Зооморфные изделия. Большое распространение получили предметы зооморфных форм. Сохранился прекрасный сосуд в форме птицы с женской головой. Фигура изображена сидящей со слегка приподнятыми крыльями, голова увенчана остроконечным убором. Под бирюзовой глазурью выполнена роспись черным.
Металл. Высокого уровня достигла художественная обработка металла, где особенно долго жили традиции сасанидского искусства. В VIII—Х веках сюжеты повторяли традиционные сцены царской конной охоты, придворных пиров. Вместе с тем в XI—XIII веках появляются новые черты. Развивается техника инкрустации бронзы цветными металлами: серебром и красной медью. Зародившись в VIII веке, этот прием часто сочетался с гравировкой и рельефом и получил широкое распространение. Инкрустация выделяла элементы узора, обогащала фактуру изделия цветом. Своими металлическими изделиями славились города Нишапур, Рей, Хамадан.
Миниатюра. Расцвет персидской литературы в Х веке оказал огромное влияние на развитие рукописной книги, на формирование яркого искусства миниатюры. Являясь одним из элементов украшения книги, миниатюра должна была сочетаться со стилем письма и общего оформления рукописи. Постепенно были найдены пропорциональные соотношения между миниатюрой и текстом, между отдельными частями оформления книги. Миниатюрный рисунок служил иллюстрацией к литературному сюжету, используя богатые изобразительные средства для передачи образов, созданных поэзией. Ранние сохранившиеся миниатюры датируются концом XII — началом XIII века. В их стиле ощущается влияние традиций доисламских монументальных настенных росписей. Тесно связанная с плоскостью листа миниатюра испытывает воздействие орнаментальных росписей мусульманской архитектуры, создающихся по законам двумерного пространства.
Монгольское завоевание. В середине XIII века Иран подвергается страшному нашествию монголов. Разрушаются города — центры ремесла и торговли. Художественная жизнь временно замирает. Многие мастера, поэты и художники уезжают на юг Ирана, в Шираз, где складывается одна из крупнейших живописных школ, продолжающая традиции домонгольской миниатюры XII — начала XIII века. Большая часть территории Ирана оказалась под властью монгольских ильханов — потомков Хулагу. При Хулагуидах получили развитие новые центры культуры и ремесла — Шираз, Тебриз, Султанабад.
Керамика. Среди керамических центров выделяется Султанабад, расцвет которого приходится на первое тридцатилетие XIV века. Большая часть изделий этого центра выполнена в традиционной для Ирана технике подглазурной росписи. Черная роспись под бирюзовой глазурью и кобальтовая роспись под прозрачной бесцветной глазурью покрывает полусферические, дольчатые чаши и другие изделия. Продолжается выпуск предметов, украшенных люстром. Эту технику широко использовали для изготовления изразцов. Изделия, часто с рельефным рисунком, не только покрывали люстром, но и дополняли росписью синим или бирюзовым цветом. В искусстве этого времени широкое распространение получают образы и мотивы, перенесенные из Китая. Появляются изображения фениксов, драконов, лотосов, фигурок людей в монгольских одеждах. Меняется и стиль — рисунок укрупняется, становится более натуралистичным. Мастера стремились к максимальной заполненности фона, широко используя чисто графические элементы — штрихи, завитки, точки и подчеркнуто выразительные контуры.
Миниатюра при Тимуридах. Развитие иранской культуры продолжалось в период правления Тимура и его преемников — Тимуридов (конец XIV—XV вв.). В это время процветают школы миниатюрной живописи в Ширазе, Тебризе и Герате. Стремясь расширить пределы изображаемого мира, художники-миниатюристы используют иной принцип построения пространства. Характеристика пейзажа, интерьера становится богаче. Художник разворачивает изображение снизу вверх по всей плоскости листа и делит изобразительное пространство на отдельные планы. На протяжении XV века идет процесс совершенствования художественного языка и стиля иранской миниатюры, которая оформляется как один из элементов общего декоративного украшения рукописи. Расцвет живописи связан прежде всего с деятельностью гератской школы, с работой такого крупного живописца, как Камал ад-Дин Бехзад и художников его круга. Наиболее популярными остаются иллюстрации к поэмам «Шах-наме» Фирдоуси и «Хамсе» Низами.
3. 2. Об иранской коллекции государственного музея востока.
Музейная коллекция иранского искусства включает памятники с глубокой древности и до начала XX века. Большинство их отличается высоким качеством исполнения и редкими художественными достоинствами. Формирование коллекции началось с самого основания музея в 1918 году. Среди первых поступлений была коллекция средневекового искусства, собранная в Иране коллекционером-любителем К. Ф. Некрасовым. Это образцы средневековой керамики XII—XIV веков, рукописи, миниатюры. Многие экспонаты поступили из музеев Юрьева-Польского, Ялты, Иваново-Вознесенска, подмосковной усадьбы Остафьево, Музея народоведения в Москве и др. Около ста произведений прикладного искусства и миниатюры поступили из музея Строгановского училища. В период с 1919 по 1934 год в музей было передано из Государственного Исторического музея ценное собрание иранского искусства XVI— XIX веков известного русского коллекционера П. И. Щукина. Из коллекции Щукина происходит известная рукопись «Хамсе» Низами, датируемая 1490 — 91 годами. Ранее рукопись принадлежала французскому посланнику в Тегеране графу М. Гобино. В 1919—1924 годах поступили экспонаты из Государственных музейных фондов Москвы и Ленинграда, организованных на базе национализированных частных коллекций. Значительная часть произведений XIII—XIX веков (ткани, изразцы, цветное стекло, произведения масляной живописи и т. д.) были подарены музею в 1928 году бывшим генеральным консулом СССР в Исфахане В. Г. Тардовым. Уникальное собрание древней керамики и средневековых фаянсов XII—XIII веков поступило в музей в 1945 году в качестве дара от французской археологической миссии в Иране. Много памятников иранского искусства было приобретено во время организованных музеем научных экспедиций в республики Средней Азии и Закавказья. В последующие годы коллекции пополнились в основном экспонатами, приобретенными через Государственную закупочную комиссию и подаренными частными лицами.
В 1981 году в музее была образована Кавказская археологическая экспедиция, ведущая раскопки древних памятников на Кубани. Благодаря археологическим исследованиям меото-скифских курганов коллекции музея пополнились уникальными творениями искусства древнего Ирана. Среди них серебряный украшенный гравировкой сосуд и золотой ритон, завершающийся изображением пантеры с открытой пастью, изделия эпохи Ахеменидов.
Коллекция иранского искусства насчитывает около двух тысяч экспонатов. Сюда входит небольшое, но редкое по качеству собрание древнего периода (около 50 предметов) — керамика, луристанские бронзы, изделия из металла. Особую часть коллекции (более 100 вещей) составляют монеты и резные камни (аметисты, сердолики, лазуриты и др.), среди которых выделяются образцы глиптики времени Сасанидов. Наиболее полно представлены в коллекции керамические изделия XII — XIX веков, в том числе изразцы и сосуды с росписью «минаи», люстром и подглазурной росписью (всего около 500 предметов). В музее собрано более 60 рукописей и около 500 произведений живописи: миниатюра XV — XIX веков, масляная живопись, живопись на стекле XVIII — XIX веков. Дополняют коллекцию шелковые, шерстяные, хлопчатобумажные ткани XVI — XIX веков, украшенные тканым рисунком, вышивкой, набойкой, а также ковры XVII — XIX веков (около 400 предметов). Интересны собрания оружия, изделий из металла (около 400 вещей), из стекла (около 20 вещей), предметов из папье-маше и дерева, украшенных росписью под лаком (около 170 предметов), относящихся к разным периодам развития иранского искусства.
3. 3. Религия.
Шиизм в Иране - государственная религия.
В религиозном отношении преобладают мусульмане-шииты (главным образом персы и азербайджанцы). Суннитами являются курды, арабы, турки, афганцы.
Приход ислама в иранские земли совпал по времени с расколом в первоначальной общине последователей Мухаммеда из-за различного истолкования принципа наследования халифата. Иранцы, внесшие в становление арабо-мусульманской культуры вклад не меньший, чем сами арабы (только в первый век правления Аббасидов (750-846 гг.) из 45 наиболее видных представителей арабской науки и литературы 30 человек были персами), сделали свой исторический выбор: они приняли сторону "малого отряда" Хусейна, или "партии Али". Ислам разрушил структурно прежнюю веру коренных жителей Ирана, сохранив ее духовные ценности. Процесс осуществлялся на протяжении многих лет. Он отличался сложностью, противоречивостью. Ломка старой религии, разрушение отживших религиозных стереотипов совершались одновременно с утверждением новой веры формированием нового религиозного сознания, иной религиозной психологии. Но одновременно шел и другой процесс: зарождение новой цивилизации сопровождалось становлением ислама в качестве господствующей религии. И сам Али, единственный законный наследник пророка Мухаммеда, и все потомки Али - шиитские имамы, окончили свои дни трагически, это и определило трагическое мироощущение шиизма.
В шиитском исламе мученик-шахид - это прежде всего воин, который идет сражаться против даже во много раз превосходящей его силы. Самый почитаемый шиитский мученик, имам Хусейн, вышел против четырехтысячного войска халифа Язида-I с отрядом всего лишь в 70 человек. Имам Хомейни делал особый акцент на воинском начале в практике шехадата (мученичества). Можно говорить, что в Иране сложилась уникальная тысячелетняя традиция мученичества, определяющая менталитет одной из самых древних наций на земле. Надо сказать несколько слов о трактовке идеи о богоизбранности иранской земли ввиду фатального переселения туда прямых потомков Пророка ислама - непорочных имамов, означавшего перемещение центра шиизма, да и духовной авторитетности ислама вообще с арабских земель. В "Завещании" имама Хомейни встречается упоминание об Иране как о "стране Бакиятоллах" (одно из имен двенадцатого имама). Самоотверженно оберегая мусульманские святыни от всяких зловещих посягательств явных и скрытых недругов ислама, иранцы на заре формирования шиизма как нового облика ислама стояли на его страже. Бытует мнение, что шиизм достиг расцвета именно в Иране. Благодаря сокровенным мыслям и идеалам, духовной самозабвенности, высокой образцовой нравственности иранцы заняли достойную нишу в деле совершенства мусульманской теологии. Вобрав многие элементы из духовного наследия богатого прошлого Ирана, мусульманская конфессия достигла в своем развитии апогея. Шиизм стал национально-историческим достоянием иранцев, занимая при этом первое место в перечне их "ценностных приоритетов".