Смекни!
smekni.com

Ориген: проблема взаимодействия религии и философии (стр. 33 из 33)

От автора

В отечественной историографии давно назрела потребность в появлении исследования, касающегося жизни и деятельности великого богослова, основоположника восточной патристической традиции Оригена Александрийского. Чрезвычайно интересной предстаёт перед нами как сама личность Оригена, так и тот период в истории христианской Церкви, который эта личность собой олицетворяет. Речь идёт о времени, когда христианство, преодолевая первоначальную склонность к замкнутости, выступает на мировую арену, о времени, когда христианство полагает заложенные в себе потенциалы в основание новой культуры, в ареале которой все мы формируем своё мировоззрение, свои ценностные установки.

Ориген не боялся принять вызов новой эпохи, но с верой принимал всё то, что предоставляли ему обстоятельства и условия его времени. Не отвергать ничего, что сперва не было осмыслено, что сначала не было понято. Оппоненты были его главными учителями. Такой подход к оценке культурно-исторических ценностей прошлого, другой культуры предстаёт весьма актуальным и сегодня.

Стоит надеяться, что данная работа внесёт свою лепту в дело уяснения позиции этого человека и его роли в формировании христианской культуры.

Выражаю огромную признательность всем тем, благодаря советам, замечаниям, вовлечённости которых эта работа стала возможной: Иосифу Махе, Налю Александровичу Хохлову, Владимиру Николаевичу Акулинину, Сталине Сергеевне Розовой, Кириллу Алексеевичу Тимофееву.

Примечания:

1 А.Ф. Лосев. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: "Мысль", 1993, с. 367.
2 Т. Кун. Структура научных революций. - М.: "АСТ", 2001, с. 243.
3 Соколов В.В. Средневековая философия. - М: "Высшая шк.", 1979, 43.
4 Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. - М., 1994, с. 56
5 Минин П Значение Оригена в истории древнецерковной мистики // Мистическое богословие - Киев, 1991, с. 321.
6 “Более разумно верить, что Ориген спасён, чем, что он осуждён”. Название его докторской диссертации.
7 “Из толкователей божественного Писания более всего выбирай тех, которые дальше всего отходят от буквы. После Павла такого рода прежде всего Ориген...”. Эразм Роттердамский, Оружие христианского воина. Он ценил Оригена в первую очередь как экзегета и знатока метода аллегорических толкований, Принимает его трихотомию души. Там же о трёх частях человека.
8 Тринитарный динамизм в обожении разумных существ согласно Оригену. Roma, 1970.
9 Отрывок переведён с немецкого по Handbuch der dogmengeschichte B. III Faszikel Ia с. 50.
10 См. Journal of theological Studies, t. 9. 1907-1908, t.10. 1908, Jenkins.
11 В собрании сочинений Григория Чудотворца.
12 Ф.Ч. Коплстон. История средневековой философии. - М.: "Энигма", 1997, 35.
13 Реале. Дж., Атисери Д. История западной философии. - СПб.: "Петрополис", 1997.
14 От Матфея 28,19. Против Цельса 2,30.
15 Против Цельса 8, 73-75.
16 там же
17 Соколов В.В. Философское дело Эразма из Роттердама // Эразм Роттердамский. Сочинения. - М., 1987, с. 24.
18 Эдуард Хубер. Религия и политика в христианских традициях. - Новосибирск: НГУ, с. 19
19 Один из критиков христианства прошлого века.
20 Кардинал Ньюмен. Католическая полнота. - М., 1989.
21 Mohler. Nouvelles recherches sur le Symbolique. - Paris, 1987.
22 Согласно Порфирию, философу-неоплатонику, Ориген родился в языческой семье, но нет более никаких оснований не доверять свидетельству Евсевия, который однозначно утверждает христианское происхождение Оригена.
23 Ц.И.6.2.
24 Там же.
25 Что он под ним понимал, он сам напишет во введении к О началах.
26 Ц.И. 6, 5.
27 Ц.И.6, 6.
28 Там же 6.3.
29 Матф.16,19.
30 Григорий Чудотворец, Мефодий Патарский. Творения. - М., 1997, 135.
31 Евсевий, Ц.И. 6, 10.
32 Тамже 6,16.
33 Церковная история Евсевия Кесарийского 6, 25, 11.
34 Такое понимание души идёт от Аристотеля, но Оригену стало известно, видимо, через Филона.
35 Григорий Чудотворец, Мефодий Патарский. Творения. - М., 1997, 117.
36 Порфирий, Жизнь Плотина // Диоген Лаэртский, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.79
37 Майоров Г.Г., Формирование средневековой философии. М. 79
38 Архиепископ Филарет (Гумилевский), Историческое учение об отцах Церкви. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996, том 1.
39 Там же.
40 Евсевий Кесарийский, Церковная История. 6.19.
41 Алексей Максютин. Жизнь и творения Оригена .Александрийского. Ориген “О Началах”, Самара, 1993.
42 Пьер Адо. Плотин или простота взгляда. - М., 1991, стр.12.
43 Церковная история Евсевия Кесарийского VI, 19, 8.
44 Мень А. История религии. т.6 стр. 104
45 Порфирий, Жизнь Плотина// Диоген Лаэртский. - М., 1978, стр. 469
40 Пьер Адо, Плотин или простота взгляда. стр.12
47 Порфирий, Жизнь Плотина// Диоген Лаэртский стр. 463
48 Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. - СПб.: "Петрополис", 1997, с. 173.
49 В новозаветную эпоху стало обозначать творение, но этимологически бросаю вниз, низриновение.
50 Иоанна 17,24: ты возлюбил меня прежде основания мира.
51 Комментарий на Евангелие от Иоанна 1, 7.
52 Поснов М.Э. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним. - Брюссель: "Жизнь с Богом", 1991. с. 237.
53 Barr Robert. Main currents in early christian thought. NY., 1966, p. 401.
54 Ориген. О молитве 6. - Самара, 1992, с. 36.
55 Поснов М.Э. История Христианской Церкви. - Брюссель, 1964, с. 189.
56 Ириней Лионский. Против ересей // Творения - М., 1996, с. 342.
57 Совсем не обязательно понимать слово гнозис как целенаправленное заимствование у гностиков. Его нужно понимать, скорее, как перевод на греческий ветхозаветного понятия познание, обозначающего глубокое единение с Богом посредством любви. Он связан с христианской мистикой, а не интеллектуальным познанием.
58 Ц.И.стр.95.
59 Ориген. О началах. - Новосибирск, 1993. Введение.
60 там же
61 там же
62 О началах, II, 3.
63 О началах, I, 2.
64 О началах, II 3.
65 Притчи 8, 22. Ό Κυριος έκτισε με άρχήν όδών άυτού (Господь создал меня в начало путей своих).
65a Это учение аналогично воззрению Плотина о происхождении ума от Единого, хотя выражено значительно раньше и источником этой мысли скорее всего является не Аммоний Саккос, а метод работы с Библией самого Оригена: все слова Писания имеют смысл и каждое понятие соответствует онтологической реальности, действительно выражает деятельность Отца, т.е. любое понятие определяется в рамках антиномии, как антитеза зависящего от него понятия.
66 Болотов В.В., Лекции по истории древней Церкви. Том 2. стр. 323
67 О Началах III, 5.
68 Болотов В.В., ук. соч. стр.224
69 Ориген, О началах II, 3.
70 О началах II, 4.
71 Ориген, На Иоанна της προσκύνσις τριάδος, На Матфея ή άρχικήτρίας .
72 Церковная История 7, 32.
73 Ориген, О началах 2,6.
74 Комментарий на Евангелие от Иоанна, 13, 7.
75 там же 14, 21.
76 О началах 3, 12.
77 Вопросы на бытие, 12, 2.
79 Гомилия на Песнь Песней, 2, 4.
79 Гомилия 10 на Числа 34, 2.
80 Гомилия 18 на Иеремею 21, 4.
81 Гомилия 6 на Книгу Судей, 17, 5.
82 Гомилия 1 на Левит, 23, 5.
83 Комментарий на Матфея, 12. 4.
84 Комментарий на Песни Песней, 13, 4.
85 Гомилия на Левит 3,6.
86 Против Цельса 3,66.
87 Гомилия на бытие 7,4.
88 О началах 3,.2,.2.
89 Комментарий на Матфея 10, 23.
90 О началах II 7.
91 О началах II 7.
92 Д.Реале, ..., Западная философия от истоков до наших дней. М., 1996.
93 Порфирий, Жизнь Плотина. // Диоген Лаэрций. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1978.