Смекни!
smekni.com

Существуют два основных способа изложения истории идей. Содной стороны, способ «повествовательный», на основе которого мы показываем переход идей от од­ного мыс (стр. 1 из 13)

Консервативная мысль

Введение

1. Стили мышления

С

уществуют два основных способа изложения истории идей. С одной стороны, способ «повествовательный», на основе которого мы показываем переход идей от од­ного мыслителя к другому и ведем эпический рассказ о ее развитии. С другой стороны, существует способ, с которым я хотел бы поэкспериментировать в данном тексте, связанный с недавно созданной социологией_знания3.

Ядро этого способа - понятие стиля мышления. Исто­рия мысли рассматривается при таком подходе не как обыч­ная история идей, а через анализ различных стилей мышле­ния, их рождения и развития, слияния и упадка; ключом к по­ниманию изменений мысли служит меняющийся обществен­ный фон, прежде всего судьба классов и общественных групп, которые выступают «носителями» этих стилей мышления.

Англосаксонская социология выработала понятие, очень близкое к немецкому «стилю мышления», а именно «мыслительные навыки», но хотя у них много сходных черт, тем не менее нельзя забывать и об их различиях. Опре­деление «мыслительные навыки» описывает лишь то обстоя­тельство, что люди автоматически пользуются уже имеющи­мися образцами не только во внешнем поведении, но и в мышлении. Большинство наших интеллектуальных реакций имеет нетворческий характер и представляет собой повторение определенных тезисов, форма и содержание которых были переняты нами из культурной среды в раннем детстве и на более поздних стадиях нашего развития и которые мы авто­матически используем в соответствующих ситуациях. Они представляют собой, таким образом, результат условных рефлексов, подобно другим привычкам. Однако определение это нельзя счесть удовлетворительным, поскольку оно каса­ется только одного аспекта интересующей нас проблемы. По­нятие «стиля мышления» родственно ему в той мере, в какой также исходит из утверждения: индивиды не создают мысли­тельных образцов, благодаря которым они понимают мир, а перенимают это образцы у своих социальных групп. Наша

572

концепция предполагает, однако, менее механистический подход к истории мысли. Если бы мышление развивалось ис­ключительно через создание навыков, те же самые образцы распространялись бы вечно, а изменение мысли показывает, что в обществах дифференцированных и особенно динамичных образцы человеческого мышления непрестанно подвергаются изменениям. Таким образом, если мы хотим рассмотреть эти разнородные формы мышления, то должны пользоваться та­кой категорией, как «стиль», поскольку с «созданием навыков» далеко не уйдешь.

По сути дела, именно история искусства дает нам по­нятие, которое вполне отражает особенности истории мысли. В истории искусства концепция стиля всегда играла особую роль, позволяла классифицировать сходства и различия, встречающиеся в разных формах искусства. Каждый согла­сится с мнением, что искусство развивается благодаря стилям и что эти стили появляются в определенное время и в опре­деленном месте и по мере развития определенным образом выявляют свои формальные тенденции. Современная исто­рия искусства выработала довольно точный метод классифи­кации важнейших стилей и реконструкции (в рамках отдель­ных стилей) постепенных процессов изменений, благодаря которым мелкие изменения аккумулируются, приводя к полному изменению стиля. Этот метод стал настолько точ­ным, что позволяет практически во всех случаях безошибочно установить дату создания произведения искусства путем про­стого формального анализа его компонентов. Обученный ис­торик искусства всегда сможет сказать, предварительно не знакомый с тем или иным произведением, что «оно было на­писано в таком-то и таком-то году художником такой-то шко­лы». Утверждение подобного рода не является домыслом, поскольку искусство действительно развивается «стилями», а в рамках отдельных стилей мы имеем дело с постепенными изменениями во времени, благодаря чему можем локализо­вать неизвестные до сих пор произведения искусства.

Я выдвигаю тезис, что человеческая мысль также раз­вивается «стилями» и что различные школы мышления можно различать благодаря различным способам использования отдельных образцов и категорий мышления. Таким образом, должна быть возможна «локализация» анонимного текста как анонимного произведения искусства, если только мы дадим себе труд реконструировать различные стили мышления, свойственные данной эпохе, и их варианты, свойственные отдельным индивидам.

В истории философии и литературы мы пользуемся в первом приближении подразделением на «средневековую», «ренессансную», «либеральную» и «романтическую» школы,

573

что может создать впечатление, будто концепция стилей мышления общепринята, но в действительности мы чаще все­го не отдаем себе в этом отчета по двум причинам. С одной стороны, мы полагаем, что мышление едино, одинаково у всех людей, если признать ошибки и разного рода отклонения второстепенными факторами. С другой - мы имеем дело с предположением (противоречащим предыдущему), что каж­дый человек мыслит индивидуально и независимо от всех остальных. В этом случае преувеличиваются неповторимые черты каждого индивидуального мышления, а влияние обще­ственной среды при этом игнорируется. Если бы мы примени­ли эти положения к истории искусства, то должны были бы принять либо что не существует ничего, кроме искусства как такового, либо, с другой стороны, что каждый художник пред­ставляет собой неповторимое, самодостаточное целое. Мы не отрицаем ценности мышления об искусстве вообще, не отри­цаем также различий между отдельными художниками и их вкладом в искусство, но важнейшей единицей анализа должен оставаться стиль эпохи, на фоне которого достижения от­дельного индивида можно заметить и оценить. Однако именно этого среднего уровня анализа между уровнем наиболее аб­страктным и наиболее конкретным нет в истории мысли. Мы слепо не замечаем существования стилей мышления, по­скольку наши философы стараются нас убедить, что мысль не развивается как интегральная часть исторического процесса, а снисходит на человечество как абсолют; историки же лите­ратуры в монографиях выдающихся писателей, как правило, убеждают себя, что конечным источником всякой мысли явля­ется личность. Первая из названных концепций представляет историю мысли искусственно гомогенной и недифференциро­ванной, в то время как другая ее атомизирует. Именно вслед­ствие отсутствия интереса к среднему уровню мы не развива­ли до сих пор инструментов познания, позволяющих разли­чать стили мышления Мы не замечаем основополагающих различий в стилях мышления, поскольку не верим, что они существуют. Если бы мы дали себе труд исследовать мелкие изменения в развитии какого-либо способа мышления опре­деленной общественной группы на протяжении ее истории, искусственно созданная гомогенность или атомизация уступи­ли бы место подлинной дифференциации.

Именно этим мы и хотим заняться в данной работе. Мы хотели бы взглянуть на мыслителей того времени как на представителей различных стилей мышления. Мы хотим списать различные способы их подхода к проблемам как отражение взглядов соответствующих групп. В рамках этого метода мы надеемся показать как внутреннее единство стиля мышления, так и те отклонения и модификации которые должен претер

574

петь понятийный аппарат всей группы в целом по мере того, как она меняет свое положение в обществе. Это означает, что мы должны более внимательно проанализировать понятия, использовавшиеся мыслителями из разных социальных групп, существовавших в определенную эпоху, чтобы выяснить, не использовали ли они порою идентичные термины, придавая им различные значения. Ядром нашей исследовательской техники будет, таким образом, анализ значений. Слова никогда не озна­чают одно и то же, если произносятся представителями раз­ных общественных групп, даже в одной стране. А небольшие различия смысла служат лучшим проводником к различным мыслительным тенденциям определенного общества.

2. Соотношение между стилями мышления и их общественным фоном

Прежде чем дать в развитии наш метод доказатель­ства того, что стили мышления существуют как относительно независимые целостности, мы должны уделить некоторое внимание общественным «носителям» этих стилей. Подобно тому, как невозможно описать стиль в искусстве без описания художественных школ и общественных групп, которые «представляют» этот стиль, так мы никогда не поймем изме­нений в стилях мышления без исследования общественных групп, выступающих носителями этих изменений. Взаимоот­ношения между стилем мышления и его общественным но­сителем непросты. Быть может, правда, что наиболее значи­тельные изменения классовой структуры общества лежат в основе важнейших изменений стилей мышления, но в случае более мелких изменений эта общая гипотеза нуждается в мо­дификации. Главным показателем связи между существова­нием и судьбой общественных групп, с одной стороны, и оп­ределенными стилями мышления, с другой, служит то обсто­ятельство, что неожиданный крах определенного стиля мыш­ления, как правило, совпадает с неожиданным крахом группы -носителя этого стиля, так же как слияние двух стилей мышления соответствует слиянию групп. Есть основания предполагать, что такая же связь между стилями мышления и их носителями су­ществует не только в поворотных точках истории и в периоды общественных кризисов. Судьба группы явно находит отраже­ние в малейших изменениях в развитии стиля мышления.

3. «Основополагающий мотив»

Всякое исследование изменения стилей мышления, характерных для первой половины XIX века, должно начи­наться с утверждения, что Французская революция подей

575

ствовала как катализатор на различные виды политической деятельности и на различные стили мышления.