Смекни!
smekni.com

Специальный курс для обучающихся по специальности 030501. 65 Юриспруденция, 030505. 65 Правоохранительная деятельность. Очная и заочная формы обучения. Ставрополь 2010 (стр. 11 из 28)

При оценке эффективности системы обеспечения экономической безопасности страны необходимо учитывать состояние национального потребительского рынка.

В целом российский рынок становится все более привлекательным для мировых производителей, продажи которых в России ежегодно увеличиваются на 20—30% и более.

Таким образом, для того, чтобы обеспечить комплексную правовую охрану авторских, смежных, изобретательских и патентных прав необходимо усовершенствовать российское законодательство, что является важным шагом на пути к эффективной и всесторонней защите интеллектуальной собственности. Тема 3. Причинный комплекс преступлений,

совершаемых в сфере оборота контрафактной продукции

Лекция – 2 часа.

Семинарское занятие – 2 часа.

Целевая установка лекции по теме: «Причинный комплекс преступлений, совершаемых в сфере оборота контрафактной продукции».

Цель: дать систематизированные основы знаний о причинном комплексе преступлений, преступлений, совершаемых в сфере оборота контрафактной продукции, акцентировав внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы.

Задачи

Изучение причин и условий преступлений, совершаемых в сфере оборота контрафактной продукции.

Рассмотрение объективных и субъективных факторов в причинном комплексе преступлений, совершаемых в сфере оборота контрафактной продукции.

План лекции

Введение.

1. Понятие и характеристика причинного комплекса преступлений, совершаемых в сфере оборота контрафактной продукции.

2. Иные причины и условия, способствующие распространению контрафактной продукции в России.

Заключение.

Литература

1. Савельева И.В. От «века Анны» – к ХХ веку // ИС в Беларуси. – 1999. - №14. - С.10-16.

2. Исаенко, В.Н. Введение в кн. Расследование преступлений о нарушении авторских и смежных прав./Под общ. ред. Боголюбовой Т.А. - М.: Приор, 2001. - С.1.

3. Из основного документа Международной конференции «Мошенничество и контрафактная деятельность в России. Предотвращение и борьба». - М. Мэрия г. Москвы, 29-30 ноября 2000г.

4. Близнец, И. Пираты XXI века.//ИС: авторское право и смежные права. - 2000. - №3. - С.6.

5. Сергеев, А.П. Право ИС в РФ. Учебник. Издание второе. - М.: Проспект, 2000. - С.391-392.

6. Близнец И., Право ИС в РФ. Учебник. Издание второе. - М.: Проспект, 2000.С.7.

7. Близнец, И., Право ИС в РФ. Учебник. Издание второе. - М.: Проспект, 2000.С.4.

8. Щерба, С.П. Тезисы доклада на конференции прокуроров России по защите ИС. И. 26-28 февраля 2001г.

Введение

Одной из составных частей общего причинного комплекса преступности являются причины и условия индивидуального преступного поведения. Изучение существующей между ними взаимосвязи является важной криминологической задачей. Однако если причины преступности в целом обусловлены противоречиями социальной среды, то причины и условия совершения конкретного преступления в большей степени подвержены влиянию непосредственного окружения человека и той микросреды, в которой происходит его формирование. Таким образом, проявляется сложный комплекс причинных зависимостей - от индивидуального преступного поведения и его непосредственных детерминант до общих причин преступности, поскольку в конечном счете преступления совершают конкретные представители общества, являющиеся носителями его устоев и условий его жизнедеятельности во всем их многообразии и реальных проявлениях. Да и сама микросреда, оказывающая прямое воздействие на формирование конкретного индивида, производна от более широкой общественной среды и в определенном смысле является ее порождением.

В конкретном преступлении и его причинах в большей степени, чем это происходит на общем уровне, проявляется их взаимосвязь с личностными особенностями индивида. Тем не менее, признавая индивидуальность каждого преступления и его причин, следует выделить те механизмы, которые являются едиными для всех преступлений.

1. Понятие и характеристика причинного комплекса преступлений, совершаемых в сфере оборота контрафактной продукции

Противодействие изготовлению и распространению контрафактной продукции в России является достаточно сложной и многоаспектной задачей. Для ее решения задействованы правоохранительные органы, общественные организации, органы исполнительной власти, правообладатели и потребители товаров. Конечный результат деятельности вышеуказанных субъектов профилактики опирается на положения законодательных актов РФ по правовой охране и защите нарушаемых прав интеллектуальной собственности и санкции по привлечению к ответственности за эти нарушения. От правильного применения этих норм во многом зависит успешная правоприменительная практика по противодействию изготовлению и распространению контрафактной продукцией.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые на федеральном уровне меры, включая активизацию деятельности созданной в конце 2002 г. Правительственной комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, переименованной в мае 2005 г. в Правительственную комиссию по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию, медленно разворачиваются работы по формированию и реализации государственной политики по защите прав интеллектуальной собственности, пресечению производства и распространения контрафактной продукции, в основе которой лежали бы единая концепция и продуманная адекватная создавшемуся положению в стране государственная целевая комплексная программа. Увы, в связи с этим недостаточно скоординированные действия министерств и ведомств в этом направлении продолжают оставаться малоэффективными. Разные организации оперируют различными данными, которые серьезно отличаются друг от друга, что создает сложности при определении мер по противодействию изготовлению и распространению контрафактной продукцией.

В Российской Федерации нет организационной структуры, которая в подобных случаях могла бы выступать в качестве арбитра и обладала достаточными полномочиями и возможностями для сбора такой информации. Отсутствует и методика расчета показателей, отражающих масштабы контрафакции в сфере интеллектуальной собственности, хотя определенные попытки в этом направлении делаются. Так, например, известны работы Российского государственного института интеллектуальной собственности (РГИИС) Роспатента с участием ряда организаций по оценке состояния и прогнозирования основных тенденций производства и распространения контрафактной продукции на территории России на примере рынка аудио-, видеопродукции, включая проведение мониторинга мультимедийного рынка за 2005 г. Это, во-первых.

Во-вторых, несовершенство законодательной и нормативно-технической базы, размытый механизм государственного регулирования потребительского рынка, а также безнаказанность должностных лиц, отвечающих за его функционирование и допускающих наличие в торгующих организациях значительного количества контрафактных товаров. Заинтересованность в той или иной степени в производстве контрафактной продукции местных властей привели к сращиванию интересов чиновников, некоторых политиков, товаропроизводителей, поставщиков сырья и ингредиентов из-за рубежа. Основная масса контрафактных товаров поступает на потребительский рынок от фиктивных оптовых поставщиков (фирм-однодневок) и сбывается через мелкорозничную сеть (до 70% продукции), поэтому практически невозможно проследить движение партий этих товаров и провести отбор проб и экспертизу.

В-третьих, несовершенство законодательства РФ и судебной правоприменительной системы по выявлению и изъятию контрафактной продукции, предоставлению производителям качественных товаров юридических оснований для судебного преследования изготовителей поддельной продукции, выпускаемой под известными товарными знаками или нарушающей авторские права. Это связано и с тем, что институт охраны и защиты интеллектуальной собственности с присущей ему спецификой и сложностью правового регулирования является относительно новым в отечественной правовой системе и недостаточно апробирован на практике. Кроме того, формирование законодательства в этой области значительно опередило уровень правосознания участников оборота объектов интеллектуальной собственности и правоприменителей.

В-четвертых, привлекательность контрафактной продукции из-за ее более низкой стоимости (примерно в 1,5—3 раза) по сравнению с легальной оригинальной продукцией. Этому содействует общий низкий уровень жизни значительной части населения. Как свидетельствуют результаты социологических исследований, граждане нашей страны считают вполне допустимыми приобретение и использование «безобидной» контрафактной аудио-, видеопродукции, программного обеспечения, одежды и т.п. Вместе с тем, крайне негативно относятся к присутствию на рынке только такой поддельной продукции, которая способна тем или иным образом негативно повлиять на жизнь и здоровье людей (лекарства, продукты питания, алкоголь, автозапчасти).

В-пятых, недостаточная подготовленность сотрудников контролирующих и проверяющих организаций по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности, слабая техническая оснащенность средствами контроля качества продукции и соответствия ее установленным стандартам для выявления признаков контрафакции; отсутствие в большинстве субъектов РФ представителей правообладателей, экспертных центров, уполномоченных проводить исследования контрафактной продукции.

В-шестых, отсутствие должного внимания к проведению скоординированных систематических исследований и разработок по различным аспектам усиления борьбы с контрафакцией в сфере оборота интеллектуальной собственности с учетом опыта законодательной и практической деятельности зарубежных стран.