От неотрывного движения ребенок переходит к раздельным. Отдельные линии приобретают все более разнообразный характер: закругляются, ломаются под углом, образуют зигзаги. Ребенок овладевает перекрещиванием линий. Однако это разнообразие линий получается чаще всего случайно: не всякую линию ребенок может повторить по предложению взрослого, не всегда удается направить движение руки, подчинить его определенной цели. В процессе рисования у малыша наблюдается еще много нецеленаправленных движений, не связанных с получением определенного результата; например, он не может сознательно в нужной точке остановиться, чтобы получить линию определенной длинны, а рисует как выйдет.
Пусть воспитателя не смущает отсутствие узнаваемых изображений Рисование, направленное на освоение пространства листа, действий с кистью, очень полезно для ребенка.(32, 74)
На первом же занятии надо показать детям кисточку и краску. Объяснить, что кисточка - это деревянная палочка с мягкими волосками на конце. Пусть дети легко проведут волосяной частью кисти по ладошке, чтобы почувствовать, какая она мягкая. Нужно показать детям, как тремя пальцами держать кисть чуть выше железного наконечника, как осторожно обмакивать всем ворсом в краску (кисть предварительно должна быть смочена в воде, иначе краска будет плохо набираться - это заранее, должен сделать педагог и дать детям влажные кисти), как отжимать ворс о край баночки с краской, чтобы она не капнула» на бумагу, и после этого рисовать. На следующем занятии надо вновь показать, как взять кисть и набрать на нее краску, снять лишнюю краску о край чашечки и т. д. Все эти приемы пользования краской надо показывать неоднократно и напоминать о них прежде всего тем детям, которые с трудом овладевают нужными навыками. Тем же, кто действует верно, напоминать не следует, чтобы не лишать, их самостоятельности, не приучать действовать лишь по указанию. Но чтобы они были уверены в том, что действуют правильно, их следует похвалить. Дети двух и трех лет живо и эмоционально откликаются на похвалу взрослого. Переживаемая при этом радость является положительным подкреплением правильных приемов работы, способствует их упрочению.
На первом занятии лучше дать всем детям, краску одного цвета, чтобы сосредоточить их внимание на способах работы кистью и пользования краской. На следующем занятии краску можно поменять, но опять дать всем одного цвета. Лишь тогда, когда дети немного овладеют действиями с кистью и краской, можно на разные столы ставить разную краску, а к концу года и на один стол готовить краски 2 цветов. Не следует бояться при этом, что на какое-то время рисунки станут менее аккуратными; постепенно при внимании воспитателя дети научатся рисовать двумя-тремя красками, и рисунки их станут красочными, красивыми.
Краски гуашь нужно разводить густо, чтобы они не растекались по бумаге. В этой группе еще не ставится задача научить детей передавать реальный цвет предметов. В тех случаях, когда ребенок всегда берет краску одного какого-либо цвета и как бы не замечает других цветов, можно предложить ему порисовать другим цветом, но настаивать не следует. Когда воспитатель дает какие-либо определенное задание, необходимо указать соответствующий цвет краски, но затем надо вновь предоставить детям возможность пользоваться красками разных цветов.(27, ст.81)
Наряду с этим воспитатель сам обращает внимание ребенка на то, что узнается всеми: и детьми, и взрослыми. Первые образы связаны с действием, движением: в доме зажигаются огоньки, поднимается кверху дым, летят листья, ребенок шагает по дорожке, и его ножки оставляют следы.
Взяв краску на кисть и прикладывая ее всем ворсом к бумаге, воспитатель показывает, как можно нарисовать листик, и еще листик, и еще,— так они падают с деревьев.
Нужно следить при этом, чтобы дети хорошо насыщали кисть краской, обмакивая ее всем ворсом. Часто дети забывают вовремя это сделать и, не понимая, почему кисть «не рисует», трут ею бумагу; портится и кисть, и рисунок, изображение не получается. Это расстраивает ребенка. Но сам понять причину неудачи и исправить положение он не может. Своевременное напоминание воспитателя предотвратит неправильные действия и огорчение ребенка.
В течение занятия следует время от времени напоминать детям о том, чтобы они набрали краску на кисть.
Содержание, которое можно передать в рисунке приемом приманивания, может быть и другим, в зависимости от того, что в данное время дети наблюдают (у малышей особенно важно создать тесную связь рисунка с получаемыми впечатлениями), Осенью дети видят желтые и оранжево-красные листья, летящие с деревьев) наступает зима, и они видят, как идет снег. Воспитатель напоминает детям освоенный ими ранее прием прикладывания кисти к бумаге, и дети рисуют на листе голубой или серой бумаги белой краской падающий снежок. (38, 8)
Эмоциональное отношение к изображаемому выражается и в том, что малыш во время рисования действует как в реальной ситуации. Так, изобразив человека-«головонога», он разговаривает с ним как с «живым», и это доставляет ему большое удовольствие.
В раннем возрасте непосредственность детских реакций, эмоциональность свидетельствуют о начальных «творческих проявлениях». Поэтому так важно, чтобы в процессе рисования ребенок мог свободно пользоваться художественным материалом, передавая образы предметов, явлений ритмом мазков, штрихов, цветовых пятен. Они привлекают внимание ребенка и вызывают у него радость, желание повторить «рисунок». Цвет - основное выразительное средство.
Ассоциативные образы в процессе рисования краской возникают быстрее, чем в рисовании карандашами. Яркое пятно краски вызывает у малыша радость и восхищение. Нарисовав тёмно-синей краской большое пятно, ребенок говорит: «Туча. Идет дождь». Пятно красной краски вызывает у него ассоциации с огнем.(39, ст.82)
Постепенно малыш приобретает и навыки композиционного расположения: от хаотичного разброса штрихов и мазков переходит к более четкому заполнению пространства листа, который становится местом действия изображаемых персонажей. Так, Оля (2 года) уверенно рисует кистью черное пятно: «Это такая собачка», Инна (2 года) любит рисовать цветы. Осторожно прикладывая кисть, она ритмично наносит мазки, располагая их внизу листа чуть наклонно, любуется рисунком: «Подул ветерок, и мои цветочки нагнулись».
Итак, овладевая изобразительно-выразительными средствами в раннем возрасте, ребенок приобщается и к элементарной творческой деятельности. Он получает возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности. Изобразительная деятельность детей раннего возраста проходит сложный путь развития: от простейших действий кистью к процессам образного воспроизведения очертаний, форм реальных предметов.
Образ в рисунке от ассоциативного постепенно переходит в преднамеренный благодаря тому, что дети приобретают навыки изображения простейших форм. Рисунок дополняется словами, жестами, звукоподражанием. Образ становится «живым», ощутимым. Этот процесс протекает неодинаково даже у детей одного возраста и зависит от уровня художественного развития и сенсомоторной сферы, восприятия, речи, мышления, эмоциональных проявлений.
У детей раннего возраста необходимо формировать предпосылки к творчеству, развивать способность передавать образ в рисунке. В чем специфика методов обучения ребенка раннего возраста изобразительной деятельности? В первую очередь это наблюдение за окружающей действительностью, рассматривание иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, народных игрушек и т.п. Однако надо помнить, что произведения искусства должны быть доступны пониманию ребенка как по содержанию, так и по средствам выразительности. (41, ст.34)
Возникновению образа в рисунках детей раннего возраста способствует определенная последовательность творческих заданий, в основе которых овладение изобразительно-выразительными средствами, доступными малышам.
Постепенно от простых действий кистью ребенок перейдет к узнаванию того, что получилось: «цветок», «мячик», «дорожка», «солнышко» и т.д. Когда малыш рисует, надо пояснять все eго действия («рисуем красками на бумаге»). Он узнает, как интересно рисовать, поэтому стремится повторять линии, штрихи, круги, пятна. В процессе руководства рисованием эта деятельность приобретает образный характер, если взрослый обращает внимание на возникающие в рисунке изображения: С этой целью он проводит занятия, на которых ребенок имеет возможность увидеть процесс создания рисунка определенного содержания. Например, на большом листе бумаги взрослый рисует красками гуаши разного цвета понятные ребенку образы: солнышко, травку, цветы жучков, птичку и т.д. Эти образы можно создавать не только красками, но и фломастерами, цветными карандашами.(43, ст. 67)
Позднее, когда на новогодних елках зажигаются яркие огоньки, можно предложить детям украсить огоньками елочку, которую воспитатель вырезает из зеленой бумаги (размером в обычный писчий лист) и даёт каждому ребенку.
Для этого занятия на столы можно поставить по 2—3 краски (красную, желтую, белую). Хорошо вырезать две большие елочки, и тогда каждая подгруппа украшает свою елочку (коллективная работа). Одновременно можно вызвать к доске, на которую прикрепляется елочка, двух детей и предложить зажечь несколько огоньков. Остальные смотрят. Затем воспитатель предлагает другим детям подойти к доске. Если кто-либо откажется, настаивать не надо закрепляя умение пользоваться при изображении приемом примакивания, воспитатель предлагает детям украсить платье куклы, платочек или рукавички. Дети выполняют эти задания с удовольствием; их движения становятся все более свободными, уверенными.