Смекни!
smekni.com

Ориген: проблема взаимодействия религии и философии (стр. 32 из 33)

Нельзя не видеть огромного шага, чтобы не сказать скачка, вперёд по сравнению с мыслью отцов апологетов, Иустина и Иринея. Там слышался голос робкой и часто неуверенной защиты начинающих христианских писателей; здесь это смелый полёт богословствующего ума. Он чувствует окружающие его проблемы, не боится их, и дерзновенно вопрошает. Это и изобличает в нём самостоятельный ум, не убоявшийся поставить перед собой ряд проблем, закрытых до него для церковного сознания. Именно этот чисто философский дух, свободомысленное настроение сделали его настоящим богословом, религиозным мыслителем. Таким образом, философия и богословие сочетаются прежде всего в личности Оригена, его динамичном опыте, а не в его теоретических положениях, явившихся только слабым отражением этого философского экзистенциального напряжения.

Он первый между христианскими мыслителями выдвинул идею богословского синтеза и осуществил её, создав на почве Св. Писания и Церковного Предания философски-богословскую систему, обнимающую всё содержание христианской веры, установил основные начала церковного научного богословия и сделал решительный шаг к “воцерковлению” классической науки. Ум чрезвычайно глубокий и разносторонний, человек, по своим убеждениям несомненно и искренне церковный, Ориген порой не умел сдерживать полёта своей мысли, смирять и удерживать её в рамках хотя ещё и не совсем устоявшегося, но всё же уже ясно обозначенного Церковью “правила веры”. Поэтому она иногда заносила александрийского учителя в заповедные высоты богомудрия, недоступные тогда ещё человеческому уму, и, слишком приближаясь к Солнцу правды, теряла свои крылья и падала, подобно Икару, на жёсткую землю неправдомысленных мнений. Церковь своим вселенским разумом отсекла эти неправые мнения Оригена, но лучшие и весьма многочисленные плоды его богословского наследия были усвоены святоотеческим преданием.

Теологические и метафизические основания христианской культуры предстают нашему взору своеобразной диалектикой христианской религиозной мысли и античного миросозерцания.

Ориген жизнью своей живёт по-христиански, по воззрениям же своим на соделанное и Божественное эллинствует93

ИСТОЧНИКИ

1. Ориген.Ωριγένους τον εις το κατα Ματθάιον Ευαγγέλιον έξηγητικων - Paris: Sources Chretiennes, т. 43, 1992.
2. Ориген. Ωριγένους τόν έις τό κατά Ιωάννην Ευαγγέλιον έξηγητικόν. - Paris: Sources Chretiennes, т. 120, 1996.
3. Ориген. Origenis homilia in Librum Regnorum I. - Paris: Sources Chretiennes, т. 328, 1986.
4. Ориген. Origenis in Exodum. - Paris: Sources Chretiennes, т.321, 1985.
5. Ориген. Origenius commentarium in cantico canticorum. - Paris: Sources Chretiennes, т. 375, 1991.
6. Ориген. Homiliae in Jesu Nave. - Paris: Sources Chretiennes, т.71, 1960.
7. Ориген. Homilia in Sancto Luca. - Paris: Sources Chretiennes, т.87, 1998.
8. Ориген. “О Началах”. - Новосибирск, 1993.
9. Ориген. “О Молитве”, “Увещание к мученичеству”. - Сам., 1992.
10. Ориген. “Против Цельса”. - М., 1997.
11. Августин Аврелий. Творения. - М., 1997.
12. Григорий Чудотворец, Мефодий Патарский. Творения. - М., 1997.
13. Деяния вселенских соборов. - СПб.:"Воскресение", 1996.
14. Евсевий Памфил. “Церковная История”. - М., 1993.
15. Иероним. О девственности. - М., 1995.
16. Ириней Лионский. Творения. - М., 1996.
17. Иустин Мученик. Творения. - М., 1996.
18. Платон. Собрание сочинений. - М.:"Мысль", 1993.
19. Плотин. Эннеады. - М., 1997.
20. Порфирий. Жизнь Плотина // Диоген Лаэрций. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1978.
21. Ранние Отцы Церкви. - Брюссель:"Жизнь с Богом", 1988.
22. Ранович А.Б. “Первоисточники по истории раннего христианства”, “Античные критики христианства”. - М., 1976.
23. Сократ Схоластик. “Церковная История”. - М.: "РоссПЭн", 1996.
24. Сочинения древних христианских апологетов. - СПб.: "Алетейя", 1999.
25. Jacques Loew Fayard. Histoire du l’Eglise par Elle-meme. 1978.
26. Orygenes. Homilie o ksiegach Izajsza i Ezechiela. - Krakow:"WAM", 2000.
27. Orygenes. O zasadach. - Krakow, 1996.
28. Orygenes. Komentarz do Ewangelii wedlug Mateusza. - Krakow:"WAM", 1998.
29. Orygenes. Komentarz do Piesni nad piesniami, Homilie o Piesni nad Piesniami. - Krakow, 1994.
30. Pamfil Cezarei. Obrona Origenesa. Rufin z Akwilei. O sfalszowaniu Pism Origenesa. - Krakow, 1996.
31. Orygenes. Korespondencia. - Krakow, 1997.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аверинцев С.С. Древние цивилизации. - М.:"Мысль", 1989.
2. Аверинцев С.С. Поэтика раннеантичной литературы. - М.: CODA, 1997.
3. Адо П. Плотин или простота взгляда. - М., 1991.
4. Адо П. Что такое античная философия? - М.:"ИГЛ", 1999.
5. Алфеев И. Жизнь и учение Св. Григория Богослова. - М.: КПП ОЛЦИ, 1998.
6. Амман А. Путь отцов. Краткое введение в патристику. - М.: "Пропилеи", 1994.
7. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб.:"Петрополис", 1997.
8. Афонасин Е.В. Философия Климента Александрийского. - Новосиб.: изд. НГУ, 1997.
9. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. - М.: "Наука", 1987.
10. Батай Ж.. Теория религии. Минск: "Современный Литератор", 1991.
11. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: "Азбука", 2000.
12. Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т 5. - М.:"Русские словари", 1996.
13. Бахтин М.М. Человек в мире слова. - М.:"ИРОУ", 1995.
14. Беляев Л. Христианские древности. - М.:"ИХКС", 1998.
15. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. - СПб. 1878.
16. Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов - М.: "Мартис", 1999.
17. Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. - М.: "Мартис", 1998.
18. Бычков В.В. Эстетика Отцов Церкви. - М.:“Ладомир”, 1995.
19. Вейдле В.В. Умирание искусства. - СПб.:"Аксиома, Мифрил", 1996.
20. Гумилёв Л.Н. Конец и начало. - М.:"Танаис", 1994.
21. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М.: "Мишель и К", 1993.
22. Джордан Оменн. Христианская духовность в католической традиции. - Рим-Люблин, 1994.
23. Дюшен. История ранней Церкви. - С.-П. 1914, Т. 1.2.
24. Жильсон Э. Философия и теология. - М.:"Гнозис", 1995.
25. Задворный В.В. История римских пап. Т. 1 - М., 1995.
26. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.:изд. политическ. литературы, 1991.
27. Зеньковский В. В. Основы христианской философии. - М., 1996.
28. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. - М.: "Высшая школа", 1992.
29. Карсавин Л.П. Святые Отцы и Учители Церкви. - М., 1994.
30. Карсавин Л.П. Сочинения. -М.: "Раритет", 1993.
31. Карташов А.В. Вселенские соборы. - М.: "Республика", 1994.
32. Киприан, архимандрит. Антропология Григория Паламы. - Париж, 1950.
33. Каган М. С. Философия культуры. - СПб.: "Петрополис", 1996.
34. Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. - М.: "Энигма", 1997.
35. Кун Т. Структура научных революций. - М.: "АСТ", 2001.
36. Лебедев А.П. Очерки внутренней истории византийско-восточной Церкви. - СПб.: "Алетейя", 1998.
37. Левек П. Эллинистический мир. - М.: "Наука", 1989.
38. Лортц Йозеф. История Церкви. - М.: "Христианская Россия", 1999.
39. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: "Мысль", 1993.
40. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний Эллинизм. - М., 1980.
41. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. - М.: "Ладомир", 1994.
42. Лосев А.Ф. Итоги тысячелетнего развития. - М., 1994.
43. Лосский В.Н. Догматическое богословие. - М."СЭИ", 1995.
44. Любак Анри де. Католичество. Социальные аспекты догмата. - Милан: "Христианская Россия", 1992.
45. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М., 1979.
46. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М.: "Мысль", 1983.
47. Мень А. История религии. - М., 1992.
48. Минин П. Значение Оригена в истории древнецерковной мистики // Мистическое богословие. - Киев, 1991.
49. Оливье К. Истоки. - М., 1994.
50. Памятники средневековой латинской литературы IV-VII веков. - М.: "Наследие", 1998.
51. Поснов М.Э. История христианской Церкви до разделения Церквей. - Брюссель, 1964.
52. Поснов. М.Э. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним. - Брюссель: "Жизнь с Богом", 1991.
53. Ранович А.Б. Восточные провинции римской империи в I-III в.в. - М.-Л., 1949.
54. Рассел Б. Западная философия. - Новосибирск: НГУ, 1994.
55. Роттердамский Эразм. Философские произведения. - М., 1987.
56. Самарин А. Пелагианство. - Новосиб.: НГУ, 1993.
57. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. - М.: "Политиздат", 1987.
58. Соколов В.В. Средневековая философия. - М.: “Высш. шк.”, 1979.
59. Соловьёв В.С. О христианском единстве. - М.: “Рудомино”, 1994.
60. Спасский А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов. - М.: "Новая книга", 1995.
61. Султанов Ш. Плотин. -М.: "ЖЗЛ", 1996.
62. Тальберг Н. История христианской Церкви. - Н.-Й., 1964.
63. Тахо-Годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. - СПб.: "Алетейя", 1999.
64. Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. - М.: "Москва", 1998.
65. Трубецкой С. Сочинения. - М., 1994.
66. Филарет (Гумилёвский) Архиепископ. Историческое учение об Отцах Церкви. - Свято-троицкая Сергиева лавра, 1996, Т. 1-3
67. Флоренский Павел. Сочинения в четырёх томах. - М.: “Мысль”, 1998.
68. Фофанов В.П. Социальная деятельность и социальное отражение. - Новосибирск: "Наука", 1986.
69. Шмеман А. Исторический путь православия. - Нью-Йорк, 1954.
70. Шпидлик Ф. Духовная традиция восточного христианства. - М.: "Паолине", 2000.
71. Хубер Э. Религия и политика в христианских традициях. - Новос.: НГУ, 1998.
72. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Т. 20. - СПб., 1897.
73. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. - М.: "Ладомир", 1999.
74. Восточные Отцы и Учители Церкви IV в. Т. 1, 2. - г. Долгопрудный Моск. Обл.: МФТИ, 1999.
75. Хозяйственно-этические взгляды Отцов Церкви. - М., 1913.
76. Киприан. Патрология. - Париж-Москва, 1996.
77. Отцы и Учители Церкви III в. - М.: "Либрис", 1996.
78. Николаев Ю. В поисках божества. - Киев, 1995.
79. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: "Респуб.", 1994.
80. A complet History of the Catholic Church to the present day by Rev. JOHN. LAUX. M. A., N.Y., 1939.
81. Barr Robert. Main currents in early christian thought. - NY., 1966.
82. Chadwic Henry. Early christian thought and the classical tradition. - Oxford, 1966.
83. Dictionaire de Spiritualite. - Paris, 1969-1989.
84. El dinamismo trinitario en divinizacion de los seres racionales segun Origenes. - Roma, 1970.
85. Encyclopaedia Britannica. - N.Y., 1992.
86. Hanson, R.P.C. Allegory and Event. - London, 1951.
Schmaus M., Grillmeier A., Handbuch der dogmengeschichte.
Freiburg, Basel, Wien: "Herder"
Faszikel 1a 1965 von Jackues Liebaert.
87. B. II. Der Trinitarische Gott. Die Schopfung. Die Sunde.
88. B. III. Christologie, Soteriologie, Mariologie, Reich Gottes und Kirche.
Faszikel 3a (1. Teil) Urstand, Fall und Erbsunde, 1981 von Leo Scheffczyk
89. Band IV. Sackramente Eschatologie.
Faszikel 7a Eschatologie, 1986 von Brian Daley.
90. Les oevres philosophiques. - Paris, 1995
91. Nemeshegui Peter. La paternite de Dieu chez Origene. - Tournai (Belg), 1960.
92. New Catholic Encyclopidya. T.11. - NY., 1995.
93. Bardenhewer Otto. Geschichte der Altkirchlichen Literatur. T.2. - Freiburg, 1914.
94. Beatrice Pier Franco. Introduction to the Fathers of the Church. - Vicenza, 1987.
95. Pietras Henryk. Poczatki teologii Kosciola. - Krakow: "WAM", 2000.
96. Christentum als neuheitserlebnis. - Freiburg im Breisgau: "Herder", 1939.
97. Adalbert - G. Hamman. Les peres de l'Eglise. - Paris, 1991.
98. Pietras Henryk. By nie milczec o Bogu. - Krakow, 1991.
99. Kania Wojciech. Swiadkowie tradycii. 1998.
100. Kelly J. N. D. Early Christian Doctrines. - San Francisco, 1978.
101. Canpenhausen Hans von. Griechische Kirchenvaeter. - Stuttgart, 1994.
102. Lexikon der antiken christlichen Literatur. - Freiburg:"Herder", 1988.