Смекни!
smekni.com

Существуют два основных способа изложения истории идей. Содной стороны, способ «повествовательный», на основе которого мы показываем переход идей от од­ного мыс (стр. 12 из 13)

Только тогда, когда этот подлинный консерватизм утрачивает свои социальные корни и приобретает рефлектирующий характер, возникает проблема его трансформации в городское интеллектуальное течение с собственными фиксированными максимами и методологическими прозрениями.

2. Теоретическое ядро консервативной мысли

Вот и вторая фаза нашего исследования. Мы описали основной импульс, скрытый за консерватизмом в его дотеоретической, примитивной форме. Теперь следует задаться вопросом, существует ли какое-либо теоретическое ядро, какая-то проблема в самом центре консервативной мысли в ее более развитой форме, анализ которой дал бы нам ясное видение основных методологических черт этого идейного направления.

Такая ключевая для консерватизма проблема существует. Консервативная мысль появилась как независимое течение, когда ее вынудили к сознательной оппозиции буржуазно-революционной мысли, способу мышления, основанному на идее естественного права. То, что прежде было более или менее скрытым импульсом консервативного мышления, обрело теперь теоретическое ядро, вокруг которого оно могло кристаллизоваться и развиться. У противника была «система», что вынудило консерватизм развивать собственную «контрсистему». Не следует, разумеется, попадать в ловушку Шталя, полагая, что в столкновение пришли две изолированные и четко сформулированные системы мысли. Консерватизм и либерально-буржуазная мысль - это не готовые системы, а способы мышления, непрестанно подвергающиеся изменениям. Консерватизм хотел не только мыслить иначе, чем его либеральные противники, он хотел, чтобы само мышление было иным, и именно этот импульс был дополнительным фактором, приведшим к возникновению новой формы-мышления. Для консерваторов ключевой проблемой была оппозиция мышлению, основанному на идее естественного права. Проведем классификацию всех черт, характерных для мысли, посвященной натуральному праву, и сравним их с соответствующими чертами консервативного мышления. Наша классификация делится на перечни содержательных и формальных черт, их методологию.

А. Содержание мысли, основанной на идее естественного права:

1)доктрина «естественного состояния»;

2)доктрина общественного договора;

3)доктрина суверенитета народа;

4)доктрина неотъемлемых прав человека (жизнь, свобода, собственность, право сопротивляться тирании и т. д.).

Б. Методологические черты мысли, основанной на идее естественного права:

1)рационализм как метод решения проблем;

2)дедуктивное следование от одного общего принципа к конкретным случаям;

3)постулат всеобщей правомочности для каждого индивидуума;

4)постулат универсальной применимости всех законов для всех исторических и общественных общностей;

5) атомизм и механицизм: составные целостности
(государство, право и т. д.) конструируются из изолированных
индивидуумов или факторов;

6) статическое мышление (правильное понимание считается самодостаточной, автономной сферой, независимой от влияния истории).

Наиболее обещающий способ проникновения в структуру консервативной мысли состоит в том, чтобы исследовать, как она противостояла всем этим аспектам мысли, основанной на идее естественного права.

Консерваторы атаковали содержание концепций, основанных на доктрине естественного права, ставили под вопрос идею естественного состояния, общественного договора и принципы суверенности народа и прав человека.

Методологическая критика приняла следующий оборот

1. Консерваторы заменяли Разум такими понятиями, как История, Жизнь и Нация.

Таким образом возникли философские проблемы, доминировавшие в течение всей эпохи. В абстрактной формулировке такие философские взгляды сосредоточены на старых проблемах «мысли» и «бытия», но их можно трактовать и как конкретные дискуссии, то есть в свете мощного опыта французской революции. Если рассуждать социологически, большинство философских школ, ставящих «мышление» прежде «бытия», имеет корни либо в буржуазно-революционной, либо в бюрократической психике, в то время как большинство школ, ставящих «бытие» прежде «мышления», происходит из идеологического противодействия романтизма, особенно из опыта, связанного с контрреволюцией.

2. Дедуктивным наклонностям школы естественного права консерватор противопоставляет иррационализм действительности. Проблема иррационализма - это вторая большая проблема данного периода: она приняла такую форму, которая заставляет искать ее социологические корни во французской революции. Проблема соотношения генезиса и правомочности приобретает современное значение в ходе этих идейных столкновений.

3. В ответ на либеральные постулаты всеобщего значения для всех консерватор ставит проблему индивидуума радикальным образом.

4. Понятие общественного организма было введено консерваторами для противопоставления либерально-буржуазному убеждению, что все политические и социальные инновации имеют универсальное применение. Это понятие имеет особое значение, поскольку вытекает из естественного для консерваторов стремления остановить распространение французской революции, указав на невозможность произвольного переноса политических институтов одной нации на другую. Столь характерное для консервативной мысли подчеркивание качественных характеристик также происходит из этого импульса.

5. Противостоящий конструированию коллективного целого из изолированных индивидуумов и факторов, консерватизм выдвигает тип мышления, который исходит из понятия целого, которое не является простой суммой его частей. Государство и нация не должны пониматься как сумма их индивидуальных членов, напротив, индивидуум должен пониматься только как часть более широкого целого (см. понятие «народного духа»). Консерватор мыслит категорией «Мы», в то время как либерал - категорией «Я». Либерал анализирует и изолирует различные культурные области: Закон, Правительство, Экономику; консерватор стремится к обобщающему и синтетическому взгляду.

6. Одно из главных логических возражений против стиля мышления, основанного на идее естественного права, - это динамическая концепция Разума. Сначала консерватор противопоставляет жесткости статической теории Разума движение «Жизни» и истории. Позднее, однако, он находит значительно более радикальный метод отделаться от вечных норм Просвещения. Вместо того чтобы рассматривать мир как вечно меняющийся в отличие от статичного Разума, он представляет сам Разум и его нормы как меняющиеся и находящиеся в движении. Таким образом, импульс противостояния мысли, основанной на идее естественного права, действительно принес нечто новое, позволил достичь новых прозрений, которые сыграли важную роль в дальнейшей эволюции.

Как мы уже отмечали, мы нигде не найдем консервативного мыслителя, который бы систематически атаковал естественноправовую мысль как целое; каждый из них критикует лишь определенные ее аспекты. Невозможно, таким образом, сопоставить две статичные, вполне развитые системы мышления. Все, что можно сделать, - это показать два способа мышления, два способа подхода к проблемам. С нашей точки зрения, проведенный анализ дотеоретических и теоретических элементов представляет собой единственную оправданную замену определения консервативной мысли.

В следующем разделе мы оставим это общее описание консервативной мысли и обратимся к более подробному историческому и социологическому анализу.

Примечания

Mannheim К. Conservative thought // Mannheim К. Essays on sociology and social psychology. London, 1953.

1 Cm. M. Scheler. Probleme einer Soziologie des Wissens. Munchen und Leipzig, 1924; K.Mannheim. Das Problem einer Soziologie des Wissens. «Archiv fur Sozialwissenschaft und Sozialpolitik» T. 53; Ideologische und soziologische Betrachtung der geistigen Gebilde. Jahrb. f. Soziologie II, Karlsruhe, 1926.

2 К. Маркс. К критике гегелевской философии права. Введение.

3 См.: de Maistre: «Nous ne voulons pas la contre-revolution, mais le contraire de la revolution».

4 E. Troeltsch. Der Historismus und seine Probleme. T. 1. Tubingen, 1922; P. R. Rohden. Deutscher und franzoesischer Konservativismus. «Dioskuren» T. 3, S.90-138.

5 Консервативная парламентская партия впервые появилась в прусском парламенте в 1847 году.

6 F. Meusel. Edmund Burke und die franzosische Revolution. Berlin, 1913; S.141; F.Braune. Edmund Burke in Deutschland. Heidelberg, 1917.

7 E.Barker. Political Thought in England. P.161.

8 He следует говорить о «немецкой мысли», что она консервативна как таковая, или что «французская мысль» в противоположность ей, оппозиционна и либеральна. Можно, самое большее, утверждать, что консервативная мысль была наиболее цельно и последовательно раз­вита именно в Германии, что вытекает из особых социальных черт, и то же самое можно сказать о рационализме и либерализме во Франции. А. де Токвиль уже указывал, что доминация общих идей и дедуктивных систем, заметная в политических сочинениях предреволюционного пе­риода, была скорее следствием особого социального положения фран­цузских литераторов того времени, чем какой-то внутренней черты «французского духа». (См. A. de Tocqueville. L'Ancien Regime et la Revolution. Paris, 1877, P.217).

Аналогичная «количественная» тенденция в античной мысли пока­зана в E. Frank. Plato und die sogenannten Pythagoreer. Halle, 1923, S. 143.

См. мнение Маркса о межчеловеческих отношениях в средние века: «Общественные отношения людей в их труде проявляются во всяком случае как их личные отношения, они не облечены в форму обществен­ных отношений вещей, продуктов труда» Das Kapital. 9-е изд., Hamburg, 1921, S.44.

11 G. Salomon. Das Mittelalter als Ideal der Romantik. S. 118.

12 Франц Оппенгеймер называет романтизм «интеллектуальной контрреволюцией» и объясняет его генезис в категориях «имитации через оппозицию». (См. F.Oppenheimer. System der Soziologie. Jena, 1922. T.1, S.4.). Однако романтизм не представлял собой простого отрицания ре­волюции, поскольку имел собственное позитивное содержание.