Смекни!
smekni.com

Теоретические аспекты использования игровых приемов для развития детского изобразительного творчества (стр. 3 из 13)

Е. И. Игнатьев писал: «От простого перечисления отдельных деталей в рисунке ребенок переходит к точной передаче особенностей изображае­мого предмета. Одновременно изменяется и роль слова в изобразитель­ной деятельности ребенка, слово все больше и больше приобретает значе­ние регулятора, направляющего процесс изображения, контролирующего приемы и способы изображения...»10. Наши педагогические исследования показали, что дети охотно запоминают четко сформулированные прави­ла работы с изобразительными материалами и руководствуются ими.(15,ст.60)

Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь твор­чеством, новые знания и навыки, приобретаемые им в этот момент, чрез­вычайно значимы для психического развития личности. Каждый ребенок, передавая сюжет, вкладывает в него свои эмоции и представления. Изоб­разительное творчество дошкольника проявляется не только тогда, когда он сам придумывает тему, но и когда действует по заданию педагога, оп­ределяя композицию, цветовое решение, другие выразительные средства.

Анализ положений отечественных ученых о детском творчестве и наши многолетние исследования позволили вывести определение детского творчества. Художественное творчество детей дошкольного возраста — это создание ребенком значимого прежде всего для него субъективно нового продукта (рисунок, лепка; рассказ, танец, песенка, игра); дополнение к уже известным ранее не использованным деталям, по-новому характеризую­щим создаваемый образ; придумывание сюжетных элементов, действий, характеристик героев и т.п.; применение усвоенных способов изображе­ния или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы, для передачи образов на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.); использование и создание разных вариантов изображения, ситуаций, движений, проявление иници­ативы во всем. Под творчеством мы будем понимать и сам процесс созда­ния образов, и поиск способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной).(16, ст.78)

Необходимо целенаправленное обучение детей художественному творчеству. Творческое начало малыша проявляется даже в изменении величины предметов.

Развивая изобразительное творчество, приоритетное внимание стоит уделять игре, которая является ведущим видом деятельности в младшем дошкольном возрасте.

1.2 Роль живописи в формировании изобразительного творчества

детей младшего дошкольного возраста

Живопись - вид изобразительно­го искусства, специфика которого заклю­чается в представлении при помощи красок, нанесенных на твердую поверхность (основа), образов действи­тельности, получающих в зависимости от назначения произведение, господствующе­го художественного стиля, времени и индивиду­альности мастера-исполнителя опреде­ленную художественную интерпретацию.(19, ст.53)

В формировании изобразительного творчества детей большую роль по праву играет живопись.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благопри­ятным периодом для развития творческих способностей средствами живописи потому, что в этом воз­расте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание позна­вать окружаю­щий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, во­влекая их в различные виды деятельности, способствуют расшире­нию дет­ского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпо­сылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошколь­ников более сво­бодно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задав­лено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необхо­димо всячески развивать. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является соз­дание условий, способствующих формированию их творческих способностей.(19,ст.54)

Интерес к рисованию появляется у детей рано. Наблюдая, как родители, старшие братья, сестры действуют с ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются брать в руки карандаш и водить им по бумаге. В этом проявляется характерное для двухлетних детей активное стремление выполнять действия без помощи взрослого. Но, естественно, вначале у них ничего не по­лучается: рука не слушается, а как надо рисовать, в семье учат редко.

В два года ребенок начинает увлекаться рисованием красками. Он ритмично наносит мазки по всему листу или закрашивает его полосками, не оставляя «белых пятен». Характер таких первых цветовых композиций различен. Одни дети предпочитают крупные цветовые пятна, другие небольшие пятнышки.

Изобразительная деятельность детей раннего возраста – это активное «вхождение» в образ, когда мазки, линии и формы «оживают». Приведем пример. Таня (2 года) нарисовала несколько замкнутых форм, похожих на круги. Затем протягивает руку, как бы берет воображаемую трубку телефон, подносит ее к уху и начинает разговаривать подражая взрослым.

Способность образно воспринимать окружающие предметы помогает ребенку узнавать изображения реальных живых существ и предметов в нарисованном.

Впервые организованное приобщение ребенка к изобрази­тельной деятельности начинается в детском саду, в первой млад­шей группе (третий год жизни). Здесь необходимо вызвать у детей интерес к действию с бумагой, красками и карандашом. (31, ст.79)

Дети третьего года жизни по своему физическому и психическому развитию способны к приобретению простейших навыков в рисовании. Исследования изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста показали, что ребенок уже на втором году жизни (конечно, при условии обучения) может правильно держать кисть; движения, произво­димые при рисовании, совпадают с общим ритмом движений, которые интенсивно развиваются в этом возрасте, однако они в большей мере еще непроизвольны и проведение линий не контролируется зрением.

С ребенком второго года жизни уже возможно специальное обучение навыкам изображения, так как он стремится воспроиз­водить действия воспитателя, сопровождаемые пояснениями.

При постановке задач обучения рисованию учитывается, что у детей двухлетнего возраста мал опыт, отсутствуют знания и умения, недостаточно развиты движения руки. Поэтому основные задачи в первую очередь связаны с общим воспитательным воздействием на детей.(34, ст.56)

Закрепление определенных навыков идет на протяжении всего года обучения. Первое занятие рисованием начинается со знакомства с бумагой.

В первой младшей группе предусмотрено ознакомление детей с цветом. Эта задача решается при рисовании красками. Краска оставляет яркий след, пятно, которые легко ассоциируются с цветом пред­мета, в жизни.

Тематика заданий по развитию чувства цвета связана с овла­дением несложными формами - линиями, пятнами, получаемы­ми кистью (например, темы «Падает снежок», «Огоньки горят на елке», «Трава растет»). Чтобы цвет правильно воспринимался детьми, он должен быть дан в контрастном сочетании с фоном: белые снежинки - на синем фоне, желтые или красные огоньки - на зеленой елке, нарисованной или вырезанной из бумаги воспитателем.

Программа предполагает овладение такими техническими навыками, как правильно держать кисть, аккуратно пользоваться ей, уметь набрать краску только на ворс кисти и т. д.(26, ст. 67)

Ребенок уже на начальном этапе обучения должен усвоить, что любым материалом следует пользоваться, руководствуясь определенными правилами. Отсутствие требовательности со сто­роны воспитателя к использованию материалами приведет к само­стоятельным поискам техники, к закреплению неправильных на­выков, которые в дальнейшем будут тормозом в выполнении бо­лее сложных рисунков.

Таким образом, осваивая начертания простейших изобра­зительных форм, используя яркие, красочные тона, ребенок при­учается находить сходство с предметами окружающей действи­тельности, начинает осознавать изобразительные возможности материалов и самостоятельно использовать полученные умения при изображении других предметов.

Надо научить ребенка замечать нанесенные на бумагу штри­хи и линии, следить взглядом за движением кисти по бумаге. Постепенно следует учить детей находить сход­ство получившихся штрихов и линий с окружающими предметами.

Затем следует побуждать детей к осознанному повторению ранее получившихся штрихов. Этот этап является очень важным в овладении изображением: в дальнейшем дети смогут воспро­изводить в рисунке (по показу воспитателя и без него) неслож­ные предметы и явления: дождик капает, снежок идет, листочки летят, ручейки текут и т. д.

Важно чтобы ребенок с самого начала усваивал правильные приемы работы с карандашами и красками.

Организуя работу по изобразительной деятельности в первой младшей группе необходимо учитывать большую эмоциональ­ную возбудимость детей этого возраста. Говорить с малышами надо мягко и указания формулировать в виде предложения, а не категорического требования. Например, воспитатель дает детям вырезанные из темной бумаги силуэты домов и говорит: «Посмотрите, как темно в домиках. Давайте зажжем огоньки. Вот так будем зажигать». Показывает, как обмакнуть кисть в краску, как, прикладывая ее всем ворсом к бумаге, получить светлые пятнышки — огоньки.(33, 112)

Овладение кистью удается детям не сразу. При рисовании отдельных линий зрение еще не регулирует движение, а, лишь сопровождает его. Нанеся штрихи, ребенок двигательно осваивает пространство листа бумаги. Меняя на­правление, характер штрихов (прямолинейные, дугообразные), он как бы осуществляет двигательный поиск. Постепенно движения становятся более разнообразными: из дугообразного получается вращательное, затем оно все более и более округляется, сосредоточиваясь на одном месте и образуя мотки или распро­страняясь по всему листу, давая спирали. Опираясь на этот есте­ственный путь развития рисовальных движений, следует предо­ставить детям возможность осознанного повторения, чтобы добиться свободы и легкости их воспроизведения. А чтобы по повторение не было механическим, необходимо связать движение с образом: предложите детям нарисовать, «как - наматывают нитки на клубочек», «как кружится юла», «дым идет из труб» и т. п. Такому рисованию должны предшествовать наблюдения реаль­ных действий, чтобы ребенок знал изображаемое явление, а не повторял только показ педагога.