Смекни!
smekni.com

Ориген: проблема взаимодействия религии и философии (стр. 5 из 33)

Ориген также упрекает Цельса, говоря, что вообще самое худшее зло состоит в незнании Бога и истинного его почитания, а не в материи, как это считает Цельс. Направляющая духовная сила (ήγημονικόν) каждого - вот причина присущего ему зла. Злыми бывают лишь действия, ею направляемые, кроме чего для нас ничего не является злом.

Беседа с Гераклитом. Полностью называется Беседа Оригена с Гераклитом и его коллегами епископами об Отце, Сыне и Душе. Это произведение позволяет нам оценить вклад Оригена в разработку учения о душе Христа. То положение, что человек не был бы искуплен, если бы Христос не воспринял его целиком, в этом труде обретает свою окончательную формулировку.

Один из коллег Гераклида попросил Оригена объяснить ему следующие слова Господа: “Отче, в руки Твои предаю дух свой”. Ориген, различавший в человеке σάρζ, ψυχή и πνεύμα отвечал: “здесь речь идёт о человеческом духе Христа, т.к. Слово восприняло три элемента, которые составляют человека. В следующем отрывке содержится то основание, которое Ориген указывает относительно этой проблемы.

Так как наш Искупитель и Господь так захотел спасти человека, как он его решил спасти, захотел он также искупить его тело, подобно тому как он хотел искупить душу и остальную часть человека: Дух. Но не был бы искуплен целый человек, если бы он не воспринял целого человека. (Некоторые) разрушают искупление человеческого тела, когда заявляют, что тело искупителя духовно; разрушают искупление человеческого духа те, о которых апостол сказал: никто не знает, что в человеке, кроме Духа человека, который в нём... Поскольку он дух человека, о котором апостол так сказал. Поскольку Он хотел искупить дух, то он также воспринял дух человека. Эти три элемента разделились во время страданий, они же соединились во время Воскресения9

Видно, насколько Ориген хотел подвести под свою антропологию и христологию библейское основание.

Латинские переводы ставят проблему своей критики, особенно это касается сочинения О началах. То же самое можно сказать о множестве фрагментов, которые дошли до нас под именем Оригена: 2 сборника из избранных отрывков, Апология Оригена мученика Памфила Кесарийского, которому помогал его ученик - историк Евсевий (мы владеем только книгой 1 в переводе Руфина) и Филокалия Оригена, собранная Григорием Богословом и Василием Кесарийским и существующая на греческом, “экзегетические цепи” - сборники экзегезы различных отцов относительно каждой книги Библии стих за стихом, наконец в цитатах последующих авторов, друзей или врагов10.

Многочисленные труды Оригена, наполненные неисчерпаемым богатством оригинальных мыслей и философско-богословского творчества, составили собой такое разнообразное и сложное наследство для его преемников, что его мыслями и идеями питались целые поколения церковных деятелей.

Источники по биографии и учению Оригена. Сперва скажем, что в силу крайней популярности Оригена о нём было написано очень много ещё при жизни, но особенно после смерти, а также существовала очень большая переписка между ним и большинством епископов востока и другими лицами, в первую очередь духовными. Но большинство этих источников утеряно. Основными сохранившимися источниками по данному вопросу являются: 1) Церковная история епископа Кесарийского Евсевия, написанная примерно в 320 году, считающаяся первым опытом написания истории Церкви (самого Евсевия за этот труд стали называть Отцом церковной истории), в которой он даёт мало сведений собственно по содержанию учений, но много говорит о тех событиях из жизни описываемых им людей, которые наиболее характеризуют их как истинных христиан или как безбожных их противников. Будучи верным оригенистом, Евсевий очень восторженно отзывается об Оригене и приводит много сведений из его биографии периода жизни Оригена в Александрии, впрочем, почти не касаясь его пребывания в Кесарии, сведения о котором мы можем почерпнуть из (2) Панегирика по Оригену ученика его св. Григория Чудотворца, написанного в форме благодарственного слова (первый панегирик в истории Церкви), в котором благодарный ученик всячески восхваляет время, проведенное им в школе любимого учителя (впрочем, риторика этого труда затемняет собственно информацию об учителе) и даёт интересные сведения о том духе, который был создан Оригеном в своей школе, из которой вышло много видных представителей Церкви, оказавших большое влияние на её развитие11. 3) Антиоригенистические письма св. Иеронима, которыми он хочет оправдать своё более раннее увлечение Оригеном критикой в принципе не самой существенной, чисто формальной стороны учения Оригена (его космологические фантазии, к которым его труды не сводятся); 4) Некоторые письма и выдержки из трудов Аврелия Августина, по своему характеризующего учение Оригена; 5) Выдержки из различных глав “Библиотеки” патриарха Константинопольского Фотия и сохранившееся фрагменты из писем Императора Юстиниана. Эти выдержки и фрагменты заимствованы только из труда Оригена О началах с целью выявить ересь. Большинство из них приведены в издании О началах, Самара, 1993; 6) из творений отцов каппадокийцев, особенно Григория Нисского, которые как известно “грешили” почитанием Оригена.

Методологические замечания. Теоретико-методологической основой исследования послужили работы крупнейших специалистов, как отечественных так и зарубежных, в области культуры, средневековой философии, ранней христианской философии и теологии. Их классификация представлена в параграфе "степень изученности проблемы".

Методология исследования опирается на философские традиции, характеризуемые пониманием деятельностной, практической, социокультурной природы человеческого познания в целом и научного исследования в частности.

Решение обозначенных задач потребовало привлечения адекватных методологических средств. Теоретическую базу исследования составляет понимание культуры как отражения многообразной духовной деятельности человека, ищущего ответ на основополагающие вопросы, задаваемые самой его природой.

Удобной моделью культуры оказывается представление о ней как о триединстве: человек - общество/мир - духовность. Последний элемент выступает в качестве адаптационного механизма приспособления человека к обществу и окружающему миру. Когда этот механизм, под структурой которого нужно разуметь философию, религию, науку и т.п., перестаёт выполнять свои адаптивные функции, культура претерпевает кризис, шатается её мировоззренческий базис, и начинается процесс выбора нового мировоззрения, способного обеспечить выход системы из кризиса.

Этот взгляд перекликается с позицией Т. Куна. Хотя последняя разрабатывалась для решения проблем философии науки, а не взаимодействия культур, всё же уместно перенести её принципы и на указанную проблематику. Особенно важно, что выбор новых мировоззренческих установок осуществляется не логически, не по рациональным основаниям, но социо-логически, психо-логически, поскольку принятие последующих установок в нашей проблематике обусловливается не логическим развитием идей "старой" культуры, но бегством от них, признанием их ложности, несоизмеримости решению новых проблем. Появление новой культуры в культурном ареале старой, или старых культур, всегда сопряжено с некой мировоззренческой "революцией", изначальным тотальным отвержением старых парадигм, однако вскоре появляется понимание того, что установление новой культуры в качестве идейной платформы нового общества возможно только в результате рецепции значительно количества старых идей, позволяющих влиться, включиться в новое мировоззрение представителям старой культуры, поскольку с одной стороны иначе постоянное напряжение между двумя лагерями "старых" и "молодых" не позволит установить прочное культурное единство нового общества, а любое общество стремится к равновесию, а с другой стороны, те представители старой культуры, которые не готовы отказаться от своих установок неизбежно вносят их в новую культуру.

При этом синтез культур всегда совершается не абстрактно и не постепенно в прямом смысле этого слова, он происходит в сознании конкретного человека, полностью репрезентирующего в своей личной судьбе будущую историю развития данной культуры. Поэтому наш анализ был бы бессмысленным, если бы мы ограничились только общими рассуждениями. По этой причине я буду рассматривать указанную проблематику на примере жизни и учения конкретного человека, а именно Оригена Александрийского, создавшего первый синтез античной философской традиции и христианского богословского сознания и вместе с тем осознавшего новую проблему, поставленную ещё в иудаизме, проблему отношения мира к абсолютно трансцендентному Богу, решения которой определят специфику всей интеллектуальной интуиции христианства. Появляется феномен религии в строгом смысле этого слова.

Изложение должно носить характер культурологического сопоставления метафизического сознания, характеризовавшего сущность античной культуры, и теологического мировоззрения, на основе которого смогла сформироваться христианская культура, а не проблемы согласия философии и религии в рамках общефилософских построений.