2.2 Проблемы обеспечения промышленной безопасности на шахтах Кузбасса.
В результате проведенной реструктуризации угольной отрасли Кузбасса, ликвидации нерентабельных и с низким уровнем технического оснащения шахт, применения новых технологий и техники в последние годы в угольной отрасли Кузбасса ежегодно увеличивается объем добычи угля. За последние 10 лет подземная добыча увеличилась в 1,5 раза, при этом число травмированных на шахтах снизилось с 6169 до 1395 человек; вместе с тем количество аварий и смертельных несчастных случаев снизилось незначительно и остается на высоком уровне. Как и 10 лет назад, соотношение травмирующих факторов остается практически постоянным - это: взрывы и вспышки метана - 40-50 %; транспортные средства - 20—30 %; обрушения - 15-20 %. При этом в горном хозяйстве за этот период произошли существенные положительные изменения.
В подавляющем большинстве случаев в качестве крепи горных выработок стала применяться анкерная крепь с твердеющим составом, что, безусловно, привело к надежности крепления горных выработок, хотя сечения выработок при этом увеличились на 50 % . Более чем наполовину обновился доставочный транспорт на шахтах. На смену весьма трудоемким и аварийным концевым откаткам пришел монорельсовый дизельный транспорт. На сегодняшний день на шахтах находится в работе более 80 дизелевозов. Ведется планомерная работа по замене морально и физически устаревшей аппаратуры газового контроля типа «Метан» многофункциональными системами контроля нового поколения: аппаратурой «Микон-1Р», системами «Трансмиттон», «Сименс», АКМР, «Девис-Дерби». На более высокую качественную ступень поднялась комфортность рабочего места. Резко уменьшился объем ручного труда, снижена запыленность горных выработок, увеличено сечение горных выработок. Все это, безусловно, привело к снижению потенциальной опасности травмирования людей, по этой причине общий травматизм идет на снижение, однако число аварий и смертельных травм не уменьшается. В чем причина? На мой взгляд, их несколько.
Очень сложная ситуация сложилась в обеспечении надежного проветривания горных выработок и борьбы с метаном. Применение новой высокопроизводительной очистной добывающей техники на действующих «старых» шахтах вскрыло серьезные недостатки и неготовность инженерного корпуса этих шахт к новым условиям угледобычи, а также научных работников и проектировщиков - к обеспечению качественного и эффективного подхода к решению вопросов проветривания и дегазации. Подземные угольные предприятия превратились в шахту-лаву, при этом современный механизированный комплекс в обычном режиме работает с нагрузкой 10-15 тыс. тонн угля в сутки, газовыделение на выемочном участке увеличилось в несколько раз, резко увеличилась концентрация горных работ. В этих условиях ранее казавшийся надежным - комбинированный способ проветривания сегодня «затрещал по швам». Выяснилось, что без дегазации не обойтись, а про нее многие специалисты просто забыли, т. к. не придавали серьезного значения этому способу борьбы с газом. Незначительность объемов проведения дегазации угольных пластов также определяется позицией собственников, которые не желают ее проводить в связи с высокой стоимостью работ. Поэтому количество аварий, происшедших по причине взрывов и вспышек метана, внезапных выбросов угля и газа, на шахтах не уменьшается, а число пострадавших в них остается высоким. Так, в 2004 году при взрывах и вспышках метана погибли 67 человек, или 59,8 % от числа травмированных на подземных работах, в 2005 году - 33 человека (53 %). В сложившихся условиях увеличение объемов дегазации угольных пластов на шахтах Кузбасса выходит в разряд первоочередных задач, требующих решения.
Сегодняшний технический уровень оснащенности горного хозяйства действующих шахт Кузбасса приближается к уровню шахт угледобывающих стран мира, а вновь вводимые строятся с учетом современных требований. В месте с тем смертельный травматизм в десятки раз выше, чем за рубежом (за исключением Китая и Украины).
Анализ происшедших в последние годы аварий и смертельных несчастных случаев показывает, что все чаще среди их причин присутствует человеческий фактор. Из 40 смертельных несчастных случаев, происшедших за 9 месяцев текущего 2006 года, 22 допущены по причинам несоблюдения технологии работ и паспортов крепления, в 12 присутствовало нарушение производственной дисциплины, 16 произошли из-за неправильных действий пострадавших, что свидетельствует о недостаточной облученности и готовности персонала к работе в подземных условиях, неудовлетворительных знаниях требований безопасности.
Существующая в настоящее время система обучения рабочих не выдерживает никакой критики. Практически отсутствует какое-либо обучение рабочих в процессе производственной деятельности, а регламентированное «Правилами безопасности в угольных шахтах» проведение повторных инструктажей и проверка знаний инструкций по профессиям, которые проводятся без отрыва от производства, в подавляющих случаях сводятся к автоматическому проставлению галочек, и прока от них практически никакого.
Какой бы техникой и средствами контроля мы ни оснащали производство, при отсутствии обученного и квалифицированного персонала, готового неукоснительно исполнять требования безопасности, снижения смертельного травматизма ожидать не приходится. Решение этой проблемы видится в ежегодном обучении трудящихся с отрывом от производства на 3—5 дней. Обучение должно осуществляться по специальным программам, опытными специалистами и преподавателями; после обучения рабочий должен доказать свои знания и готовность вести работы в особо опасных подземных условиях.
В соответствии со статьями 9 и 11 Федерального закона «О промышленной безопасности» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности. Для решения этой задачи на всех шахтах созданы службы производственного контроля, разработаны положения о производственном контроле. Все пункты этих положений сводятся к одному: каждый на своем рабочем месте, будь ты исполнитель или руководитель работ, должен элементарно выполнять свои должностные инструкции и обязанности. Только и всего: соблюдай, выполняй -и никаких аварийных или непредвиденных ситуаций не должно возникать. Все, кажется, очень просто, но на деле все обстоит по-другому. В стремлении выполнить производственные показатели инженерно-технические работники, вместо того чтобы пресекать нарушения на рабочих местах, сами их нарушают. По этой причине за 9 месяцев 2006 года были смертельно травмированы 6 инженерно-технических работников, 11 смертельным несчастным случаям сопутствовала выдача нарядов работникам в места, не соответствующие требованиям безопасности и представляющие угрозу для жизни пострадавших, 4 смертельных несчастных случая произошли в присутствии инженерно-технических работников или при их непосредственном руководстве работами.
Требования и правила прописаны в расчете на законопослушного человека, человека с моральными устоями и привычками, их надо развивать и воспитывать. А привить или воспитать требуемую мораль с существующим подходом к промышленной безопасности очень непросто. Почему рабочий никогда не пойдет на нарушение правил безопасности, если знает, что придет инспектор? И в то же время спокойно работает с нарушениями в повседневной работе, хотя рабочие места постоянно посещает кто-то из руководителей работ. Основная причина - не действенный производственный контроль, который находится в непосредственном подчинении у директора, а в таких условиях и при существующих требованиях на шахтах положительного результата достигнуть нельзя. Только на шахтах, где директор лично заинтересован в безопасной работе, есть положительные результаты. Но таких директоров единицы. И сколько бы мы ни придумывали разных положений - обстановка с безопасностью меняться не будет. Поэтому, по мнению Управления Ростехнадзора по Кемеровской области, службы производственного контроля должны быть выведены из подчинения руководства шахты и стать структурным подразделением угольной компании. В этом направлении сделаны первые шаги в Угольной компании «Южкузбассуголь».
В настоящее время на шахтах г. Ленинска-Кузнецкого идет эксперимент, или поиск нового подхода к осуществлению производственного контроля. Есть определенные положительные моменты. Суть эксперимента заключается в следующем. При обследованиях горных работ представитель шахты выявляет нарушения, он же пишет предписание и проверяет его выполнение. Все это происходит при участии инспектора или без него. Но за инспектором остается право выборочно или системно оценивать глубину и качество обследований и принимать меры воздействия вплоть до дисквалификации отдельного руководителя, а этой мерой в ближайшее время Управление займется по-настоящему, потому что практика перестановки руководящих кадров нам просто надоела.
Есть определенные проблемы в организации и методике надзорной деятельности инспекторского состава. Методика работы госинспектора, несмотря на смену государственного устройства, нормативно не изменилась, хотя уже давно устарела. Мы пытаемся на свой страх и риск найти адекватный регламент работы инспектора в связи с изменившимися условиями. Инспектор не должен только искать нарушения правил безопасности, т.к. о них прекрасно уведомлены и знают работники шахты - и пусть они принимают меры, а инспектор должен выявлять систему появления и повторения нарушений.
Действующая в настоящее время методика надзора стала неэффективной, она подменяет работу служб производственного контроля и сдерживает их инициативу. Что же происходит на самом деле?