Московский государственный университет
имени М.В. Ломоносова
факультет журналистики
Концепция материализма в «Системе природы» Поля Гольбаха
Выполнила: студентка 2 курса д/о
207 группы ТВ
Гожина Анна Владимировна
Москва 2005 г.
Поль Анри Гольбах (1723 – 1789) относился к французским философам – материалистам. Он родился в Германии в семье барона и унаследовал от него огромное состояние. Установлению материалистических взглядов у молодого философа способствовали занятия естествознанием, что также привело его к антирелигиозной критике, в которой ему трудно найти равных. После учебы в Лейденском университете переехал в Париж, где и остался жить. Там Гольбах вошел в ряды просветителей и надолго подружился с Дени Дидро, который оказал внушительное влияние на становление философа. Есть сведения, что именно под воздействием Дидро Гольбах приобрел атеистические воззрения. Также под опекой Дидро Гольбах стал сотрудником «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (ее редактором был сам Дидро). Друзья вместе трудились над этим произведением и стойко переносили все тяготы и гонения на «Энциклопедию».
Гольбах создал немало значимых и известных работ, таких как «Здравый смысл», «Письма к Евгении», «Естественная политика», «Карманное богословие». Во многих из них главенствовала антирелигиозная направленность. Пропаганда атеизма увлекала Гольбаха, он видел в ней призвание и долг всей своей жизни. Иногда этого философа даже называли «личным врагом бога». К самому главному труду Гольбаха стоит отнести его знаменитую книгу «Система природы, или о законах мира физического и мира духовного», которая вышла в свет в 1770 году. Это произведение вызвало самые противоречивые отзывы среди просветителей. Дидро, написавший к «Системе природы» заключительную главу, высоко оценил эту книгу, главным образом, за то, что философия ее автора «свободна», «ясна» и «монолитна». Вольтер согласился с некоторыми положениями «Системы природы», особенно в отношении христианства и церкви. «Но с воинствующим атеизмом этой книги деист Вольтер примириться не мог, считая, что она сделала «неисправимое зло»»[1]. Руссо резко отрицательно отнесся к этому произведению. Многие из передовых людей того времени предвидели трагическую судьбу этой книги, и они не ошиблись. Спустя немного времени после ее издания, «Систему природы» подвергли публичному сожжению и после этого внесли в «Индекс запрещенных книг». Но это вовсе не помешало этому произведению найти своих читателей, так как несмотря на запреты, оно продолжало выходить на разных языках.
Гольбах не был первопроходцем в идеях материализма и атеизма, но он внес огромный вклад в мировую философию тем, что сумел объединить в единую систему сложившиеся к тому времени просветительские и материалистические представления, изложив их простым и доступным языком в своей «Системе природы». Мне хотелось бы подробнее рассмотреть основные положения этой книги, которую многие называли «Библией материализма».
В первой части этого произведения Гольбах дает материалистическое обоснование природе, всем ее процессам, созданиям, человеку и всей его жизни и деятельности. Он утверждает мысль о том, что именно природа является единственной и неоспоримой субстанцией, а человек – это порождение природы, полностью зависящее от ее законов. Философ советует людям не выдумывать высших, сверхъестественных существ вне материи, а подчиниться силе природы и изучать ее закономерности, чтобы таким путем достигнуть счастья. Он отвергает деление человека на человека физического и духовного, а видит в духовности лишь специфическое выражение физической организации. Гольбах уверен в то, что мы можем познать законы природы с помощью наших чувств и опытов. Он представляет природу как бесконечное множество причин и следствий, при этом одни из причин непосредственно затрагивают наши чувства и поэтому известны нам, другие же – действуют на нас косвенно, через следствия, поэтому мы их не знаем. Гольбах отмечает, что природа состоит из разных существ, которые в свою очередь состоят из разнообразных комбинаций веществ, создающих индивидуальные сущности природных организмов, которые отличаются друг от друга и действуют в соответствии со своим строением. То есть, по Гольбаху, сущность какого – либо существа – это его индивидуальная, частная природа. Вторую главу Гольбах посвятил движению и его происхождению. В движении философ видит неотъемлемое и постоянное свойство материи, которое заключается в том, что тела изменяют свое местоположение в пространстве и засчет этого совершаются различные отношения между существами. «Причина – это существо, приводящее в движение другое существо или производящее какое – либо изменение в нем. Следствие – это изменение, произведенное каким – нибудь телом в другом теле при помощи движения»[2]. Гольбах классифицирует виды движений. Он делит их на видимые и скрытые (неуловимые, внутренние), которые мы не можем непосредственно наблюдать, а узнаем о них только по результату, последствиям этих движений. К такому роду движений французский материалист относил и умственные способности, мысли, страсти и желания человека. Кроме того, Гольбах различает приобретенные и самопроизвольные движения. Приобретенными он называет такие движения, которые были сообщены телу посторонней причиной или силой, находящейся вне его. Самопроизвольные же движения зависят от самого тела, его энергии, причины, находящейся в нем самом. Существует у Гольбаха также деление на простые и сложные движения. Простые движения – это те, которые были вызваны одной причиной или силой, сложные – вызванные несколькими причинами и силами. Все движения тел Гольбах считает закономерными и необходимыми. «Всякое существо может действовать и двигаться только определенным образом, то есть согласно законам, зависящим от его собственной сущности, его собственного сочетания и собственной природы, одним словом, от собственной энергии и от энергии тел, воздействующих на него. В этом и заключаются неизменные законы движения»[3]. Гольбах отмечает, что во вселенной постоянно все находится в движении, и это движение является необходимым способом существования материи, который осуществляется засчет ее энергии и присущих ей сил и порождает все разнообразие ее созданий.
Гольбах обращает внимание на привычку людей приписывать сверхъестественные, чудесные свойства тем явлениям, причины которых не известны. Философ критикует эту привычку, предлагает признать непознанность многих законов природы и продолжать их изучение. Гольбах выделяет такие законы движения, как притяжение и отталкивание, симпатия и антипатия, сродство или отношение. По мнению Гольбаха, существовать – это значит испытывать движения, свойственные данной определенной сущности. А сохраняться – это значит сообщать и получать движения, из которых вытекает поддержание существования, это значит привлекать вещества, способные укрепить собственное существо, и удалять те, которые могут ослабить его или повредить ему. Следовательно, все существа стремятся сохраниться, каждое на свой лад. В частности, человек стремится доставить себе удовольствие и избежать страданий. Стремление к сохранению Гольбах вслед за физиками назвал тяготением к себе (по Ньютону, это – инерция).
Также Гольбах рассматривает идею необходимости. На его взгляд, необходимость – это постоянная и ненарушимая связь причин с их следствиями. В природе все подчинено необходимости, так как все существа действуют исходя из их природы, сущности, и по-другому действовать не могут. Философ приводит два примера своего представления. Он утверждает, что и в вихре пыли, который только на первый взгляд кажется хаотичным, и в политических преобразованиях нет ни одного действия, ни одного момента, который не был бы закономерным, должным, необходимым. То есть, в природе всегда все происходит так, как должно происходить, так, как было запрограммировано в данном существе, в данной ситуации.
Затрагивая понятия порядка и беспорядка, философ приходит к выводу, что это лишь представления, сочиненные людьми, но на самом деле не соответствующие действительности. По мысли Гольбаха, беспорядок – это лишь изменение привычного порядка, своего рода перестройка способа существования, переход к новому порядку. Из этого можно заключить, что беспорядок тоже следствие необходимости, закономерное действие. Гольбах отрицает существование в природе различного рода чудес, сверхъестественных явлений, объясняя их нашим простым незнанием истинных причин этих явлений. Таким же образом он опровергает и понятие случая. Он признает, что природа создает разумные существа, но при этом отказывается признавать саму природу разумной. В его понимании, природа может лишь составлять различные комбинации веществ, в результате которых появляется такая способность, как разум.
Возвращаясь к теме деления человека на физического и духовного, Гольбах разрушает представления о двойственной сущности человека, отвергая выделение в нем двух субстанций – тела и души, а также вытекающие из этого физические и духовные свойства. Он множество раз повторяет, что человек является материальным существом, которому присуща особая организация, позволяющая ему чувствовать и мыслить, и что он действует так или иначе вследствие заложенных в нем природой особых сочетаний веществ. Гольбах уподобляет человека всем остальным продуктам природы, отличающихся от него по строению, но сходных с ним в подчинении законам природы. Признавая, что нам мало что известно о происхождении человека, Гольбах заключает, что человек – лишь особым образом сложенная материя, форма которой постоянно меняется. Этим философ буквально убивает надежды на продолжительность и бесконечность человеческого рода, на исключительность и привилегированность человека в системе природы. Отрицая мысли о божестве и творении, Гольбах умозаключает, что человек – ничто иное, как один из бесконечных переходных этапов постоянно изменяющейся материи.