Поскольку доли контрафакта сильно варьируют в зависимости от товарных категорий, в другом исследовании, проведенном коллективом Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ — ВШЭ) по заказу Содружества производителей фирменных торговых марок (Русбренд), предложено разделить их на четыре основные сферы:
- сферу господствующего распространения контрафактной продукции — на уровне 70—80% (CD, DVD-продукция с объектами авторского права и смежных прав);
- сферу массового распространения контрафактной продукции — на уровне 30—40% (одежда и обувь, алкогольная продукция);
- сферу широкого распространения контрафактной продукции — на уровне 10—15% (парфюмерия, медикаменты и лекарственные средства);
- сферу ограниченного распространения контрафактной продукции— на уровне 1—2% (чай, кофе, бритвенные лезвия и др.).
Согласно этому исследованию приблизительный «портрет контрафакта» выглядит следующим образом. Объектами подделок и параллельного ввоза чаше всего становятся товарные знаки, пользующиеся устойчивым спросом (бренды), относительно дорогие, но при этом достаточно массовые, раскрученные.
При этом подделываются чаще всего товары: продаваемые на территории России; не связанные со сложной технологией изготовления и упаковки; не требующие уникальных или дефицитных обязательных ингредиентов.
В свою очередь, объектами параллельного ввоза чаще всего становятся товары: не ввозимые официальными дилерами и не производимые на территории России; продающиеся со скидками в других странах; не относящиеся к акцизным товарам; не скоропортящиеся.
Необходимо отметить, что потребителей, прежде всего, беспокоит подделка товаров, которые могут нанести ущерб здоровью и жизни. По оценкам экспертов это минеральные удобрения, строительные и ремонтные материалы, в том числе бытовые и технологические клеи, строительные смеси.
Согласно выводам, содержащимся в утвержденной распоряжением Правительства Москвы от 11.02.2008 № 260-РП Концепции городской целевой программы «Развитие телекоммуникаций и средств массовой информации в г. Москве» (2009—2011 гг.), для России характерно сокращение доли активно читающих людей. Сейчас она составляет в России приблизительно 23%. Доля систематически читающей молодежи в Российской Федерации снизилась с 48% (1991 г.) до 28% (2005 г.). Если в 1991 г. 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 г. эта цифра составила 63%. В 1991 г. 61% россиян ежедневно читали газеты, в 2005 г. — только 24%. Для журналов аналогичные цифры составляют 16 и 7% соответственно. Падение интереса к книгам во многом обусловлено объективным снижением значимости книг как источников информации.
Значимость проблемы распространения контрафактной продукции по каналам сети Интернет и с использованием иных высоких технологий подтверждает устойчивый рост выявляемых преступлений в этой сфере.
В результате борьбы с интернет-пиратством за девять месяцев 2007 г. блокировано 178 интернет-ресурсов, в связи с чем возбуждено 48 уголовных дел.
Происходят изменения в географии реализации контрафактной продукции. Если раньше основная доля распространения контрафактной продукции была сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге, поскольку здесь проходят наиболее крупные оптовые потоки, то сейчас есть основания считать, что значительная часть этой продукции перемещается в регионы, где менее активно ведется борьба с ее распространением. Это связано, прежде всего, с территориальной отдаленности от центра и низким уровнем потребительской культуры населения, а основным критерием спроса является цена.
При этом, по данным МВД России, в ходе проведения мероприятий по противодействию распространения контрафактного программного обеспечения и мультимедийной продукции в российском сегменте сетей общего доступа (интернет-пиратство) органами внутренних дел выявлены факты создания недобросовестными предпринимателями информационных ресурсов на зарубежных площадках, что в значительной мере осложняет процедуру пресечения подобных противоправных деяний. Так, в большинстве случаев хранение и распространение указанной контрафактной продукции осуществляется с использованием файлообменных ресурсов, находящихся в Германии, Нидерландах, Швеции и Великобритании.
При этом зарубежные администраторы в нарушение интересов правообладателей либо игнорируют их законные требования, либо ссылаются на пробелы национального законодательства. Подобные негативные тенденции свидетельствуют о необходимости консолидации усилий и разработки единых подходов правоохранительных органов РФ и зарубежных стран с целью защиты прав и законных интересов российских и иностранных производителей программного обеспечения и мультимедийной продукции.
Усилилась сегментация рынка контрафактной продукции в отношении торговых форматов. В магазинах сетевых компаний доля контрафактной продукции считается минимальной, в то время как во внемагазинной торговле эта доля продолжает оставаться значительной. В связи с изменением структуры российского рынка розничной торговли происходит перераспределение потоков брендовой продукции.
Во-первых, с начала десятилетия наблюдается ускоренный рост новых торговых форматов (их доля возрастает в секторе продуктов питания на 6—7% в год). Снижается доля розничных рынков в среднем на 1 % в год, в том числе в результате их закрытия и перепрофилирования муниципальными властями.
Во-вторых, компании-правообладатели сокращают свое присутствие во внемагазинных форматах. Одновременно это облегчает обнаружение и локализацию контрафактной продукции.
Наблюдается также общая тенденция к уменьшению числа крупных производителей и распространителей контрафактной продукции при соответствующем росте мелких реализаторов. Создание более сложных схем производства и реализации контрафактной продукции. Зачастую в Россию ввозятся товары или упаковка без товарных знаков, которые наносятся уже впоследствии, затрудняя процесс выявления правонарушений.
Все чаще контрафактная продукция «маскируется» за потоками оригинальной продукции. В свою очередь дешевые партии контрафактного товара все чаще маскируются под «таможенный конфискат» или выдаются за дисконтированную лицензионную продукцию.
Преступления, совершаемые в сфере оборота контрафактной продукции, характеризуется исключительно высокой латентностью, т.е. скрытостью от официальной регистрации в правоохранительных органах. Тому множество причин. Так, в обществе отношение к контрафакту далеко не однозначное в силу затянувшегося переходного периода к постиндустриализму и по ряду других, прежде всего экономических причин. Наличие контрафакта связано с проблемой покупательского спроса. Он может быть невелик, если уплачены все налоги за товары, прошедшие через таможню. Можно работать полностью "вбелую" и заложить в конечную цену для покупателя все те затраты, которые приходится нести, в том числе и по соблюдению авторских прав. Однако может получиться так, что эту продукцию некому будет покупать. В русле такого рода рассуждений допускают "крамольные" мысли: отдельные продукты, если бы они не были контрафактными, вообще не дошли бы до потребителя.
Даже производители - владельцы "брендов" не всегда одинаково относятся к незаконному тиражированию своей продукции. Так, на одной международной конференции, проводимой ЗАО "ИНФОКОН"[29], юрист компании "Майкрософт" заявил, что они к подделке своей продукции относятся вполне терпимо, так как рассматривают это как бесплатную рекламу[30].
Между тем большинство компаний несут огромные потери от подделки своей продукции и ищут защиты своих прав. Наплыв контрафактной продукции угрожает безопасности государства, лишая его огромных сумм налоговых поступлений. В отдельных сферах должны однозначно вводиться самые жесткие меры ответственности за подделку. Речь идет о противодействии подделке продуктов питания и лекарств, так как их распространение оборачивается не просто потерей покупателями денег, а вредом для их здоровья и даже для жизни.
В целях повышения объективности подсчета объемов контрафактной продукции на территории РФ, необходимо учитывать параметры, к которым следует отнести:
- общий объем рынка аудиовизуальной продукции, программного обеспечения и иных товаров, содержащих интеллектуальную собственность, в стоимостном выражении;
- доля в нем содержащей интеллектуальную собственность продукции, распространяемой через сеть Интернет и иные новые технологии, в стоимостном выражении;
- соотношение легальной и контрафактной продукции в общем объеме продукции, содержащей интеллектуальную собственность, как в процентном, так и в стоимостном выражении;
- совокупный ущерб от оборота контрафактной продукции (как для правообладателей, так и для государства и общества).
Основными источниками получения указанных сведений являются:
- данные правообладателей и представляющих их организаций;
- информация компетентных органов власти и статистические данные, в том числе о результатах выявленных нарушений интеллектуальных прав;
- результаты опросов потребителей.
Доля контрафакта по девяти обследованным категориям (алкогольная продукция, средства гигиены, лекарственные средства, парфюмерия и косметика, спортивная одежда и обувь, табачные изделия, чай, кофе, чистящие и моющие средства) составила 24% от оборота розничной торговли. В общем обороте розничной торговли в России в 2009 году это составляет 6% или 910 млрд. рублей. Без учета двух наиболее подверженных нарушениям товарных категорий – алкоголь, одежда и обувь – доля контрафакта в обследованных товарных группах снижается до 8-9%. Российский рынок поддельной продукции остается в сильной степени сегментированным. Так, кроме алкоголя, одежды и обуви, контрафакт имеет массовое распространение на рынке агрохимикатов (30%), относительно широкое распространение в фармацевтической отрасли (5-7%) и незначительное распространение в сфере табачных изделий. Исследование зафиксировало сокращение доли контрафакта, поступающего в Россию из-за рубежа и увеличение числа подделок отечественного производства. Эксперты связывают эту тенденцию с сокращением объемов внешней торговли в результате финансового кризиса и активной деятельностью Федеральной таможенной службы по пресечению ввоза контрафактной продукции. Основными источниками поступления подделок на территорию РФ по-прежнему остаются КНР, страны Юго-Восточного региона, а также смежные рынки – Прибалтика, Украина, Казахстан и др. Главными каналами реализации подделок остаются небольшие магазины, открытые рынки и места уличной торговли. При этом продолжает развиваться тенденция к перемещению продаж поддельной продукции в Интернет. В торговых сетях контрафакт практически не встречается. Снижение числа подделок под популярные бренды в России больше не наблюдается, возникшие ранее позитивные тенденции были сведены на «нет» под влиянием финансового кризиса 2008-2009 годов, констатирует исследование, проведенное Государственным университетом – "Высшая школа экономики" (ГУ-ВШЭ) по заказу содружества "РусБренд". По оценкам экспертов ГУ-ВШЭ, значительных изменений ситуации за последние три года не произошло.