Смекни!
smekni.com

Ориген: проблема взаимодействия религии и философии (стр. 15 из 33)

Мезоплатонизм и его роль в формировании западной мысли редко представляют в истинном свете. Однако без него сложно понять и глубину христианской мысли, и патристику, и попытку философского обоснования веры48. Так пишут Дарио Антисери и Джованни Реале в своей западной философии до наших дней. И это совершенно верно.

1. Медиоплатонизм восстановил понятия сверхчувственного, нематериального, трансцендентного, разрушив мост, связывавший их с материализмом, доминировавшим достаточно долгое время. Тело всё более рассматривается в первоначальном платоновском смысле, как темница души.

2. Такая логика привела к новой постановке теории идей. Некоторые из медиоплатоников в процессе переосмысления учения пытались интегрировать позицию Платона с Аристотелевской. Альбин и его кружок, к примеру, трактовали идеи в трансцендентном аспекте: как мысли Бога и как имманентные формы вещей. Это вело к параллельной трансформации всей структуры бестелесного мира, что стало прелюдией к неоплатонизму.

3. Большое значение обрели пифагорейские элементы (см. ниже). Но теория Монады и Диады остаются фоном.

4. Центральное положение занимала этика, но выстроенная на новом основании. “Следуй своей природе” заменено на “следуй Богу”, “подражай Богу”.

Среди представителей медиоплатонизма было немало талантливых людей, но не нашлось гениального синтезатора. Он был именно фоном эпохи. Сам неспособный занять лидирующее положение, медиоплатонизм был материалом для творчества как ранних христианских философов, так и гениальных завершителей эллинской цивилизации.

Неопифагорейцы параллельно с медиоплатониками пришли к новому открытию бестелесного и нематериального, т.е. того, что было утрачено в эпоху эллинизма.

Бестелесное понималось пифагорейцами иначе, чем медиоплатониками, не с извлечениями из Аристотеля, но, скорее, на основе теории Монады и Диады, а так же на основе ненаписанных теорий Платона и собственных доводов. Числа же представляли собой уже нечто метанумерическое, т.е. отсылали к чему-то более глубокому и простому.

В своей первоначальной формулировке Монада и Диада представляли собой высшую пару противоположностей, где Монада занимала абсолютно привилегированное положение, - из неё с помощью Диады выводилась вся реальность. Отсюда и космогонии как Оригена, так и Плотина.

Доктрину идей дополняла теория чисел, которые понимались теологическим, более того, теософским образом.

Настаивают на тезисе о духовности души и её бессмертии. Цель человека они видят в преодолении чувственного и в единстве с Богом.

Этика обретает ярко выраженные мистические черты. Философия - это откровение, идеальный философ - существо, близкое к Демону или к Богу, или же он пророк.

Нумений Апамейский. Что есть бытие? Оно не материя, ибо она неопределённа, беспорядочна и, следовательно, непознаваема. Оно не тело, ибо оно постоянно изменяется и обусловлено соединяющим фактором. Значит, оно бестелесно (интеллигибельно); только этот принцип гарантирует стабильность и постоянство. Нумений так же убеждён, что учение Платона о неизменном и неуничтожимом бытии соотносится с посланием Моисея, с библейским “тем, кто есмь”. Платон - это Моисей аттический.

Какова структура бестелесного? Согласно медиоплатонизму II-III вв. нематериальную реальность нужно понимать как иерархическую. Нумений, ещё до Плотина, довёл эту тенденцию до предела. Первый Бог имеет связь исключительно с чистыми сущностями, т.е. с идеями. Он совпадает с идеей Блага о самом себе. Второй Бог - Демиург занят образованием космоса; он благ, но не само Благо.

Первый Бог производит, от него зависит стабильность и спасение всех существ. Второй Бог двойственен. Он созерцает бестелесное и воздействует на материю. Третий Бог - Душа мира. В принципе не так уж и далеко от этого и Филон, что говорит об этих идеях как присущих этой эпохе.

Нумений предвосхищает теорию происхождения ипостасей, согласно которой, совсем как позднее у Плотина, даруя, Бог не обедняет себя отданным даром. “Свет, зажжённый от другого света, не гасит его, но напротив, озарённая его светом материя тем самым стала ближе к огню”. “Необходимо, чтобы человек, сначала удалившись от чувственных вещей, вошёл бы в сокровенное единение с Благом, один на один, там, где нет ни человека, ни любого другого существа, но где есть завораживающая сладость неописуемого одиночества”.

Характерно для того времени, что Нумений был синкретистом. Он не только воспринял платонизм и пифагореизм, но не имеет ничего против соотнесения своих идей с библейским Моисеем. Очевидный библейский реализм привлекает не только Нумения, но многих философов этого периода. Вполне возможно, что Ориген симпатизировал доброжелательному отношению Нумения к Моисею и основам его Писания. Для Моисея Бог не нечто абстрактное, туманное, пантеистическое, но конкретная единая личность, открывающая себя в опыте человека. Гностические нагромождения больше не привлекает глубоких философов, желающих чего-то конкретного. И вряд ли можно сравнивать эонологию гностиков с иерархией бытия Нумения. Бестелесность Бога у Оригена несомненно связана с философией Нумения. Абсолютно тождественны у них обоих понятия Первого и Второго Бога. Критерием заимствования может служить наличие подобных идей в Библии. Ничего об отношениях Первого и Второго Бога в Библии не говорится. Поэтому логично предположить, что чисто философские идеи действительно позаимствованы Оригеном. Расхождения начинаются в рассуждениях о третьем Боге, третьей ипостаси. Для эллинской философии это душа мира, для Оригена же душа Христа. Нумений - предтеча апофатизма. Он как бы восходит от низшего к высшему, постоянно отказываясь приписывать последующему шагу предикаты предыдущего. Поэтому, если второй Бог - Благо, то Первый выше Блага, и т.д. Эту логику Ориген воспринимает полностью.

Слабо выраженная у Нумения, но идущая ещё от Платона и стоиков, у Плотина займёт центральное место идея, что для познавания, нужно быть подобным познаваемому объекту, т.е. быть способным обнаруживать в себе самом некоторый образ познаваемого объекта. Этот платоновский принцип очевиден для здравого смысла и станет стержнем мистического познания Оригена, а в значительной мере через него станет достоянием христианской культуры.

Заключение. Посмотрев на ситуацию с мировоззренческими исканиями того века, можно сказать, что Ориген органично вплетается в общий ход рассуждений, свойственным людям той эпохи. Это сознательнй выбор Оригена, для которого античная культура представляет собой подлинное богатство мысли, которой Бог приуготавливал человечество к восприятию новой культуры.

б. Платоновские темы христианской культуры и Ориген

В первую очередь именно ряд доктрин Платона легли в основание онтологии христианской культуры. Падение тварных духов и последствия этого. Платон один из столпов античной культуры. Мера приятия его учения многое может сказать о влиянии античности на христианство.

Происхождение души

Ориген в этом пункте своей системы вошёл в историю христианской мысли с прочной репутацией сторонника предсуществования души. Но следует отметить, что в этом вопросе он говорит гипотетически, указывая на то, что не существует ещё бесспорного церковного учения. Бог сотворил в начале чисто духовные существа, т.к. от Бога-Духа только духовное могло иметь своё происхождение. Первоначальное состояние этих духов Ориген представляет совершенно равным. Они все совершенны, ибо этого “требует мудрость и правда Божия”. Только личные заслуги или грехи могут быть причиной последующей разной судьбы, т.е. неравенства. Ведь Бог нелицеприятен. Всё это говорится Оригеном для того, чтобы понять, в чём причина разделения людей.

Падение духов происходит от охлаждения их любви к Богу. Но это охлаждение разное и поэтому степень падения разная. История мира началась с падения. В греческом слове katabolh/49, которым воспользовался Христос 50, чтобы обозначить творение, вместо обычного poie/w, Ориген любит подчёркивать именно момент отпадения, низриновения. Это один из его филологических аргументов. Коренная порча духовной природы человека окрасила всё миропонимание великого александрийца. Создав определённое число духов, Бог создаёт и определённое количество материи для обитания в ней этих духов. Эта материя, которая по существу своему тоже была совершенна, падает соответственно с тем падшим духом, оболочкою которого она служит, и принимает более или менее грубую телесную форму. Душа, облечённая в тело, направляется для исправления на землю. В связи с учением о вселении души в тело и об их взаимной связи, он развивает мысль и о том, что тела, в которые души должны были снизойти по своём падении, представляют вид и свойства душ, принятых ими, и служат вполне соответствующим им сосудом. Душа приобретает соответствующую своему состоянию форму и особую индивидуальную печать, по которой душа от души отличается. Во всём этом Ориген сильно повлиял на Григория Нисского.

Учение о свободе и разуме

В учении о человеке тема свободы занимает первое место. Ни один из писателей не только первых веков, но и дохалкиноских писателей не обратил такого внимания на тему свободы человеческой воли. Она потому интересна, что касается самой сути человека, того, что вечно в нём. В учении о свободном падении духов ещё прежде бытия этого мира Ориген, как и всегда, очень вольно поступил с библейским текстом. От буквы Писания он на лёгких крыльях аллегорий унёсся ввысь, из своих предпосылок сделал логические выводы, и удалился от традиционного понимания шестоднева. Этого нельзя не заметить. Но нельзя не признать того, что Ориген ощутил всю остроту и важность проблемы свободы в учении о человеке. Дух не столько против материи и против тела, сколько до них, независим от них. Он правильно понял примат человеческого ума, а с этим связан примат свободы во всём миробытии. Кроме свободы человека вообще Ориген говорит и о свободе воли в более узком смысле.