Я встречалась с мастерицами-вышивальщицами Першиной Марфой Степановной (село Призначное Прохоровского района), Акуловой Ниной Романовной, Ильговой Надеждой Марковной (село Малые Маячки Прохоровского района), Наумовой Анной Климовной (село Купино Шебекинского района), Покутневой Татьяной Семеновной (село Новая Таволжанка Шебекинского района), Грезневой Галиной Алексеевной, Хотиевой Людмилой Ивановной, Бочарниковой Галиной Степановной (город Шебекино). В ходе исследования я познакомилась с этнографическими памятниками, сохранившимися в их семьях. Обратила внимание на то, что старинные рушники выполнены в красно-черной гамме. Рисунки на них геометрического плана, присутствует растительный орнамент. Ильгова Надежда Марковна рассказала, что в рушниках села Малые Маячки часто встречается рисунок, напоминающий крылья ветряной мельницы. (Приложение № 1, 2) Это объясняется тем, что в селе до 1998 года функционировала ветряная мельница, памятник архитектуры XIX века. Во время грозы в нее попала молния и мельница сгорела, а на рушниках остались письмена о ней. Красный цвет -–красивый, черный – символ богатства Белгородчины, чернозем. В ХХ веке в селе Призначном и в селе Малые Маячки стали вышивать гладью, ярким разноцветьем. Это объясняется тем, что в эти места прибыло много переселенцев из Белоруссии, где техника вышивки гладью была широко распространена.
Особое впечатление произвела на меня встреча с Грезневой Галиной Алексеевной. Сколько поведала мне она о рушниках! Галина Алексеевна – страстный коллекционер: много лет она собирает узоры народных вышивок. Особое внимание уделяет узорам рушников. Из рассказа Галины Алексеевны: «Рушник – это не просто красиво, но и интересно, и познавательно. Ведь ничего так просто на рушник не попадает. Рушники бывают разные: и «сватовские», и «солдатские или казацкие», и другие. Вот, например, «сватовские» – это самые большие, чтоб его хватило перевязать высоких, видных мужиков, которых выбирали в сваты. Родня жениха вышивала петухов или павлинов (приложение 3) с намеком на красоту и стать парня, дубовые листья с желудями – это богатство и крепость семьи. Если невеста принимала предложение свата, то перевязывала еще сильнее его своим рушником, где тоже ничего не было случайным, все со смыслом». Мне запомнились слова Галины Алексеевны Грезневой, когда она увидела, с каким восхищением я рассматривала ее коллекционный альбом с рисунками: «Тебе кажется, что мне удалось сохранить Жар-птицу? Нет, милая, мне удалось поднять только несколько ее перышек…» Как грустно. Жаль, что сказочную Жар-птицу не вернуть. Но собирать то, что есть сейчас ценного в народном искусстве тоже очень важно, ведь по перышку Жар-птицы при достаточном воображении можно воссоздать образ птицы – Жар–перо.
По рассказам Галины Алексеевны я составила схему вышивки рушника: выделяется 4 фрагмента узора, каждый со своим значением.
1. «Зачин». Начало вышивки. Его можно вышить узенькой полоской.
2. «Земля», рисунок вышивается по сравнению с зачином большего объема (ведь от земли идет богатство), используется растительный орнамент.
3. «Дом». Должен быть красивый и высокий, показывать достаток, мастерство рукодельницы;
4. «Венец». Вышивается богато. Это то, к чему стремишься в жизни.
Причем фрагменты узора вышивки между собой отделяются либо полосками «зачина», либо вместо полоски «зачина» можно использовать кружево или мережки.
Рисунок заполнял ткань рушника на две его трети. Низ рушника украшался кружевом, связанным крючком или в технике филейного вязания. Вышивка на рушнике (фрагменты, обозначенные в схеме,) должна быть «родней», то есть одного типа.
Пользуясь этой схемой, я попыталась составить рисунок рушника-оберега, в котором использовала рисунки старинных рушников из села Малые Маячки (Приложение № 4), из села Призначное Прохоровского района (Приложение № 5), из села Новая Таволжанка Шебекинского района (Приложение №6) и эмблемы Шебекинской гимназии-интерната (Приложение № 7).Изучив коллекцию Галины Алексеевны, мы составили таблицу классификации рушников по изображению и назначению (Приложение № 15).
Из всего сказанного выше следует, что рушник играл в жизни славян сакральную роль, сопровождал человека от рождения до смерти, был важным элементом в быту и сохранился до наших дней. В русских селах ими по-прежнему украшают красный угол, да и во многих городских домах он стал почетным гостем. Интересным наблюдением поделилась со мной Акулова Нина Романовна, жительница села Малые Маячки Прохоровского района. Она рассказала мне, что в некоторых обрядах неузнаваемо трансформировалась роль рушника. В селе Малые Маячки бытовала традиция: на второй день свадьбы молодая развешивала в избе свои рушники поверх рушников свекрови, чтобы все могли полюбоваться ее мастерством. Сегодня же эта традиция трансформировалась в новый обычай: молодая меняет «занавесы» (шторы) на окнах, демонстрируя достаток своей семьи.
Мода капризна. Из маминых рассказов знаю, что в годы ее молодости украшение дома вышивками считалось мещанством. В наши дни, характеризующиеся возрождением интереса к духовной и материальной культуре прошлого, вышивка обретает свою вторую жизнь. Все больше и больше мастериц увлеченно работают над сохранением почти навсегда утраченного.
3. Символы искусства вышивания
Условия жизни, обычаи, родная природа определяли характер вышивки, цвет. Так, образы древнерусской вышивки зачастую были связаны с религиозными верованиями славян. В изображении величавой фигуры женщины, окружённой цветами, птицами, зверями или всадниками, проявлялся культ богини земли и плодородия. Позднее в народных вышивках XVIII-XIX веков изображения птиц и животных утратили значение языческого символа и воспринимались как выражение добра и благополучия в семье, согласия, любви между мужем и женой.
Долгое время народная вышивка не воспринималась как искусство, поэтому образцы изделий не собирали, не изучали и технику вышивки. В. В. Стасов был одним из первых учёных-исследователей, кто попытался собрать, изучить, систематизировать народные узоры, описать особенности древнерусской вышивки. Сколько долгих веков суждено прожить вышивке? История её преображения и воскресения продолжается и в наше время.
Элементы, составляющие мотив белгородских узоров, имеют древнейшее происхождение и напрямую связаны с почитанием культа языческого божества нашими предками посредством особых знаков–символов, знаков–оберегов. Эти условные знаки должны были всегда напоминать богам и другим силам добра, чтобы они вовремя отводили руку зла, когда оно захотело бы причинить человеку какую-либо беду или смертельное горе.6
Геометрический ромб – главная, наиболее устойчивая фигура в орнаменте, знак лучезарного солнца, который у наших предков-славян считался кругом. Крючки и палочки, выпускаемые по сторонам ромба, условно понимали как лучи солнца. В процессе эволюции ромба в Белгородско-Воронежском регионе возникли множественные его варианты, и один из них – «репей» – гребенчатый ромб с двумя выступами на каждом углу. Свое название он получил из-за сходства с репьем лопуха. Этот знак-оберег превратился во множественный символ: жилище молодой семьи, источник воды, огня, плодородия и жизни. Так, если он изображался с точками в центре или поделенным на четыре маленьких ромбика с кружками в каждом, обозначал плодородную почву, засеянное поле, крестьянский надел или усадьбу. Пустой в середине ромб означал землю или твердь. Цепочка вертикально расположенных ромбов – «дерево» жизни. Ромб с крючками по сторонам являлся символом матери-земли.
Вторым по распространенности символом Белгородского узора специалисты считают крест. Техника вышивания крестом широко распространена в Белгородской области и сегодня, что свидетельствует о дреавних ее корнях. У языческих народов знак креста был символом мужчины. Сдвоенный крест обозначает мужа и жену, то есть семью.7
Геометрический треугольник означал целинную землю, позднее – оборонительное сооружение.
Квадрат, пересеченный линиями крест-накрест с точками посередине символизировал засеянное хлебопашцем поле.
Счастливое число семь и семтдневная неделя изображались семиконечной звездой.
Восьмиконечная звезда символизировала семью.
Спираль символизирует змею, олицетворяющую мудрость.
Круг с небольшим крестом посередине обозначал неразрывный союз бога Ярилы с человеком.
Малый круг внутри большого свидетельствовал о том, что наряду с добром (большой круг) существует и зло (малый круг)8
Знаки в форме точки символизировали зерно, в виде римской цифры пять – растение.
Таким образом, мы видим, что узор на вышивке имеет не только эстетическое значение и содержание, но несет и смысловую нагрузку: символы вышивки могут рассказать нам о миропонимании, ценностях, стремлениях наших предков. Изучая эту символику, мы сможем лучше понять наше прошлое, обогатить современную культуру.
В результате проведенного исследования я выяснила, что вышивка является одним из древнейших элементов духовной и материальной культуры нашего народа. Ее образы напрямую связаны не только с бытом, но и с верованиями, обычаями славян, именно поэтому в них мы находим отражение как языческих, так и христианских взглядов на окружающий мир, взаимоотношения между людьми. Неслучайна и цветовая гамма: каждый цвет нес большую смысловую нагрузку.
Наиболее часто вышивка использовалась для украшения рушников, которые играли в течение человеческой жизни не столько утилитарную, сколько обрядовую роль: они были необходимым элементом сколько-нибудь значительных событий в жизни человека от рождения до его смерти. Особенностью вышивки нашего края, длительное время бывшего пограничным порубежьем, является синтез традиций вышивки трех братских славянских народов и их западных соседей. Интересен тот факт, что в Шебекинском районе сохранились в обиходе сюжетные рушники. Их символика многозначна и многоцветна. Скорее всего, привезли их с Украины, хранятся они сегодня как музейные экспонаты. И, слава Богу, они еще много лет будут радовать людей своей красотой. Ведь что такое рушник в культуре украинцев, русских, белорусов? Это история наших предков, думы и надежды, красота и богатство духовной культуры: мамина песня, отцова хата, дедушкина сказка, бабушкин узор и ласка, доброе слово соседа, взаимопомощь – все это на рушниках, родовой памяти наших предков.