского, А. И. Куинджи.

Об успехах Товарищества в осуществлении своей просветительской миссии свидетельствует неуклонное расширение выставочной деятельности, особенно развернувшейся после первых двух выставок. Из года в год растёт и география передвижения. Вторая выставка побывала в Киеве, Харькове, Орле, Риге, Вильно, Одессе, Кишинёве. Выставки порождали обширную прессу. Обзорные статьи публиковались в таких крупных журналах, как «Отечественные записки», «Санкт- Петербургские ведомости» и другие. Живой отклик в печати получали передвижные художественные выставки на местах. Наибольшее внимание привлекали картины, отражающие современную жизнь. От них ждали ответа на волнующие жизненные вопросы, подходили к ним с теми же требованиями, как и к современной литературе. А верно ли отражены жизненно важные явления? Типичны и правдивы ли характеристики персонажей? Именно под этим углом зрения рассматривались прогрессивной критикой произведения передвижных выставок. С этих позиций была оценена картина Ге « Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», а также «Царевна Софья» Репина. Отмечалось присущее авторам этих полотен умение раскрывать сложное душевное состояние героев.