МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ ИМ. Т.ЖУРГЕНОВА
Факультет «Живописи и скульптуры»
Кафедра «Живопись»
ТЫНЫБЕКОВА ЖАННА ТУГАНБАЕВНА
«Витражное искусство Казахстана конца ХХ – начала ХХІ века: композиционные, декоративные и технологические аспекты»
6М041300 - Живопись
Реферат диссертации
соискание академической степени
магистра искусств
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения
доцент Батурина О.В.
Рецензент: Султанова М.Э. кандидат искусствоведения
Алматы, 2011
Введение
Стекло, являясь природным материалом, обладает не только уникальными физическими и декоративными свойствами, но и эмоциональными характеристиками. Возможно, поэтому к искусству изготовления стекла издавна проявлялся особый интерес. Этот факт обусловлен тем, что, будучи невероятно хрупким, данный материал обладает почти безграничным потенциалом художественной выразительности.
Актуальность темы исследования. Художественная культура рубежа ХХ-ХХІ столетий насыщена событиями и черезвычайно разнообразна. В этой противоречивой сложности выделяются явления, позволяющие по-новому оценить художественное прошлое, увидеть возможности развивающихся сегодня художественных процессов. С этой точки зрения, заслуживает внимательного изучения витраж, столь органично вписавшийся в новый образ современного интерьера и провляющий в своей творческой практике важные тенденции развития декоративных искусств конца ХХ века.
Искусство витража обретает особую ценность в контексте эпохи высоких технологий, обусловивших безграничные возможности репродуцирования и копирования. Витраж представляет собой ту форму художественной деятельности, которая далеко не всегда поддается тиражированию.
Витраж вошел в современную художественную практику через богатый диапазон форм и эстетических характеристик – от небольшого светельника до монументального панно, от декоративного штриха до архитектурно-декоративной доминанты, от станкового произведения до конструкций артдизайна, от орнаментальных форм до сюжетных решений. Исключительная способность к синтезу света и декора получила выражение в функциональной и художественной гибкости витража. Эта уникальная особенность определила его судьбу в разных культурах, а также его востребованность современностью, которая все острее актуализирует неободимость изучения творческой практики витража, его осмысление через культурно-исторический контекст.[1]
Витраж в Казахстане, как вид искусства, был незаслуженно забыт, и начал возрождаться только в последнее десятилетие. В то время, как этот вид искусства имеет уникальную историю развития и играет важную роль в современном дизайне интерьера. Актуальность и востребованность витража в современных авторских дизайнерских решениях предполагает важность изучения этого художественного материала, его систематизацию. Изучению витражного искусства, как отдельного самостоятельного ремесла, определению его роли и значения в системе разных видов изобразительного искусства Казахстана, посвящена представленная магистерская диссертация.
Для витража первостепенное значение имеет цвет. В связи с этим необходимо привести основные теории цвета. Цвет прозрачных тел, а следовательно, и стекла зависит от пропущенного светового потока, а непрозрачных – от отраженного. Излучение с различной длиной волны, т.е. разного цвета, отражаются и поглощаются по-разному в зависимости от свойств поверхности, от которой они отражаются, или свойств прозрачной среды, через которую они проходят. Изучение традиций производства стекла позволит проявить особенности художественно-композиционных и технологических приёмов.[2]
В искусстве витража большое значение имеет технологическая сторона, которая обуславливает освоение практических навыков, изучение свойств материала, воплощение творческих замыслов на основе классической технологии художественного стекла, и развитие новейших современных техник. Развитие витражного искусства в Республике Казахстана связано с нарастающим интересом к нему современных дизайнеров. Если в прошлом витражи были распространены в странах с относительно малым количеством солнечных дней и скупым солнцем, то на территории Казахстана - солнечной, цветущей, южной страны, витражи занимают особое место в дизайне интерьера, так как обогащаются ярким светом. В Казахстане насчитывается более 2400 «солнечных» часов в году.
Сегодня витражное искусства Казахстана стремительно развивается. Есть производственные витражные мастерские, в которых используется современные новейшие технологии витражного искусства, будь то декоративное остекление окон, мебель или небольшие сувениры. Искусство витража в Казахстане имеет свою историю, хотя и не такую древнюю, как в странах Европы и России, но самобытную и интересную. Традиции этого искусства в нашей стране мало изучены. Большинство из витражей - советской поры.[3] Популярная литература о витражах в Казахстане практически отсутствует, а научные труды не затрагивают проблемы становления и развития казахстанского витражного искусства. Достижения нашего времени и прошедших столетий в области витража, как самостоятельного вида изобразительного искусства, тенденции и перспективы его развития - все это стало темой и предметом исследования представленной магистерской диссертации.
Малая степень изученности этой темы, влечет за собой отсутствие информации даже среди электронных ресурсов РК. В России создан сайт, объединяющий всех увлеченных витражами: художников, историков, витражистов и искусствоведов, просто любителей и ценителей этого изысканного искусства. В фотогалерее размещены фотографии витражей в исторической ретроспективе и работы современных художников. На сайте представлены научные статьи о витражах, об истории этого вида искусства, о роли декоративного остекления в дизайне общественных и частных интерьеров, списки литературы на русском языке.
На доске объявлений сайта посетители могут купить, продать или обсудить авторские витражи. Желающим освоить волшебный мир стекла, сделать витраж своими руками, получить информацию о центрах обучения витражному мастерству.
Хочется сделать витражное искусство Казахстана ярким, особенным, и что самое важное – востребованным и в нашей стране и за рубежом.
Объект исследования. Витражное искусство Казахстана конца ХХ -начала ХI веков.
Предмет исследования. Композиционно-технологические особенности и основные тенденции развития витража в казахстанском дизайне интерьера и экстерьера.
Цель исследования. Определение роли значения витражного искусства в общей картине развития изобразительного искусства Казахстана рубежа ХХ-ХХІ веков.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
· Изучение библиографических источников по истории и технологии витража.
· Выявление основных принципов и подходов к использованию витража в контексте традиций и национальной культуры в современном дизайне Казахстана.
· Определить основные черты комплекса выразительных средств витражного искусства Казахстана.
Научная новизна состоит в том, что автор впервые обращает к проблеме изучения произведений витражного искусства Республики Казахстан.
Каждый из этапов развития витражного искусства Казахстана характеризуется уникальными архитектурно-художественными особенностями, в зависимости от социально-экономических условий, достижений строительной техники, материальной и духовной культуры.
Степень изученности темы. Значительное место в магистерской диссертации отведено вопросам исторического развития, современной практике использования витража в архитектуре, технологическим процессам витражного производства, композиционным и декоративным возможностям витража, которые изучены еще недостаточно. Это объясняется, не наш взгляд, прежде всего отсутствием единой аналитической системы. Разрозненный характер накопленной информации о декоративных и композиционных особенностях монументального витража затрудняет комплексное понимание процесса его синтеза с архитектурным пространством. Большинство источников имеют историко-хронологическую направленность, витражи исследуются в контексте принадлежности того или другого стиля в искусстве.
Специалистами, работающим в области архитектуры и живописи, в таких исследованиях не хватает теоретических разработок, системных аналитических выводов. Решение этой проблемы определяет актуальность развития витражного дела, как самостоятельного вида современного искусства.
Андри де Моран в книге «История декоративно-прикладного искусства»[4] от древнейших времен до наших дней максимально учитывает новые открытия археологов, обогатившие наши сведения о древних цивилизациях, используя труд специалистов, а также библиографию по витражному искусству.
На примерах витражей советского периода, а также репродукциях каталогов автор раскрывает художественные особенности этого вида искусства, а также на примере каталогов различных современных витражных цехов автор показывает направление и развитие современного витража.
В значительно большей степени витраж изучен в зарубежной научной литературе. Такие страны, как Германия и Франция до сих пор спорят по поводу первенства в его изобретении. В диссертации использован материал ряда зарубежных публикаций и изданий.