Смекни!
smekni.com

Существуют два основных способа изложения истории идей. Содной стороны, способ «повествовательный», на основе которого мы показываем переход идей от од­ного мыс (стр. 7 из 13)

В рамках всякой динамичной историко-структурной конфигурации мы можем выделить отдельные «основные интенции» («Grundintention»), усваиваемые индивидуумом в той мере, в какой его собственный опыт определяется «структурной конфигурацией» как таковой. Даже эта сердцевина, эта основополагающая интенция не является вечно правомерной во времени и истории. Она также возникла в истории и в близкой связи с судьбой конкретных живых людей.

Консерватизм представляет собой именно такую исторически развитую динамичную объективную структурную конфигурацию. Люди переживают опыт и ведут себя консервативным образом (в отличие от традиционалистского) в той и только в той мере, в которой включаются в одну из фаз развития этой объективной мыслительной структуры (обычно в современную им фазу), и ведут себя в соответствии с этой структурой или просто воспроизводя ее целиком или частично, или развивая ее далее через приспособление к конкретным жизненным ситуациям.

Только тогда, когда особая природа объективности этой динамичной структурной конфигурации будет вполне понята, можно будет отличить поведение «консервативное» от традиционалистского.

Традиционалистское поведение представляет собой практически чистую серию реакций на раздражители16. Поведение консервативное - осмысленно, вдобавок осмыслено по отношению к изменяющимся от эпохи к эпохе обстоятельствам. Ясно, что нет неизбежного противоречия в факте, что политически прогрессивный индивидуум реагирует вполне традиционалистски в своей повседневной жизни. В политической сфере им движет более или менее осмысленная объективная структурная конфигурация, но в повседневной жизни его поведение представляет собой цепь реакций. Теперь встают два вопроса. Во-первых, определение «консерватизм» следует понимать не только в политическом смысле, хотя, как увидим, политический аспект, как правило, весьма важен. Консерватизм предполагает также существование общего философского и чувственного комплекса, который может даже создавать определенный стиль мышления. Во-вторых, консерватизм как объективная историко-структурная конфигурация не обязательно должен исключать из своей сферы традиционалистские элементы. Напротив, мы увидим, что в действительности консерватизм может воплощаться в конкретном историческом виде традиционализма, развивая его до конечных логических выводов.

Однако несмотря на частичное наложение обоих явлений, а может быть, именно поэтому различение между поведением исключительно традиционалистским и консервативным необычайно точно. Именно потому, что традиционалистское поведение имеет чисто формальную полуреактивную природу, у него практически нет истории, которую можно было бы проследить, в то время как консерватизм, напротив, представляет собой качество с явно исторической и общественной длительностью, сформированное и развитое в особой исторической и социальной ситуации, как на то указывает лучший проводник по истории - язык (само определение «консерватизм» новое и относительно свежее).

Шатобриан первый придал этому слову особое значение, дав название «Консерватор» периодическому изданию, предназначенному для пропаганды идей политической и клерикальной Реставрации17. Слово вошло в широкий обиход в Германии в 30-е годы18, а в Англии было официально принято в 1835 г.19 Появление нового термина можно считать показателем нового общественного явления, хотя это немного нам говорит о подлинной природе последнего.

2. Общественный фон современного консерватизма

Современный консерватизм отличается от традиционализма прежде всего тем, что является функцией одной специфической исторической и социологической ситуации. Традиционализм - это общая психологическая позиция, выражающаяся у разных индивидуумов как тенденция держаться за прошлое и избегать новаций. Не эта элементарная психологическая тенденция может выполнять особые функции по отношению к общественному процессу. То, что прежде представляло собой исключительно только общую для всех людей психологическую черту, в особых обстоятельствах становится центральным фактором, придающим единство особой тенденции в общественном процессе.

Такое развитие традиционалистской позиции, превращающейся в ядро определенного общественного направления, не происходит спонтанно, а выступает как реакция на тот факт, что «прогрессивность» оформилась в качестве определенной тенденции.

Традиционализм является, по сути, одной из таких скрытых тенденций, которые присущи каждому индивидууму. Иначе консерватизм, сознательный и рефлексивный, поскольку с самого начала он выступает как движение «против», в сознательной оппозиции к высокоорганизованному, целостному и систематическому «прогрессивному» движению.

Появление сознательного консервативного движения указывает, что современный общественный и интеллектуальный мир сформировал определенную свойственную для него структуру. Само существование консерватизма как целостной тенденции означает, что история все более развивается через взаимодействие таких целостных тенденций и движений, из которых одни «прогрессивны» и форсируют общественные изменения, в то время как другие «реакционны» и сдерживают их.

Возникновение таких тенденций обЪясняет нам факт, что современное общество постепенно достигает состояния нового динамичного единства ценой всех старых, самодостаточных феодальных единиц, все более растворяющихся в единицах национальных; эти последние позже , возможно, растворятся в наднациональых целостностях. Хотя на первый порах нации остаются в значительной мере автономными социально и культурно, основные экономические и общественные проблемы во всех современных государствах так сходны в структурном плане, что нет ничего удивительного в том, что сравнимые общественные и интеллектуальные разделы повторяются всюду.

Эти общие для всех современных государств структурные проблемы таковы: 1) достижение национального единства; 2) участие народа в правлении; 3) включение государства в мировой экономический порядок; 4) решение социальной проблемы.

Проблемы эти так важны для социальной и интеллектуальной жизни сообщества, что все внутренние разделы явно углубляются в связи с напряженностью, вытекающей из попыток решения этих основных проблем общественной структуры. Религиозные столкновения превратились в политическую борьбу, и уже во время английской революции можно наблюдать политические разделы, скрытые за религиозными различиями. Чем больше мы приближаемся к ХIХ веку, тем более это справедливо по отношению к другим интеллектуальным явленям, тем легче описать их, обращаясь к линиям партийных разделов, в категориях, опосредованных или непосредственных связей с общественными или политическими проблемами.

По мере того как сознательный, функциональный консерватизм появляется в качестве самостоятельно политической силы, он выходит также за рамки собственно политической сферы и становится определенной формой опыта и мысли. Примерно в это же время, а может быть, даже несколько раньше, чем появился политический консерватизм, сформировался также соответсвующий «Weltanschauung» и консервативный способ мышления. Определения «консервативный» и «либеральный» в нашей терминологии означают применительно к первой половине XIX века нечто большее, чем политические цели -- они предполагают особое родство с определенными философиями и, следовательно, совершенно различные способы мышления. Таким образом, понятие «консерватор» означает, так сказать, всю обширную структуру мира, и социологическое определение этого слова (неизбежно более богатое, чем политико-историческое определение) также должно учитывать историческую конфигурацию, которая породила новое определение как показатель нового факта.