Смекни!
smekni.com

Существуют два основных способа изложения истории идей. Содной стороны, способ «повествовательный», на основе которого мы показываем переход идей от од­ного мыс (стр. 13 из 13)

13 G. Salomon. Das Mittelalter..., S.111,118-119.

14 Lord Hugh Cecil. Conservatism, p.9. N. Y. and London.

15 Cm. M. Weber. Wirtschaft und Gesellschaft fobingen, 1922, S.19. (Этот
«традиционализм», безусловно, не имеет ничего общего с французским
«традиционализмом» де Местра или де Бональда).

16 Там же, S. 22.

17 См. статью Рахфаля в «Konservativ» Politisches Handworterbuch.
ed. P.Herre, Leipzig, 1923.

18 Там же.

19 Lord Hugh Cecil. Conservatism, p.64.

20 L. Bergstrasser. Geschichte der politischen Parteien in Deutschland.
Schriftenreihe der Veiwaltungsakademie, Berlin, N 4, 2 изд. Mannheim, etc. S. 5.

21 В средние века также существовали прогрессивные центры, носители динамического принципа: города. Они были, однако, изолированы в статичном окружении. Насколько нам известно, международная культу­ра средних веков, представляемая Церковью, не имела элемента «направленного изменения», в рамках которого каждое событие выпол­няло бы какую-то роль, влияющую на целое. О трудностях формирова­ния партий в феодальном мире см. Lamprecht, Deutsche Geschichte. II Erg-Hlbd., S. 53. Freiburg im Breisgau, 1904.

22 E. Lederer. Das ekonomische Element und die politische Idee im modernen Parteiwesen. «Zeitschrift fuer Politik» T. 5, 1911. Интеллектуальная жизнь в Германии определенно разделяется на консервативное и либераль­ное направления только после 1840 г. Существование консервативного и либерального «стилей мышления» было очевидно много раньше, со времени Французской революции. Идеологические тенденции в Герма­нии предваряли появление соответствующих социальных структур.

23 Об определении «абстрактности» у Бёрка см. F. Meusel, Edmund Burke..., S.12, 137. Гегель характеризовал свободу «абстракции» как «негативную свободу», свободу обычной рационализации и приписал ей деструктивные тенденции. (G. W. F.Hegel. Philosophie des Rechts. К §5). Социалистические левые приняли позднее категорию «конкретности» как основную в исследованиях общества - для этой группы «конкретность» состоит попросту в борьбе классов.

24 Прусский юрист Беккер выразил это следующим образом: «Хорошая администрация стоит выше наилучшей конституции». Цит. в G. v. Bekker, Die Anfange der Konservativen Partei in Preussen. Internationale Wochenschrift: Wissenschaft, Kunst und Technik 1911.

25 J. Moser. Samtliche Werke, Berlin, 1812-1843. T.4, S.158

26 A. H. MueIIer. Die Elemente der Staatskunst (1809: Wien und Leipzig,

1922. T.1, S.153, 152-163, 281.

27 G. W. F. Hegel. Philosophie des Rechts. Hrs. 3. v. Lasson, S.302.

28 Там же, S.297.

29

См. французскую «Декларацию прав человека и гражданина».

30 A.H.MueIIer. Die Elemente..., T.1, S156, 313.

31 Там же, Vol. l, S.151.

A. v. Martin. Weltanschauliche Motive im altkonservativen Denken in: Deutscher Staat und deutsche Parteien. Festschrift fuer Meinecke. Muenchen und Berlin, 1922, S.345.

33 Op. cit., S.433.

34 G. W. F. Hegel. Philosophie des Rechts. Дополнение T. 5, S.287; Приме­чание I, S. 103. MueIIer (op. cit., vol. I, S.313) также говорит о негативной свободе. См. G. Rexius «Studien zur Staatslehre der historischen Schule», Hist. Zschr. Vol.107, S.499, 1911.

35 G. W. F. Hegel. Op. cit., S. 288.

36 Op. cit., дополнение к 7, S. 288.

37 Op. cit.

38 F. J. Stahl. Die Philosophie... T.1, S.143, T.2, S.26.

39

Отметим инфильтрацию либеральных идей в консервативную систему мысли.

40 F. J. Stahl. Die gegenwartigen Parteien in Staat und Kirche. Berlin, 1863,
41 Ibid., S.10.

42 См. гегелевский комментарий в предисловии к «Философии права», цитир. в F. Rosenzweig. Hegel und der Staat, vol.1, s. 31, Muenchen, Berlin, 1920. У Шталя оправдание «сущего» опирается на религиозный базис. Philosophie des Rechts. Vol. 2, S.109.

43 У Ранке в «Политическом диалоге» Фридрих, глашатай консерватизма, заявляет: «Надеюсь, что я не говорил так, как будто хотел опи­сать идеальное состояние. Я хотел просто охарактеризовать тот мир, в котором мы живем». (L. v. Ranke. Das Politische Gesprach. Halle, 1925, S. 29).

44 Этот фатализм может приобретать самые разные формы: он про­является как фатализм теологический, научный и исторический.

45 О праве, языке, обычаях и конституции, трактуемых как интеграль­ные целые см. F. C .v. Savigny. Vom Beruf unserer Zeit fuer Gesetzgebung und Rechtwissenschaft (1814), S. 5. Гегель хвалил Монтескье за понима­ние права и законодательства «как зависимого элемента единой общно­сти, стоящего в связи со всеми другими факторами, составляющими характер определенного народа и определенной эпохи; в этой взаимо­связи они обретают свое подлинное значение и, тем самым, свое оправдание». Op. cit., S. 21.

46 Это, конечно, не означает, что каждый консерватор переживает время иначе, чем либерал, это вообще невозможно проверить. Мы ут­верждаем лишь то, что в высказываниях консерваторов время как кате­гория появляется в другой роли, чем в высказываниях прогрессистов.

47 J. Moser. Samtliche Werke. T. 6, S. IX-X.

48 . A. H. Mueller. Die Elements. T. 1, S. 145.

49 О других характерных чертах демократического образа мысли см. C. Schmitt. Die geistesgeschichtliche Lage des heutigen Parlamentarismus. Muenchen und Leipzig, 1323, S.15.

50 См. следующее феноменологическое различение между «воспоминанием» и «традицией», предложенное Максом Шелером: «В подлинно «традиционалистском» поведении опыт прошлого не присутствует в своей неповторимости, его ценность и смысл выступают как «современное», а не «прошедшее», как в случае «воспоминания». (M. Scheler. Vom Umsturz der Werte. Leipzig, 1909. T. 2, S. 202-203). Сход­ным образом «прогрессистское» поведение, по Шелеру, отличается от ожиданий»: в первом будущий ход событий становится реальностью без явного предвосхищения (Там же).