Исходя в целом из стоиков, Ориген различает следующее. Существа делятся, прежде всего, на движущиеся по внешней или по внутренней причине. По внешней причине двигаются те, которые переносятся с места на место и потеряли способность роста, - одним словом, всякая материя, принципом единства которой являются свойства, способности. В себе имеют движущую причину животные и растения, т.е. те существа, соединяющее начало которых находится в природе, в естестве или в душе. Но одни двигаются из себя потому, что они не имеют души, но лишь простое естество. Другие двигаются не из себя, но от себя и являются существами одушевлёнными, и им присуще воображение. К этим трём разделам стоической психологии (буквально, учение о душе) Ориген добавляет ещё и четвёртый раздел, а именно движение существ разумных двигающихся через себя. Деятельность разума (здесь Ориген употребляет даже стоический термин ήγεμονικόν состоит в том именно, что он судит предстающие перед существом образы или влечения и выбирает между ними. Эта свобода и есть свобода выбора мотивов. Таким образом, по примеру всех древних философов, Ориген не проводил различия между волею и разумом. Именно свобода послужила причиной различения духов и их падения.
Грехопадение
Этот вопрос очень сложен для Оригена, т.к. решить его без изменения уже устоявшегося понимания грехопадения он не может. Поэтому иногда он трактует его как исторический факт, а иногда аллегорически трактуя падение духов. А иногда совмещает оба взгляда. Но в целом нужно сказать, что историческую реальность он у этого события отнимает. Однако Ориген отмечает наследственность греха Адама и Евы. Но под этим, видимо, нужно понимать всеобщность падения. Таким образом, Ориген не способен привнести должный вклад в формирование христианской культуры там, где собственно философское понимание некоторого явления становится самоцелью, переставая быть средством объяснения, интеграции в античное миропонимание понятий христианской религиозности.
Заключение. Греческие теории (особенно Платона в интерпретации мезоплатоников и стоиков) использованы им как концептуальные элементы рациональной интерпретации Священного Писания. Иерархичность его концепции - результат как влияния мезоплатонизма, так и предшествовавшей традиции. В то время как Отец есть абсолютное единство, Сын, будучи сам един, включает в себя множество активностей, а потому в Писании назван различными именами, в соответствии с той или иной активностью. Типичное представление греков, воспринятое Оригеном, состоит в том, чтобы понимать мир как серию миров. Этот взгляд подразумевает, что всё духовное в конце концов очистится. Не будет более врагов. Финал по Оригену должен быть таким, каким было начало. Субординационизм Оригена, в соответствии с общим духом эпохи, нужно понимать в смысле попытки осознать процесс образования реальности как последовательное раскрытие и дифференциацию единого бытия, стремящегося познать само себя. Когда Ориген говорит о душе, её происхождении, падении, в этом, конечно, нельзя не заметить Платона. Когда Ориген говорит, что человек, живя здесь на земле, вспоминает прежнюю, лучшую жизнь 51, то он повторяет мысль ученика Сократа: “знание не есть ничто иное, как воспоминание”. Тот же Платон, рассуждая об истинном значении имён, утверждает, что слово sw@ma (тело) произошло от sh@ma (темница), т.к. тело есть темница души. Гностики сильно развивали эту мысль, ставшую печатью того времени. Таким образом, Ориген не только по содержанию мнений близок к Платону, но и по методам, особенно это метод этимологических аналогий.
Та мысль Оригена, что различие между душами и вообще между живыми существами происходит не от Бога, у которого нет этого различия, а исключительно от свободы самих существ, ранее была высказана и Платоном, например в "Законах", но скорее всего имеет у Оригена библейское происхождение.
При этом Ориген отвергает сенсуализм стоиков. Признавая роль чувств и их органов в познавательном процессе, он не считает возможным ограничивать познание только ими. Человек может познавать Бога, ибо существует сродство между Богом и человеком. Но только очищенный от страстей ум способен возвыситься до богопознания. Это платоновский принцип. Он же главный гносеологический принцип Оригена. Но у стоиков Ориген полностью берёт всю структуру свободы воли. Его различение движения от себя, через себя, из себя и по внешней причине. Он даже в этом вопросе пользуется стоической терминологией, которую он в этом случае предпочитает своей. Это уже достаточный критерий, чтобы заявить, что Ориген действительно заимствует у эпохи, присущие ей идеи.
в.Роль ересей в генезисе христианской культуры в лоне античности
Несомненно, что полемика с ересями заставляла лучше проработать ту или иную сторону своих собственных взглядов и что-то даже позаимствовать у противника, сделать особый акцент на какой-либо части своего учения. Поэтому есть смысл посмотреть на содержание тех основных учений, против которых было направлено перо исследуемого богослова.
Гностицизм
Гностицизм II-III вв. представлял собой не просто христианскую ересь, а целое сложное движение тогдашнего мира. В сущности, он был явлением религиозного характера, его даже прямо можно назвать религией. Он выражал собою самую сокровенную думу всего языческого мира последних столетий перед рождеством Христовым - как избавить человека от бедствий и спасти его 52.
Поскольку гностицизм смотрел на этот мир не как на творение благого Бога, а как на произведение злых демонов, державших в своей власти и человеческую душу, то основным настроением гностицизма является глубинный пессимизм. Он не был просто христианскою ересью, а антихристианством. “Он не отрицал ни одной догмы, а в общем все” (Ф. Буонанти).
Владея сокровищами знания древнего мира и нередко имея среди своих последователей очень талантливых, богато одарённых и стоявших на высоте научного образования своего времени людей, гностицизм развил широкую и весьма успешную пропаганду среди христиан, у которых наоборот не было сформулировано основное учение, не была организована жизнь, а научная работа едва-едва начиналась. Успех гностической пропаганды при таких условиях был вполне понятен, и он действительно был очень значителен.
Лучшие представители гностицизма применили свое научное образование и познание к раскрытию христианского учения в тенденциозном направлении. Обнаружилась тенденция к большой вольности при изучении источников христианства - Св. Предания и Св. Писания, а также в истолковании их.
В Гностицизме особое влияние приобрела идея спасения, что собственно-то и позволяло сближать его с христианством. Гностики со всей остротой ощущали, что мир - непреодолимое несовершенство, необоримое зло, гнетущая необходимость, которой управляет непреклонное движение небесных светил. Тем болезненнее переживали они потребность в “освобождении” и в единстве с “Непостижимым Богом”.
В гностическом опыте печаль и тревога выступают основополагающими состояниями, поскольку вскрывают подноготную сознания, его связь с негативным, обнажая радикальный разрыв добра и зла, обозначая тем самым нашу подлинную природу, принадлежность к изначальному благу: ведь если человек страдает от зла, то это означает его причастность к добру. А значит, человек происходит из другого мира и должен туда вернуться. Мир же этот создан злым Демиургом, Богом Ветхого Завета. Ясно, что такой ветхозаветный Бог, творец мира в его порочности, противостоит евангельскому благому Богу, Христу Спасителю. Важнейшим моментом, на который должно было ответить христианство, явилось эонология гностиков, поскольку она сводила на нет трансцендентность Бога, а следовательно, утверждала идею спасения человека через себя самого. Христос в такой системе выступал не как необходимая для спасения благодать, а лишь как образный помощник и пример (позже эту идею будут продвигать пелагиане).
Как уже было сказано, систему Оригена можно определить как исправленный, почти воцерковленный гнозис. Он идёт по тому же пути, по которому шли и гностики. При чтении трактата "О Началах" бросается в глаза, что Маркион, Валентин, Васелид и др. - главные противники, с которыми считается Ориген, и что все частные темы его рассуждений продиктованы ему гностицизмом. В отличие от Иринея и Тертуллиана, Ориген в критике гностических построений не всегда становится на позицию прямо противоположную; отклоняя пункты, совершенно не согласуемые с христианством, он пытается найти средний путь, делает уступки, удерживает иногда с гностиками общий язык. Но на центральный вопрос, ставший страшным орудием гностиков, которым они опустошали души - Откуда зло? - Ориген дал совершенно иной ответ. Причина его в свободе.
Монархианство - конец второго и начало третьего века
Всеми исследователями признается, что при построении формальной стороны своей богословской системы, т.е. космологии, космогонии, теогонии, психогонии - одним словом трансцендентного богословия, где опираясь только на свой разум (даже если иногда и пытаясь подтвердить его ссылками на Св. Писание) можно выдумывать любые построения, Ориген имел в виду монархианские идеи, отталкиваясь от которых и полемизируя с которыми, раскрывал своё учение.
Борьба с гностицизмом, напрягшая все силы Церкви, уже заканчивалась и наиболее блестящие гностические учителя, увлекшие собой толпы христиан, сходили со сцены; гностические школы перестали сливаться с Церковью, выделялись из неё и составляли особые общества, которые по своей обособленности уже не были опасными для Церкви. Между тем энергия богословской мысли, вызванная полемикой с гностицизмом, не могла ослабнуть вместе с его падением. Не отвлекаемая внешними задачами, христианская мысль в эту мирную эпоху обращается к своему собственному содержанию и стремится его понять независимо от апологетических и полемических целей. Именно в эту эпоху перед христианским сознанием со всей силою появляется тот вопрос, который и лежал в основе всех догматических движений древней Церкви, вопрос о том, в каком отношении стоит к Богу-Отцу Христос - Сын Божий.