Краеведческая секция НОУ «Эврика»
Шебекинской гимназии-интерната
Содержание:
Глава 1. Из глубины веков с.________
Глава 2. Рушник в славянской
обрядовой традиции с.________
Глава 3. Символы как средство
интерпретации искусства
вышивания с.________
Заключение. с.________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение с. 3-4
1. Из глубины веков с. 5-7
2. Рушник в обрядовой культуре восточных славян с. 8-11
3. Символы искусства вышивания с. 11-13
Заключение с. 13-15
Список использованной литературы с. 16
Список приложений с. 17
Таблица классификации рушников по
изображениям на них и назначению с. 18
Рушник в обрядовой культуре восточных славян
(по этнографическим памятникам Белгородчины)
«Народ умирает, когда становится
населением, а населением он становится
тогда, когда забывает свою историю
и культуру.»
Ф. Абрамов
Предлагаемая учебно-исследовательская работа по этнографии в курсе мировой художественной культуры включает в себя попытку исследования роли рушников в обрядовой культуре восточных славян (по этнографическим памятникам Прохоровского и Шебекинского районов Белгородской области) .Основной целью работы является изучение прошлого через элементы быта, изучение предметного кода вышивки в русской народной культуре, ее символического языка, найти черты самобытности Белгородчины, проявившихся в предметах быта.
В ходе исследования были поставлены задачи:
· изучить историю возникновения и распространения вышивки на Руси и в Белгородском крае в частности;
· узнать, что такое рушник и определить его роль в славянской обрядовой культуре;
· познакомиться с символами искусства вышивания;
· определить роль вышивки в русской культуре прошлого и современности.
Методы исследования:
¨ изучение, реферирование и анализ специальной литературы;
¨ встречи с мастерицами-вышивальщицами Прохоровского и Шебекинского районов Белгородской области;
¨ знакомство с их коллекциями и их пониманием символики современного вышивания;
¨ изучение этнографических памятников Прохоровского и Шебекинского районов Белгородской области.
¨ знакомство с экспозициями Шебекинского историко-художественного музея, музея Центра народного творчества села Купино, Белгородского музея народной культуры.
Этапы работы
1. Изучение специальной литературы, анализ полученных сведений.
2. Ознакомление с этнографическими экспозициями Шебекинского краеведческого музея и Центра народной культуры села Купино.
3. Ознакомление с этнографическими памятниками, сохранившимися в семьях Прохоровского и Шебекинского районов.
4. Встречи с мастерицами-вышивальщицами.
5. Обобщение полученных сведений.
Актуальность своей работы вижу в привлечении внимания к изучению этнографии, в возбуждении интереса к происхождению обыденного и сохранении утраченного. По словам А.С.Пушкина, уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. Именно поэтому я считаю очень важным изучать истоки родной культуры.
!. Из глубины веков
Мой интерес к вышивке был вызван информацией, с которой я познакомилась, когда в нашей гимназии создавали эмблему. Взгляните на нее.
«В представлении древних художников – это богиня Берегиня, символ жизни и плодородия. Изображая ее на предметах быта (полотенцах, одежде), женшины считали, что это принесет в дом счастье и гармонию. Орнаментальное украшение на юбке – стилизованная узелковая письменность языческих времен. До появления письменности информацию передавали путем плетения узелков на палку. Каждый узелок – понятие (слово). Позднее они трансформировались в вышивку. Женщина, хранительница очага, вышивая узелки-символы, обозначающие древних богов, как бы задабривала их и просила благосклонного отношения к ней и ее семье. Цвет несет смысловую нагрузку. Красный считался красивым.»1 Информация очень интересная, но, вместе с тем, у меня возникли вопросы:
Как научились наши предки искусству вышивки?
Что значат сохранившиеся до наших дней рисунки-символы?
Какую роль играет вышивка в современной жизни?
Итак, предмет моего исследования – вышивка. Вроде бы ничего особенного. Вышивают женщины, используя разные техники, разные материалы. Вышивают пейзажи, портреты, картины. У нас дома вышивали и прабабушка, и бабушка, вышивает и моя мама. Знакомая картина: женщина, коротая длинные зимние вечера, склонилась над пяльцами. Мотки разноцветных нитей, ножницы. Тихая, умиротворяющая музыка. Покой и удивительная гармония – рождается на полотне узор.
Вышивание было известно в глубокой древности, и колыбелью этого искусства был Восток. О большом распространении вышивания в Древнем Египте свидетельствует сохранившаяся вышитая одежда на мумиях. В Азии это искусство процветало гораздо раньше, чем оно стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивки богине Афине-Палладе. Греческая легенда рассказывает об Арахне, дочери красильщика, которая, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою учительницу. Арахна вызвала богиню Афину на состязание и победила в большой вышивке. Афина была так рассержена поражением, что превратила девушку в паука, вечно плетущего свою паутину.2 Западную Европу с великолепием Востока познакомили крестоносцы после крестовых походов XI – XIII веков. В эпоху Возрождения, когда при дворе Лоренцо Медичи, правителя Флоренции, дан был сильный толчок развитию всех искусств, вышивание наравне с другими видами декоративно-прикладного искусства достигло высокой степени совершенства. Лучшие художники делали рисунки для вышивания, в том числе Рафаэль Санти. Многие знаменитые женщины Франции были искусными вышивальщицами: Екатерина Медичи, мадам де Ментенон, королева Мария Антуанетта. В Англии искусство вышивания процветало с давних времен. Признанной мастерицей была шотландская королева Мария Стюарт.
Появление вышивки в России относят к первым столетиям древней Руси. Рисунки выдумывали сами, например, по узорам на окнах зимой; часто составляли из стилизованных изображений растений, фигур животных и человека. «Рисунку придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми «оберегами», которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезни и бед.»3 Книг не было, да и школ не было. Учились друг у друга. В каждой губернии, порой даже в самом маленьком районе рождалась своя, отличная от других техника вышивания: тверская мелкая строчка, крестецкая строчка, нижегородский гипюр, ивановская и ярославская строчки с обводкой, олонецкое шитье с перевитью, тамбурный шов, «верхошов», двусторонняя гладь. Даже вышивка крестом, хорошо известная техника вышивания во всех регионах России, различается и по виду, и по цвету: воронежские узоры вышивались преимущественно черной нитью, северные – красной, на Белгородчине основной узор – сочетание красного и черного цветов. Самый расцвет вышивального искусства в России приходится на начало XIX века, когда вышивкой занимались и крепостные девушки, и их хозяйки. Вышивали гладью и крестом по канве, шерстью и бисером на шелке и бархате. Для женщины вышивка была своего рода выражением душевной потребности в красоте, способом выражения эстетического восприятия окружающего мира. Вышивали одежду (рубахи, передники, сарафаны), полотенца, которые в наших краях называют рушниками.
2. Рушник в обрядовой культуре славян
В старину не найти было ни одного дома на Руси, в Украине, в Белоруссии без рушников - самобытных полотенец, в украшениях которых использовались традиции глубокой древности. Рушник – главный оберег человека от рождения до смерти. Рушники использовались не только в прямом назначении как полотенце (тогда их называли утиральником и украшали его скромной вышивкой), ими украшали хату. «Отдельно вешали особое полотенце – главный оберег избы да семьи. Одним концом оно к Богу устремлялось, а два других – в матушку сырую землю. Потолок с полом связывало, а небо – с землею. При закладке дома в основание его клали полотенце-оберег, вышитый кругами и крестами. (Круг и крест – солнечные символы).»4 Рушники использовали в свадебных, родильно-крестильных и погребально-поминальных обрядах. Самое достойное место они занимали на свадьбе: входили в приданое невесты (девочки начинали вышивать еще в детстве, так как по обычаю их в приданом должно было быть не менее 100 штук). Молодая дарила их сватам, родным жениха, их повязывали через плечо важнейшим участникам свадьбы. Рушники постилали как подножник, на который становились в церкви молодые во время венчания. У белорусов есть выражение «встать на рушник», оно означает выйти замуж.