Большое внимание Флёрина уделяет цвету в предметном, декоративном рисунке, особенно при составлении композиции узора. Разрабатывая методы обучения, большое значение она придаёт подбору различной тематике, развитию у детей чувства контроля, оценки. Обучение средствам художественной выразительности при создании образа в рисунке, лепке, Флёрина рассматривает как основу развития творчества. Понимая детское творчество как познание жизни, она делает попытку найти причины своеобразного изображения детьми явлений окружающей действительности, и намечает два пути: через ознакомление детей с материалом и через создание ими образа в рисунке. Исследователь делает вывод о том, что интерес к материалу, процессу нанесения штрихов в рисовании продолжается у детей до 3 - 4 лет, затем возникает интерес к изображению. На основе этих положений Е.А. Флёрина предлагает следующую периодизацию детского творчества:
- доизобразительный
- процессуальный (до 4 лет)
- период реалистического изображения (до 7 лет)
В этой связи нельзя не упомянуть о работе известного исследователя детского рисунка Г. Кершенштейнера «Развитие художественного творчества ребёнка», в которой автор рассматривает постепенную эволюцию детского рисунка. Кершенштейнер, производивший систематические опыты над детским рисованием, распределил весь процесс развития детского рисунка на четыре ступени. (1, ст.38)
Если оставить в стороне стадию «каракулей», штрихов и бесформенного изображения отдельных элементов и начать сразу с той поры, когда у ребёнка появляется рисунок в собственном смысле слова (здесь нужно отметить, что Кершенштейнер, также как Флёрина, отмечает доизобразительную стадию детского творчества, но не включает её в свою периодизацию как самостоятельную ступень), то выделяются следующие уровни становления детского рисунка:
1. ступень схемы (головоноги)
2. ступень возникающего чувства формы и линий
3. ступень правдоподобного изображения (при котором схема исчезает из детского рисунка вовсе)
4. ступень пластичного изображения (светотень, перспектива, передача движения)
В целом, нужно отметить, что приведённые периодизации детского рисунка мало отличаются друг от друга, несмотря на тот факт, что их разделяет 42 года.
Исследования 60 - 70-х гг. XX века показали, что понимание детского творчества и этапов его развития даёт совершенно иную возрастную периодизацию возникновения образного начала. Оно рассматривается в связи с теми средствами образной выразительности, которыми овладевают дети уже в раннем дошкольном возрасте, начиная с двух лет. С помощью штрихов, цветовых мазков ребёнок способен передать некоторые явления действительности (капля дождя, падающие листья, снег).
Н.П. Сакулина, исследуя детское рисование, анализирует процесс становления изображения. Она отмечает, что важно формировать у детей представление о таких свойствах предмета, как цвет, пространственное положение, величина, масса, движение, которые затем помогут ребёнку создать это изображение. В данном случае исследователь подходит к анализу предметов с точки зрения их сенсорных свойств, подробно останавливаясь на освоении их ребёнком.(9, ст.47)
Н.П. Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».
Изобразительная работа детей как прообраз деятельности взрослого художника заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Ребенок не может усвоить данный опыт самостоятельно. Именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений. Сам изобразительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности.
Е.А. Флерина указывала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому».(12, ст. 46)
А. А. Волкова писала: «Воспитание творчества — разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка, для того чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями — значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными — значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими».
И. Я. Лернер, включая в содержание образования ребенка опыт творческой деятельности, определяет такие ее черты:
- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
- видение новой функции предмета (объекта);
- видение проблемы в стандартной ситуации;
- видение структуры объекта;
- способность к альтернативным решениям;
- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.
И.Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить. Но этот процесс отличается от привычного обучения.(28,ст.46)
Формирование этих черт, выделенных ученым применительно к школьникам, как показывает наш многолетний опыт и исследования, может начинаться в дошкольном детстве на занятиях по рисованию, лепке, аппликации.
Рассмотрим, как можно формировать у дошкольников первую черту творчества. Знакомя детей с предметами и объектами окружающего мира, воспитатель обращает внимание на их форму, учит их сравнивать предметы по форме, подчеркивает, что предметы одинаковой формы изображаются сходными способами. Поэтому, овладев способом изображения одного из предметов той или иной формы (круглой, прямоугольной и др.) в рисунке, лепке или аппликации и получив знания о взаимосвязи формы предмета и способа его изображения, дети свободно переносят усвоенный способ при рисовании (лепке, аппликации) на другие предметы исходной формы.
Вторая черта творчества — видение новой функции предмета (объекта) — как будто выделена самой природой ребенка. Она заложена в использовании детьми в игре предметов-заместителей: когда обычный «кирпичик» из деревянного строительного набора может использоваться малышом и как расческа, и как кусок мыла, и как молоток, и т.д. Так по предложению воспитателя нарисованные детьми пластины листьев могут превратиться в кроны волшебных деревьев. Для этого они закрашиваются не так ярко и красочно, как это бывает в период золотой осени, расписываются разнообразными разноцветными линиями, их пересечении ми, конфигурациями. Рисунок приобретает красочный, сказочный характер, вызывающий восторг у детей. Так могут быть раскрашены пасхальные яички, фартучки для кукол и т.д. Обыкновенные узкие полоски бумаги в аппликации Moгут превратиться в бревнышки, доски, из которых дети смогут создать изображение дома, «построить» лесенку, заборчик, скамейку, стул, железнодорожное полотно (рельсы, шпалы); изобразить деревья, кусты, цветы и многое другое.(7,ст.34)
Разумеется, не все черты творчества могут быть развиты у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. А вот формировать у детей способность к альтернативным решениям нужно и можно, Как показывает наш опыт и исследования, для этого необходимо так планировать занятия с детьми по рисованию, лепке и аппликации, чтобы изображение предметов и явлений, способы, используемые для этого, были вариативны и вместе с тем создаваемый детьми образ постоянно обогащался, усложнялся.
Например, объектом изображения детьми окружающего мира часто является природа (разнообразные предметы и явления в разные времена года). Дети по своему выбору и по предложению взрослого рисуют деревья, цветы, животных, приобретая и закрепляя навыки и умения. Так, в младшей группе они рисуют осеннее дерево, елочку, украшенную разноцветными шарами и огоньками, лес зимой (деревья на участке). Дети создают на названные темы как индивидуальные, так и коллективные композиции. Усложнение изображений происходит за счет передачи все большего количества частей, усложнения структуры объекта, передачи деталей. Изображение объектов и явлений природы продолжается в последующих возрастных группах.(15,ст.64)
Психолого-педагогические наблюдения за процессом детского художественного творчества показывают, что создание изображения ребенок, как правило сопровождает речью.
Маленькие художники называют воспроизводимые предметы, объясняют поступки изображаемых персонажей, описывают свои действия. Все это позволяет ребенку понимать и выделять качества изображаемого; планируя свои действия, учиться устанавливать их последовательность. Психолог, исследователь детского изобразительного творчества Е. И. Игнатьев считал: «Воспитание умения правильно рассуждать в процессе рисования очень полезно для развития аналитического и обобщающего видения ребенком предмета и всегда приводит к совершенствованию качества изображения. Чем раньше - включается рассуждение в процессе анализа изображаемого предмета, тем систематичнее этот анализ, тем скорее и лучше достигается правильное изображение».
Следует поддерживать живое общение детей! К сожалению, часто на практике происходит обратный процесс: разговоры пресекаются, обрываются воспитателем или учителем. (14, ст.87)