Эти исследования значительно обогатили теорию и практику дошкольного воспитания. Однако проведенный нами анализ литературы показал что, использование театра в качестве средства развития воспитательного потенциала семьи недостаточно исследовано, хотя для этого имеются большие возможности.
Театральное искусство с давних времен и по сей день является предметом
изучения философов, искусствоведов, психологов и педагогов (К.С.
^ Станиславский, Г.А.Товстоногов, Н.И. Сац, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
В.А. Сухомлинский, Н.А.Ветлугина, Р.И.Жуковская и др.). Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает ему реальную возможность адаптироваться в социальной действительности.
Интерес к театральной деятельности со стороны науки и практики возрастает. Однако ее традиционно рассматривают лишь в рамках взаимодействия в диаде «ребенок-педагог» (Л.С. Фурмина, СИ. Мерзлякова, Н.Ф. Сорокина и др.).
Впервые проблему гуманизации воспитательного процесса в нуклеарной однодетной семье средствами домашнего театра изучала Р.К. Сережникова (1995). Её работа была направлена на поиск путей и средств преодоления отчуждения между родителями и детьми, формирование гуманных взаимоотношений между родителями и детьми, не посещавших ДОУ,
* средствами домашнего театра.
8 Последние десятилетия такого рода исследования не проводились, хотя
ученые касались этого вопроса в связи с развитием взаимодействий детского
сада с семьей (О.В.Огороднова).
Обращение к сложившейся практике дошкольных учреждений и
• проведенная нами диагностика показывают, что при развивающемся
позитивном отношении родителей и воспитателей к взаимодействию по
вопросам воспитания дошкольника, продолжают сохраняться традиционные
формы и методы работы детского сада с семьей; педагоги ограничиваются
организацией и руководством театрализованных игр детей, не используя
семейный театр как средство развития воспитательного потенциала семьи.
Анализ выполненных исследований и практического опыта выявил ряд противоречий между
* 1) осознаваемой педагогами дошкольных образовательных учреждений
необходимостью развития воспитательного потенциала семьи и теоретической
неразработанностью путей и средств решения данной проблемы;
2) сохраняющимися традиционными формами и методами взаимодействия детского сада с семьей и необходимостью освоения педагогами новых форм, методов, а также технологий развития взаимодействия;
3) потребностью творческого воссоздания в современных условиях традиций домашнего театра и невниманием педагогов к театру как развивающему воспитательный потенциал семьи средству и форме взаимодействия детского сада с семьей.
Противоречия позволяют определить проблему исследования; каковы возможности семейного театра в детском саду как средства развития воспитательного потенциала семьи дошкольника?
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - воспитательный потенциал семьи дошкольника.
Предмет исследования - процесс развития воспитательного потенциала семьи средствами семейного театра в детском саду.
9
fl Гипотеза исследования: семейный театр в детском саду способен стать
средством развития воспитательного потенциала семьи, если:
- организация семейного театра в ДОУ основана на принципах доверия,
сотворчества, взаимопонимания и принятия;
«• - психолого-педагогическое сопровождение разворачивающейся семейной
театральной деятельности осуществляется в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями детей и родителей;
- содержание педагогического взаимодействия педагогов с семьей
определено с учетом уровня развития воспитательного потенциала семьи;
- в качестве «пускового механизма» развития воспитательного потенциала
средствами семейного театра выступает обогащенная предметно-развивающая
среда, обеспечивающая успешное введение всех участников в театральную
культуру.
Формулировка цели и определение гипотезы исследования позволили нам выдвинуть следующие задачи:
1) проанализировать состояние проблемы развития воспитательного
ф, потенциала семьи средствами театра;
2) определить компоненты воспитательного потенциала семьи, разработать их содержательные характеристики, применительно к культурно-досуговой деятельности, уровни развития и состояние в практике;
3) спроектировать теоретическую семейно-общественную модель театра -«Семейный театр в детском саду», интегрирующую традиции общественного и домашнего театров;
4) разработать и апробировать технологию развития воспитательного
*
потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском
саду, выявить ее развивающий эффект.
Методологической основой исследования являются концептуальные
философские и психолого-педагогические положения: о семейном воспитании
* (И.А. Ильин, B.C. Соловьев, А.С.Хомяков и др.); о специфике семейного
10
щ воспитания как части общего воспитания (П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт,
А.Н.Острогорский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, и др.); о роли
семейного воспитания в формировании личности ребенка (П. П. Блонский, Н.К.
Крупская, СТ. Шацкий, В. А. Сухомлинекий, Ш.А. Амонашвили, И.С. Кон и
• др.); о значении театрального искусства в развитии воспитательного
потенциала семьи (Р.М.Быков В.В. Ванслов, П.М.Ершов, А.П.Ершова,
М.О.Кнебель, К.С.Станиславский, Н.И.Сац, и др.); о роли дошкольного
образовательного учреждения в укреплении и гармонизации внутрисемейных
»
взаимоотношения.
В исследовании были использованы научные труды в области семейной
педагогики (Ю.П.Азаров, Л.В. Загик, Т.А.Куликова, Т.А. Маркова, О.Л.
Зверева, В.К.Котырло); семейной психологии (Л.Я. Варга, С.В.Ковалев,
Р.В.Овчарова, А.В.Петровский, А.С. Спиваковская, И.Г.Швец); философские и
педагогические концепции досуга как феномена культуры и образования (О.С.
Газман, Б.С. Гершунский, А.Е.Коробков, Н.Б. Крылова, В.К. и О.В. Крючек,
С.А. Шмаков и др.)
4 Значимыми для диссертационного исследования были идеи гуманизации и
демократизации, развивающиеся в области психологии и педагогики семьи, семейного общения и развития личности.
Для решения поставленных задач нами был использован комплекс методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, искусствоведческой и научно-методической литературы, изучение и обобщение массового
г'
педагогического опыта, опросные методы: (опрос, анкетирование, интервьюирование), наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, анализ педагогической документации, анализ и обобщение результатов исследования.
Сочетание различных методов исследования содействовало рассмотрению психолого-педагогических фактов и явлений во всей их сложности,
* взаимосвязи и взаимообусловленности.
11
i Организация и этапы исследования. Избранная методологическая основа
и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования. Опытно-экспериментальную базу исследования составили детские сады городского округа - г. Фролово Волгоградской области: МДОУ
щ «Детский сад общеразвивающего вида № 2 «Теремок», МДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида № 6 «Березка», МДОУ «Центр развития ребенка №12 «Сказка»; средняя общеобразовательная школа № 1 им. М.Горького (начальное звено).
На разных этапах исследования было охвачено 270 семей, 205 детей в возрасте от 3 до 9 лет, 2 учителя, 98 воспитателей. Исследование выполнялось в несколько этапов:
• Первый этап (2002-2003) - поисково-теоретический. На этом этапе
анализировалось состояние проблемы в философской и психолого-
педагогической, искусствоведческой литературе, исторический опыт
отечественной педагогики по теме исследования; изучалось состояние
проблемы детско-взрослых взаимоотношений в семье, формировались цели,
д. задачи исследования, гипотеза, определялась структура работы.
• Второй этап (2003-2004) - опытно-экспериментальный. Изучались
возможности семейного театра в развитии воспитательного потенциала семьи
дошкольника, осуществлялся поиск методов и форм непосредственной работы
4 с родителями и детьми, апробировалась разработанная автором технология
развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском саду.
• Третий этап (2004 -2006) - обобщающий. Осуществлены анализ,
систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы К
основные выводы и рекомендации.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем,
состоят в том, что:
• представлен целостный анализ состояния проблемы развития
воспитательного потенциала семьи в педагогической теории и практике;
12
4 • определена новая конструктивная форма взаимодействия ДОУ с семьей
- семейный театр в детском саду, - объединяющая семьи с детьми дошкольного возраста в целях развития воспитательного потенциала при поддержке педагогов;
* • теоретически обосновано и реализовано в практике дошкольных
образовательных учреждений содержание взаимодействия по развитию воспитательного потенциала семьи средствами семейного театра в детском саду.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• исследованы культурно-исторические и педагогические предпосылки создания семейного театра в детском саду;
• разработана «семейно-общественная» модель театра (интегрирующая традиции общественного и домашнего театров в целях взаимообогащения и дальнейшего развития), как средства развития воспитательного потенциала семьи, включающая в себя четыре взаимосвязанных компонента: целевой, содержательно-методический, коммуникативно-процессуальный, результа-