Смекни!
smekni.com

Государственная общеобразовательная школа-интернат (стр. 3 из 3)

Изучение специальной литературы позволило мне узнать, что вышивка, развиваясь от разрозненных знаков-оберегов с культовым значением, превратилась в художественную орнаментальную систему, которую в современном мире используют художники-модельеры в дизайне одежды. Вышивка – это часть живой истории русского народа, славян, вобравшая в себя столетия, от язычников и до сегодняшнего дня. В XXI веке, веке глобализации, важно сохранить самобытность народной культуры. Вот и с вышивкой: утеряно смысловое значение рисунков-символов, необходимо возвратить его; и тогда это станет «книгой народной мудрости». В последние годы возобновляется интерес у моих земляков к искусству вышивания, которое в наши дни приобретает новое смысловое значение: обрядовость вышивки все более уступает ее эстетике. На мой взгляд, вышивка – важная часть народной культуры, надо использовать ее красоту в обыденной жизни, бережно сохранять то, что удалось сохранить и сберечь нашим предкам.

В заключение мне хотелось бы привести строки стихотворения моей одноклассницы Наташи Христоевой, которые родились после защиты моей исследовательской работы:

Рушник – это не просто красота.

В нем наставленья, счастья пожеланья.

В нем сердце матери, любовь и теплота,

Костра добра извечное сиянье.

Рушник как книгу можно прочитать.

Ведь вековая мудрость в нем хранится.

И чтобы этим знаньям не пропасть,

Нам нужно вновь к истокам обратиться.

Список использованной литературы:

1. А.И.Немировский. Мифы Древней Эллады. М., «Просвещение», 1992, с.63 – 65.

2. Иллюстрированный мифологический словарь, Спб., «Северо-Запад», 1994, с. 39.

3. Максимова М., Кузьмина М. Вышивка. Первые шаги. М., «Эксмо-пресс», 1997, с.5

4. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., «Просвещение», 1981,

с. 18.

5. Жиров Н.С. Народная художественная культура Белгородчины. Белгород, 2000, с.200 – 201.

6. Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской. Белгород, 200, с. 213.

7. Туранина Н.А., Шатерникова Н.И. Мифологическая семантика народного быта. Белгород, «Везелица», 2002, с. 40, 49-50.

8. Поэзия народного творчества. МКЦ «Доброречье», Белгород, 1992, с. 3-4.

9. Кашкарова-Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию. М., ИПЦ «Российский раритет», 1993, с.16.

10. Еременко Т.И. Рукоделие. М., Легпромиздат, 1989, с.28-33.

11. Еременко Т.И. Иголка – волшебница. М., «Просвещение», 1988, с.40-54.

12. Уткин П.И. Народные художественные промыслы России. М., «Советская Россия», 1984, с.167-169.

13. Бабенко И., Капышкина С. Узоры подсказывала природа - журнал «Народное творчество», 1998 № 2, с. 13-15.

14. Клиновская Г. Вышивка на крестьянском костюме - журнал «Народное творчество», 1996 № 6, с. 13-14.

15. Литовченко З. Прошлому нет цены - журнал «Народное творчество» 1996 № 4, с. 14-15.

16. Рыбакова С. Тяжела была работа, подарить была охота - журнал «Народное творчество»,1999 № 4, с. 10-11.

17. Федотова Л. Живые ремёсла - журнал «Народное творчество», 1996, №3, с. 24.

18. Цветкова Н. Давно ли на Руси вышивают? - журнал «Лена», 2002, № 4, с. 8-10.

19. Шалаева Н. Традиционная русская вышивка - журнал «Народное творчество», 1995 № 5, с. 25-27; 1995 № 6, с.19 –21; 1996 № 1, с. 19-21.

20. Газета «Красное Знамя», Шебекинская районная общественно-политическая газета, 2003 № 29, с.2

Список приложений

Приложение 1 Фрагмент вышивки рушника из коллекции Ильговой Н.М., с. Малые Маячки Прохоровского района.
Приложение 2 Фрагмент вышивки рушника из коллекции Ильговой Н.М., с. Малые Маячки Прохоровского района.
Приложение 3 Фрагменты вышивки сватовских рушников из коллекции Акуловой Н.Р., с.Малые Маячки Прохоровского района.
Приложение 4 Фрагмент вышивки благословенного рушника из коллекции Акуловой Н.Р., с. Малые Маячки Прохоровского района.
Приложение 5 Фрагмент вышивки благословенного рушника из коллекции Першиной М.С., с. Призначное Прохоровского района.
Приложение 6 Фрагмент вышивки благословенного рушника из коллекции Покутневой Т.С., с. Новая Таволжанка Шебекинского района.
Приложение 7 Эмблема Шебекинской гимназии-интерната в переложении для вышивки, рисунок Федоровой М.В., Г. Шебекино.
Приложение 8 Фрагмент подарочного рушника из коллекции Першиной М.С., с. Призначное Прохоровского района
Приложение 9 Фрагмент подарочного рушника из коллекции Першиной М.С., с. Призначное Прохоровского района
Приложение 10 «Репей». Из коллекции Першиной М.С., с. Призначное Прохоровского района
Приложение 11 Фрагмент вышивки подарочного рушника из коллекции Покутневой Т.С., с. Новая Таволжанка Шебекинского района.
Приложение 12 Фрагмент вышивки подарочного рушника из коллекции Покутневой Т.С., с. Новая Таволжанка Шебекинского района.
Приложение 13 Фрагмент вышивки невестиного рушника из коллекции Наумовой А.К., с. Купино Шебекинского района.
Приложение 14 Фрагмент вышивки невестиного рушника из коллекции Наумовой А.К., с. Купино Шебекинского района.
Приложение 15 Таблица классификации рушников по изображениям и назначению

Таблица классификации рушников по изображениям на них и их назначению

Вид рушника

Что изображено, назначение

1. Благословенные Вышивались красными нитями, богато украшались. Были обязательной принадлежностью приданого, передавались от матери к дочери. Рушник-оберег. (фото 1)
2. Свадебные: а) невестины; б) сватовские. Изобиловали цветами, обязательно изображались голуби. Дарили любимому человеку. (фото 2) Вышивались все элементы рушника только красными нитями, обязательно изображались птицы (петух, павлин или голуби), листья дуба, желуди, виноград – как символ богатства. (фото 3)
3. Прикрасы Вышивались экзотические растения, птицы. Этими рушниками украшали избу. (фото 4)
4. Иконнички или киотные Богато украшены растительным орнаментом, по всем краям обшивались кружевом. Изображали то, что просили у Бога. Ими украшали красный угол избы, Божницу. (фото 5)
5. Подарочные: а) мужчинам; б) женщинам. Вышивали дубовые листья, желуди, колосья – пожелания здоровья, богатства. (фото 6) Вышивали цветы, чаще розы, колосья – к здоровью; виноград – к богатству. (фото 7)
6. Казацкие или «солдатики» Обязательно готовились сыну, когда он уходил в армию. Вышивались кони, оружие. (фото 8)
7. Хлебосольные Богато орнаментировались растительным узором, обязательно присутствовала надпись «Хлеб-соль»
8. Любовные По рисунку этого рушника можно было прочитать чувства мастерицы, выполнившей его. Вышивали цветы, чаще розы. (фото 9)
9. Крестильные Вышивались пожелания здоровья, счастья, богатства (колосья, виноград, желуди, птицы) (фото 10)
10. Погребальные Изображались ангелы и кресты. Зачин должен был быть с ровным краем, без выступов как будто подведена черта. (фото 11)
11. Сюжетные В них в качестве венца использовались изображения дома, хоровода, какой-нибудь сюжетной картинки. (фото 12)


1 Любимов Л. Искусство Древней Руси, М., «Просвещение», 1981, с. 18.

2 Иллюстрированный мифологический словарь, Спб., «Ссеверо-Запад, 1994, с.39

Немировский А.И. Мифы Древней Эллады, М., «Просвещение», 1992, с. 63-65

3 Цветкова Н. Давно ли на Руси вышивают?- Журнал «Лена», 2002, № 4, с. 8-10.

4 Туранина Н., Шатерникова Н., Мифологическая семантика народного быта, Белгород, 2002, с. 40

6 Жиров Н.С. Народная художественная культура Белгородчины. Белгород. 2000, с.190-192

7 Жиров Н.С. Народная художественная культура Белгородчины. Белгород. 2000, с.190-192

8 Жиров Н.С. Народная художественная культура Белгородчины. Белгород. 2000, с.190-192