Смекни!
smekni.com

Специальный курс для обучающихся по специальности 030501. 65 Юриспруденция, 030505. 65 Правоохранительная деятельность. Очная и заочная формы обучения. Ставрополь 2010 (стр. 12 из 28)

Одним из главных факторов причинного комплекса преступности в сфере оборота контрафактной продукции являются социально-политические причины. Интенсивный рост преступности в период руководства страной той или иной администрацией часто оценивался как политический провал и следствие слабой способности к управлению, а стабилизация уровня преступности или его некоторое снижение признавались важным элементом политического успеха[46].

Известно, что государственная стабильность определяется политикой, политической ситуацией в стране, которая влияет на весь комплекс отношений в обществе. При сильной политической власти в стране эффективно функционируют все государственные институты, наблюдается экономический подъем, что в свою очередь ведет, во-первых, к росту благосостояния граждан, повышению их социального статуса и, во-вторых, к снижению преступности или ее стабилизации. И, наоборот, политическая нестабильность отрицательно сказывается на регулировании общественных отношений, что в свою очередь влечет снижение жизненного уровня населения, их незащищенность в правовой и социальной сферах. И как следствие - наступают негативные последствия, а именно - рост преступности.

Это и произошло в начале 90-х гг. прошлого века в России, когда смена общественного строя внесла качественные изменения в экономику и образ жизни всех социальных слоев населения. Они довольно быстро и порой настолько однозначно детерминировали поведение людей в определенных областях, что значительная часть их отрицательно влияла на выбор вариантов принимаемых решений. Подчас такой выбор происходил вопреки сложившимся убеждениям и предпочтениям[47].

Государство в лице его законодательной, исполнительной и судебной властей, наделенное обширными функциями обеспечения экономической деятельности, а также ее защиты, на наш взгляд, своевременно не приняло мер по защите интеллектуальной собственности. Одновременно следует заметить, что в тот временной период интеллектуальная собственность на 80% перешла в коммерческий оборот, прибыль получали частные издательства, различные лжесоюзы и фонды, владельцы шоу-бизнеса; товаропроизводители аудиовизуальных произведений, изготовители программ ЭВМ и базы данных, их продавцы и т.п[48].

В такой ситуации вряд ли можно положительно оценить чрезмерно либеральную административно-правовую и уголовную политика в области борьбы с преступностью в сфере производства и распространения контрафактной продукции. Государство с момента начала новейших экономических реформ ни разу не продемонстрировало последовательного стремления обеспечить интеллектуальной собственности равную с вещной собственностью защиту.

К политическим факторам, детерминирующим преступления в сфере производства и распространения контрафактной продукции, следует отнести и высокий уровень коррумпированности чиновничьего аппарата.

В число детерминант политического характера преступности в сфере производства и распространения контрафактной продукции необходимо включить политическое сопротивление вступлению России во Всемирную торговую организацию.

Не в меньшей степени на рост преступности в сфере производства и распространения контрафактной продукции влияют и социально-экономические причины, которые в обстановке экономического хаоса, возникшего в результате развала многих сложившихся организационно-экономических, производственных связей и структур, сбоев в работе финансовой системы страны, выступили своеобразным стимулятором роста криминогенности в сфере оборота контрафактной продукции.

Кроме вышеизложенного, в ходе реформ произошел резкий спад производства и платежеспособного спроса, что привело к падению уровня инновационной активности. Только такие отрасли, как машиностроение, пищевая и химическая промышленность проявляют инновационную активность[49].

Неэффективность государственного и общего контроля за соблюдением законодательства о приватизации, недостаточно четкая регламентация отдельных вопросов, регулирующих порядок и способы проведения приватизации, отсутствие специальных методов выявления, предупреждения и раскрытия правонарушений в процессе приватизации привели к массовым нарушениям. Анализ уголовных дел, материалов прокурорских проверок свидетельствует о том, что требования законодательства о приватизации повсеместно игнорировались. Еще на начальных стадиях более четверти всех постановлений по приватизации, по сведениям правоохранительных органов, содержали нарушения норм действующего законодательства.

В тяжелейшем положении оказались предприятия наукоемкой промышленности, в которых сосредоточены наиболее квалифицированные кадры и основной потенциал структурной перестройки и роста нашей экономики. Во многих отраслях сокращение производства превышало 70%.

Активное вовлечение объектов интеллектуальной собственности в коммерческий оборот повлекло за собой целый ряд проблем, многие из которых коренятся в неумении одних отстаивать свои права, нежелании других платить им за использование прав, связанных с интеллектуальной собственностью, и стремлении третьих извлечь выгоду из этого противоречия[50].

К основным экономическим факторам, способствующим распространению контрафактной продукции, отнесена значительно меньшая ее себестоимость. Особенно это характерно для контрафактной аудио, видеопродукции, а также для производства программного обеспечения ЭВМ. Для правонарушителей все расходы на производство складываются в покупке легального диска, чистых носителей и тиражирующей аппаратуры. В результате «пиратский бизнес» оказывается более выгодным, чем легальный, при этом он является относительно безопасным.

Значительную роль играет такой весьма значимый фактор, как потребительский спрос на контрафактную продукцию. Основная масса российских потребителей, располагающая низкими финансовыми возможностями, объективно не позволяющими им покупать лицензионные товары, в первую очередь отдает предпочтение ценовым характеристикам изделия и в меньшей степени руководствуется торговой маркой, символизирующей его качество и надежность. Все это формирует устойчивый потребительский спрос на более дешевые товары, как раз и относящиеся к категории фальсифицированной или некачественной продукции[51].

Имущественное расслоение общества на узкий круг очень обеспеченных и преобладающую массу малообеспеченных граждан является существенным криминогенным фактором не только для потребителей, но и для производителей контрафактной продукции. И действительно, как адекватная реакция населения на допущенную социальную несправедливость, существует высокая степень готовности части населения России поправить свое материально-финансовое положение за счет противоправных посягательств. Иными словами, у части россиян сложилась установка: совершая правонарушения, они поступают не хуже, чем поступило с ними государство[52].

При этом следует учитывать, что дифференциация населения происходит не только по уровню доходов чисто в материальном, денежном выражении, но и по уровню жизнеобеспечения, по качеству жизни, включая социальную и правовую защищенность. Чем больше будет разница условий жизни различных групп людей, полярно различающихся по степени социальной свободы, по уровню возможностей (не только материальных, но, что гораздо более важно, возможностей доступа к социальным ценностям: образование, культура, профессия, престижная и выгодная работа, зарубежные поездки и т.п.),[53] тем теснее будет связь с криминализацией общества.

Определенное влияние на преступность в сфере оборота контрафактной продукции, на ее неблагоприятное состояние оказывают пробелы в законодательстве, недостатки правоприменительной, правоохранительной деятельности и другие негативные факторы, действующие в правовой сфере.

Следует признать, что недостатки правового регулирования свидетельствуют о том, что государство не смогло обеспечить создание единой системы регулирования отношений в сфере защиты авторских, смежных и патентных прав. Вместе с тем, несмотря на ряд положительных подвижек, в этом направлении существует целый ряд законодательных проблем.

Так, остается незавершенной правовая регламентация защиты авторских и смежных прав, в части, относящейся к основам государственной политики в области зашиты авторских и смежных прав; установлению ответственности для юридических лиц за правонарушения, связанные с посягательством на авторские и смежные права; критериям и порядку определения размеров имущественной компенсации вреда, причиненного нарушениями авторских и смежных прав.

Крайне низким остается уровень дифференциации ответственности за посягательства, связанные с различными объектами интеллектуальной собственности (прежде всего, аудио и видеопродукция, а также программное обеспечение ЭВМ). Недостаточно суровыми представляются меры ответственности за нарушения авторских и смежных прав (прежде всего, за преступления, совершенные в составе организованных групп, в том числе, преступных сообществ (преступных организаций)).

Неразрешенным на законодательном уровне остается вопрос о том, кто должен оценивать вред, причиненный правообладателю в результате совершения преступления, связанного с производством и реализацией контрафактной продукции.

Правовые проблемы существуют и в связи с защитой интеллектуальной собственности в сети Интернет. В начале 90-х гг. мало кто мог предвидеть актуальность и необходимость защиты прав правообладателей, авторов и владельцев смежных прав в Интернете. Развитие научно-технического прогресса в период перехода к рыночным отношениям пошатнуло устойчивую систему объектов интеллектуальной собственности. Так, развитие компьютерных технологий и появление новых способов представления и распространения информации ставят на повестку дня вопросы правового регулирования постоянно возникающих специфических общественных отношений в информационной сфере, в частности, в мировой компьютерной сети Интернет.