Во всяком случае, если иное не предусмотрено Семейным кодексом Российской Федерации, участники семейных отношений могут заключить письменное соглашение по вопросам, вытекающим из этих отношений. Они могут изъявить желание нотариально удостоверить эти соглашения по аналогии с нотариальным удостоверением сделок. Правомерно ли это? Статья 4 Семейного кодекса Российской Федерации устанавливает, что к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, гражданское законодательство применяется постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. Семейный кодекс Российской Федерации допускает применение гражданского права к семейным отношениям по аналогии, поэтому к форме рассматриваемых соглашений вполне применимы нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о форме сделки. Согласно статьи 159 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны по соглашению между собой могут придать нотариальную форму любой сделке, хотя бы по закону такая форма для этой сделки и не требовалась. Следовательно, совокупное применение норм семейного и гражданского права не препятствует облечению соглашений между участниками семейных отношений в нотариальную форму[26].
А как в этом отношении обстоит дело с позиции Основ законодательства о нотариате, непосредственно регулирующих деятельность нотариуса? Статьи 35 и 36 Основ предусматривают перечень нотариальных действий, которые могут совершаться частными нотариусами и нотариусами государственных нотариальных контор. Возможность совершения иных, кроме предусмотренных в этом перечне, действий должна быть предусмотрена в законодательных актах. В упомянутом перечне предусмотрено удостоверение нотариусом сделки, то есть действия, направленного на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В то же время возможность удостоверения юридических действий, направленных на установление, изменение или прекращение семейных прав и обязанностей, Основами прямо не предусмотрена.
Правило об обязательной нотариальной форме брачного договора или возможности нотариального удостоверения соглашения о разделе имущества между супругами установлены в Семейном кодексе Российской Федерации, поэтому в отношении этих действий вопроса о допустимости их нотариального удостоверения возникнуть не может. В то же время соглашение, например, по вопросу места проживания несовершеннолетних детей по своему объекту не имеет и тени сходства с гражданско - правовой сделкой. Совершать действия, находящиеся за пределами его компетенции, нотариус не вправе, и, казалось бы, он должен, в соответствии со статьёй 48 Основ, отказать в удостоверении соглашения[27].
Однако отмеченная коллизия устраняется путем применения к семейным отношениям в порядке аналогии закона правила пункта 2 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, предусмотренных соглашением сторон. Отсюда можно сделать вывод, что если стороны семейного соглашения условились придать ему нотариальную форму, то в силу этого обстоятельства нотариальное удостоверение такого соглашения становится обязательным, а соответствующее нотариальное действие оказывается предусмотренным законом и попадает в сферу действия статей 35 и 36 Основ. Таким образом, любое правомерное соглашение, вытекающее из семейных отношений, может быть нотариально удостоверено.
Поскольку в проведенном выше анализе был, упомянут брачный договор, остановимся несколько подробнее на его субъектах, так как этот вопрос также имеет непосредственное отношение к нотариальной деятельности. Согласно статье 40 Семейного кодекса Российской Федерации брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Этот договор является особым видом гражданско - правовой сделки[28].
Специфика брачного договора состоит, в частности, в его субъектном составе. Его сторонами являются супруги, то есть лица, брак между которыми зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния, либо лица, вступающие в брак. Если первая категория возможных участников брачного договора определена в статье 40 Семейного кодекса Российской Федерации вполне четко (супруги), то со второй категорией - лицами, вступающими в брак, - дело обстоит не столь однозначно.
Поэтому, хотя и брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу лишь со дня государственной регистрации заключения брака, нотариус вправе удостоверить такой договор между не состоящими в браке лицами лишь при условии документального подтверждения наличия у них статуса лиц, вступающих в брак (например, путем представления соответствующей справки, выданной органом записи актов гражданского состояния).
Следующий вопрос касается гражданско - правовой ответственности нотариуса. В статье 17 Основ предусмотрено, что частный нотариус, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству, обязан возместить причиненный вследствие этого ущерб. В других случаях ущерб возмещается нотариусом, если он не может быть возмещен в ином порядке. Относительно нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, установлено, что такой нотариус, в случае совершения действий, противоречащих законодательству, несет ответственность в установленном порядке[29].
ГЛАВА 2 НОТАРИАЛЬНО УДОСТОВЕРЯЕМЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В СЕМЕЙНО-ПРАВОВОЙ СФЕРЕ
Брак и семья – общественно исторические явления, возникшие на заре человеческого общения. Они прошли тысячелетия развития и в этом процессе подверглись определенным изменениям, однако сущность их сохранилась прежняя. Брак – это состоявшийся союз между мужчиной и женщиной, который заключается с целью совместной жизни, рождения детей, их воспитания. Семья – это лица, связанные супружескими и кровными узами. Она считается составной частицей любого общества. Взаимоотношения лиц находящихся в брачных и семейных связях, до сих пор находятся в центре внимания любого общества, а также законодательства любого государства[30].
Как в Российской Федерации, так и во всем мире существует ряд законодательных актов регулирующих брачные и семейные отношения.
Конституция Российской Федерации[31] гласит:
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Во ''Всеобщей декларации прав человека'' также отведено место данной теме:
1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.
2. Брак может быть заключен только при полном согласии обеих вступающих в брак сторон.
3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет права на защиту со стороны общества и государства.
Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает две формы прекращения (изменения) законного режима имущества супругов по их общему согласию. Во-первых, режим совместной собственности супругов может быть изменен путем заключения брачного договора. Другим внесудебным способом прекращения права общей собственности супругов является заключение соглашения (договора) о разделе общего имущества.
Институт брачного договора - новый для российского законодательства. Он был невозможен, да и не нужен в условиях социализма. Но он был неизвестен и дореволюционному российскому законодательству. Брачный договор пришел в наше законодательство из правовой системы зарубежных государств, где он существует уже не одно столетие. Первые в истории человечества брачные договоры составлялись в древнем Вавилоне около десяти тысяч лет тому назад. Согласно этим договорам в определенных случаях муж имел право на многоженство, жена была вправе распоряжаться своим приданым и мужу запрещалось расточать имущество жены или распоряжаться им без ее согласия.
Можно без преувеличения сказать, что необходимость заключения брачных договоров прошла серьезную проверку временем. Учитывая, что в России накопление собственности идет сравнительно большими темпами, можно предсказать распространение этой формы регулирования режима владения собственностью.
Первое упоминание о договоре, регулирующим имущественные права супругов, появилось в Гражданском кодексе Российской Федерации[32] в 1995 г. Однако, более подробно вопросы заключения и содержания брачного договора были урегулированы вступившим в силу 1 марта 1996 г. Семейным кодексом Российской Федерации[33]. При этом законодатель отвел брачному договору роль регулятора исключительно имущественных отношений супругов. До появления понятия «брачный договор» в нашем законодательстве действовали два режима определения супружеского имущества: