Мечеть - центр единения мусульман.
Исламское религиозное искусство, создающее материальные произведения, прежде всего проявило себя в архитектуре мечетей и каллиграфическом написании Слова Божьего.
Мусульманин, совершающий намаз (молитву) самостоятельно, наедине предстает перед Господом. Таким образом, весь облик мечети как места поклонения, формируется в воображении мусульманина в гармонии со смыслом и назначением намаза, который является важнейшим проявлением покорности и поклонения раба Божьего перед светлым Ликом Всевышнего.
Поскольку главная цель сотворения человека состояла в его искренней покорности и поклонении Высшей Истине - Аллаху, мечеть всегда служила в качестве главного проявления духа святости Ислама и полного единства с принципом сотворения человека. Но поклоняющийся Господу человек не есть существо, ниспосланное сверху на землю. Он чувствует себя наместником Бога на ней. Этим подчеркивается духовное значение мечети, в которой находит отражение внутренний мир человека, представляющего собой микрокосм, подобный макрокосму, то есть вселенской сущности. Таким образом , мечеть - есть отражение единобожной природы человека и в целом всего сотворенного Богом . Следовательно , архитектура мечети представляет собою воплощенное изображение земного мира и человека в его связи с космосом . Ибо человеческое тело - оболочка , в которой обитает животворный дух Божий .
Некоторые параметры мечети, с точки зрения исламского понятия единства:
1. Мечеть - это место сбора мусульман и центр их единения в совершении обрядов поклонения, решении социальных, политических вопросов, вопросов культуры и прочего, и не случайно, самая важная и самая крупная мечеть города или региона носит название "соборной мечети". 2. Ориентировка мечети и ее михраба (ниши в стене), в котором больше, чем в других частях мечети, имеются элементы декора, привязана к единому центру, а именно к Каабе (Мекка). Кааба - это и центр, и принцип. На ней концентрируется внимание во время намаза, здесь воплощается единство: вектор воли и стремление отдельного человека совпадают с общим вектором всего мира . 3. В мечети можно наблюдать "встречу" различных видов исламского искусства, это своего рода сокровищница и выставка шедевров. Здесь воочию убеждаешься в согласованности ислама и искусства. В мечети архитектор стремится воплотить гармонию в пропорциях; художник - украсить затейливым орнаментом и разноцветными плитками; каллиграф снабдить стены мечети красивыми надписями и изречениями, стихами из проповедей и хронограммами; присутствует в мечети и музыка: она звучит и в призыве муэдзина, и в голосе чтеца аятов из Корана, и в проповеди имама (настоятеля) мечети. Даже произведения ремесленников находят место в мечети, дополняя убранство дома Бога: здесь и великолепные ковры, и дорогие шторы и занавеси, и огромные сверкающие светильники и канделябры, резьба по дереву, золотое шитье - все это вносит свою лепту в украшение мечети и придает ей торжественность и величие.
Таким образом, в течение многих веков в мечети создавались условия для соединения достижений культуры и исламского искусства.
Список использованной литературы.
1 Материалы сайта www.iran.ru
(Энергетика, нефть, газ, здравоохранение, сельское хозяйство, металлургия, искусство, религия, население и др.)
2 П.И. Алтынов, П.А. Андреев и др. «Краткий справочник школьника. 5 – 11 кл.» - М. :Дрофа, 1998 г.