Из различных вариантов таких изменений (в том числе регистрации авторских прав) законодатель избрал ограничение применения института контрафакта только к нарушениям исключительных имущественных прав (с установлением ограничения предельного срока применения института контрафакта предельным сроком действия исключительного права).
Таким образом, необходимыми условиями применения правового института контрафакта в России с 1 января 2008 г. являются:
- наличие охраняемого результата интеллектуальной деятельности или приравненного к нему средства индивидуализации с обязательным:
а) закреплением права на эти объекты и определением их режима правовой охраны;
б) распределением права на эти объекты и идентификацией субъектов данных прав с определением их правового статуса;
- наличие материальных носителей, в которых выражен результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации с нарушением исключительного права на такой результат или на такое средство, а также наличие оборудования, прочих устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации;
- наличие судебного решения с установлением круга контрафактной продукции, содержащей охраняемый результат интеллектуальной деятельности или приравненное к нему средство индивидуализации, изготовленной или находящейся в обороте с нарушением исключительных прав на данные объекты интеллектуальной собственности субъектов данных прав.
Отсутствие любого из перечисленных условий исключает возможность применения правового института и правового режима контрафакта для защиты правообладателей интеллектуальных прав.
Формальное законодательное расширение области применения института контрафакта отнюдь не означает автоматического улучшения состояния дел, в том числе при защите патентных прав и прав на секреты производства (ноу-хау).
Поскольку сегодня изначально права на абсолютное большинство результатов интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере не закрепляется, то значит, не появляется интеллектуальная собственность, а, следовательно, не нарушаются исключительные права на такие технологии и формально нет контрафакта.
2. Нормы международного права в сфере
интеллектуальной собственности и порядок ее регулирования
В настоящее время Российская Федерация является участницей ряда международных конвенций, по вопросам охраны авторских и смежных прав, что свидетельствует о принятии страной обязательств по надлежащей защите интеллектуальной собственности. Непринятие мер адекватной защиты интеллектуальной собственности и, в частности, объектов авторского и смежного права, как справедливо полагают многие эксперты, снижает международный авторитет России и создает угрозу применения против нее международных санкций[17].
В число Конвенций, к которым присоединилась Россия, входят Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.), Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г.
Присоединяясь к названным конвенциям, Правительство РФ в своем Постановлении от 3 ноября 1994 г. № 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений» в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм» отметило, что «действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием».
Всемирная конвенция об авторском праве была принята в целях: 1) создания предпосылок для постепенного обеспечения во всех странах охраны авторского права на литературные, научные и художественные произведения; 2) дополнения без ущерба уже действующих международных систем охраны авторского права; 3) обеспечения уважения прав личности; 4) содействия развитию литературы, науки, искусства; 5) содействия более широкому распространению произведений интеллектуального труда и укреплению международного взаимопонимания.
Согласно ст. 1 данной Конвенции «каждое из договаривающихся государств обязано принять все меры по обеспечению соответствующей и эффективной охраны прав авторов и других лиц, обладающих авторским правом, на литературные, научные и художественные произведения, в том числе: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические произведения живописи, скульптуры и гравюры».
Особое место в системе защиты интеллектуальной собственности занимает Бернская конвенция «Об охране литературных и художественных произведений» (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971 г.), которая содержит определения охраняемых произведений, в т.ч. литературных и художественных произведений, производных произведений, официальных текстов, сборников произведений прикладного искусства и промышленных образцов (ст. 1); устанавливаются возможные ограничения охраны определенных произведений, в т.ч. определенных речей, лекций и обращений; регламентируются критерии для предоставления охраны АСП, в т.ч. 1) гражданство автора; 2) место выпуска произведения в свет; 3) местожительство автора; 4) понятие произведения, выпущенного в свет; 5) произведения, «одновременно» выпущенного в свет, (ст. 3) и многие иные положения защиты интеллектуальной собственности в странах-участницах Конвенции.
Кроме этого Россией подписан ряд иных международно-правовых документов в сфере защиты интеллектуальной собственности, в т.ч. Договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем от 26 мая 1989 г.; Стокгольмская конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г.; Соглашение между Организацией Объединенных Наций и Всемирной организацией интеллектуальной собственности от 17 декабря 1974 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области охраны интеллектуальной собственности от 25 апреля 1996 г.; Соглашение о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности от 6 марта 1998 г.
Последнее Соглашение было подписано в Москве странами СНГ в соответствии с Межгосударственной программой совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств-участников СНГ на период до 2000 г., утвержденной Решением Совета глав государств СНГ от 17 мая 1996 г.
Его принятие преследует цели создания благоприятных условий для гармоничного развития взаимной торговли, экономического, промышленного и научного сотрудничества стран-участниц СНГ.
Основными средствами достижения целей данной Конвенции определены:
- обмен информацией о пресечении правонарушений в области интеллектуальной собственности:
- создание общей информационной базы данных по вопросам пресечения правонарушений в области интеллектуальной собственности с перечислением субъектов, имеющих доступ к ней;
- проведение мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию правонарушений в области интеллектуальной собственности;
- обмен опытом работы по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию правонарушений в области интеллектуальной собственности;
- обмен учебной, методической и специальной литературой;
- организация совместных научных исследований, семинаров и конференций;
- содействие в подготовке и повышении квалификации кадров;
- предоставление по запросам сторон нормативных актов, регламентирующих деятельность в области интеллектуальной собственности.
Международно-правовыми вопросами интеллектуальной собственности занимаются две международные межправительственные организации: ВОИС и ВТО (в рамках Соглашения по ТРИПС). Для разграничения их компетенции в 1995 г. подписано Соглашение о сотрудничестве ВОИС и ВТО[18]. Помимо этого их сотрудничество реализуется в совместных программах, в том числе с 2001 г. введена в действие совместная программа помощи развивающимся странам по вопросам интеллектуальной собственности. В отличие от документов ВОИС Соглашение по ТРИПС предписывает участникам обеспечить правоприменение в соответствии с предусмотренными Соглашением стандартами защиты, прежде всего, относительно объектов авторского, смежного права и товарных знаков. В Европейском сообществе с 1986 по 1995 г. применялся Регламент Совета (ЕЭС) № 3842/86 (вступил в силу 1 января 1988 г.), который запрещал выпуск в свободное обращение товаров, признанных контрафактными (ст. 2 Регламента), но относился только к продуктам, защищенным надлежащим образом, зарегистрированным товарным знаком (ст. 1 Регламента). Согласно данной норме обладатель товарного знака мог требовать от таможенных властей задержать на 10 рабочих дней освобождение товаров от ареста, если у него имелись основания подозревать, что речь идет о контрафактных товарах (ст. 3 Регламента). Регламентом Совета (ЕЭС) № 3295/94, принятым в преддверии вступления в силу в 1995 г. Соглашения ТРИПС, система защиты в целом была сохранена согласно предшествующему регламенту, но расширена область применения в отношении товаров с нарушением некоторых авторских или смежных прав.