Смекни!
smekni.com

Теоретические аспекты использования игровых приемов для развития детского изобразительного творчества (стр. 5 из 13)

Когда дети овладеют прикладыванием кисти к бумаге всем ворсом, надо предоставить им возможность пользоваться этим приемом самостоятельно для передачи различного содержа­ния.

Каждый раз по окончании занятия рисунки выставляются на стенде, и детям предлагается посмотреть, как много они нарисо­вали, как получилось красиво. Дети получают удовольствие от достигнутого результата; некоторые ещё и еще раз подходят к стенду.(32, ст. 82)

Могут быть случаи, когда кто-либо из детей, начав рисовать вместе со всеми, например, следы на дорожке, увлечется нане­сением пятнышек и покроет ими весь лист. Такой отход от пред­ложенного содержания закономерен, особенно в первое полуго­дие (можно подсказать ребенку, что у него так много следов потому, что бегают много детей). К концу же года все дети на­учатся выполнять то, что предлагает воспитатель.

Научившись рисовать замкнутую форму, пусть неровную, угловатую, ребенок приобретает новую возможность создавать изображения. Каждая такая форма может обозначать то одно, то другое благодаря тем неуловимым признакам или незначи­тельным дополнениям (черточки или пучка штрихов), которые для ребенка оказываются важными, наталкивают на мысль о сходстве. Многократно повторяя приучившиеся формы, ребенок наконец овладевает способностью рисовать их по своему желанию.

Опыт работы показывает, что нецелесообразно рисовать при детях сложные предметы (например, человека, животных). Двух­летние дети уже отчетливо понимают, что они могут и что не могут. Увидев изображение, созданное взрослым, ребенок отка­зывается рисовать, говоря: «Я так не могу, я не буду рисовать!» С отказом рисовать воспитатель сталкивается и в тех случаях, когда дома ребенку рисуют взрослые; малыш привыкает к этому и просит воспитателя: «Нарисуйте мне домик, я не умею». Сле­дует показывать детям простые действия с краской, которым они могут подражать, а затем использовать по своему усмотрению. Например, воспитатель «зажигает» огонь­ки на елке или в окнах домов, рисует, как падает снег, как текут ручейки и т. п.(23, ст 90).

Малыши не могут рисовать совершенно прямые линии, и не нужно от них этого требовать. Важно, что ребенок будет про­изводить отрывные движения, а не связанные (например, при ри­совании мотков, дуг). Первые такие рисунки будут неумелыми. Одни дети не могут остановить руку, и линии выходят за пределы листа; движения других, наоборот, скованны, неуверенны, и линии получаются короткими, еле видными. Постепенно следу­ет развивать уверенность, слитность движения, умение рисовать линии до конца, не останавливаясь. Полезен такой прием обуче­ния: воспитатель берет руку ребенка в свою и вместе с его ру­кой рисует дорожку, ленточку и т. п. Ребенок при этом чувствует характер движения, его протяженность. После этого он уверен­нее действует сам.

Планируя занятия по рисованию, следует большин­ство их отводить на самостоятельное овладение ребенком теми или иными изобразительными движениями, которые ранее были показаны педагогом. Но и на, таких занятиях воспитатель актив­но руководит процессом изображения: он направляет действия малыша, следит за тем, чтобы ребенок правильно пользовался материалами, в случае необходимости поправляет ребенка, на­поминает, как нужно рисовать.

Важное значение в первой младшей группе имеет овладение детьми самыми элементарными способами рисования красками. Это находит отражение в программном содержании предлагаемых занятий. В каждом из них ставится задача учить детей правильно держать кисть, учить набирать краску и т.д.

Предлагаемые для изображения предметы и явления должны вызывать у детей интерес, желание нарисовать их. Важно, чтобы воспитатель дал детям яркую образную характеристику. Рисование не должно превращаться в сухие формальные упражн­ения. (11, ст 27)

Малыши не сразу могут подчинить движения руки задача создания изображения, поэтому большое количество занятий отводится на свободные действия с кистью, кото­рые должны способствовать развитию естественных движений руки, постепенному приобретению свободы и уверенности, нахождению сходства изображенного с реальными предметами.

Вместе с тем дети подводятся к передаче впечатлений от окружающего, при этом выбираются такие явления, которые дети мо­гут .изобразить. Например, рекомендуются темы для рисования: «Дорожки», «Снежок пошел», «Следы».

Когда дети уже свободнее овладеют своими движениями, смогут осознанно повторить ранее получившийся штрих, линию, поэтому изобразительное содержание усложня­ется. В плане указаны такие занятия, как рисование сосулек, ручейков.

В дошкольных учреждениях с детьми проводится разнообраз­ная воспитательная работа. При планировании занятий по изобразительной деятельности следует учитывать те знания, впечатления, которые дети получили при знакомстве с окружаю­щим, на музыкальных занятиях, по родному языку, опираться на эти знания. (32, 54)

1.3 Игровые приемы как средство формирования изобразительного творчества детей младшего дошкольного возраста

на примере живописи

Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.

Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с иг­ровых упражнений. Их цель — сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения объяснениями: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т. д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно уско­ряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.(18, ст. 34)

Включение игровых моментов в изобразительную деятель­ность в младшей группе продолжается и при изображении пред­метов.

При использовании игровых моментов воспитатель не дол­жен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.

Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов за­висят; от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности от возраста детей и их развития, от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.

На занятиях, где в центре внимания стоят задачи по закреплению представлений об окружающем, в основном применяются словесные методы беседа, вопросы к детям, кетовые ребенку восстановить в памяти увиденное.

В младшем дошкольном возрасте игра используется для решения двух основных задач. Во-первых, превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело. Во-вторых, обеспечить малышу естественный переход от обучения к игре и содействовать формированию игры.(22, ст. 91)

Для того чтобы маленький ребенок научился рисовать, он должен овладеть главными формообразующими движениями (изображение различных линий, округлых форм) и этот процесс требует от малыша упражнений, выполня­емых в определенной системе.

Задания по двигательному ритму (для де­тей 2 лет) направлены на передачу явлений действительности контрастом цветовых пятен: «Светит солнышко», «Мой флажок, как ого­нек», «Яркие фонарики», «Зажжем огни на ел­ке», «Горят огоньки в домах», «Праздничный салют» и т.д. Благодаря цвету, рисунок стано­вится ярче, интереснее, живее.

Задания по линейному контуру направлены на передачу форм окружающих предметов: «травка в поле поднялась», «Цветы растут», «Ко­лобок - румяный бок», «Рыбки плавают», «Ша­рики летят», «Мой веселый, звонкий мяч» и т.д.(32, ст. 46)

Знакомя ребенка с предметами и явления­ми действительности, взрослый должен спо­собствовать вовлечению в этот процесс как можно большего числа различных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных). Это поможет малышу лучше запомнить и воспринять ок­ружающее. Он не просто на­блюдает, как падают капельки дождя, но и слушает их стук о стекло, ощущает их прохладу и т.д. Дети учатся отображать предметный мир. Поэтому, организуя изобра­зительную деятельность, важ­но использовать показ как ориентир для выполнения са­мостоятельных действий с различными художественны­ми материалами. Подражая взрослому, ребенок осваива­ет новую для него деятельность.

Малыш только начинает рисовать, и взрос­лому необходимо вызвать у него интерес к этой деятельности. Малыш эмоцио­нально реагирует на яркие цвета красок, рису­ет пятна, линии в разных направлениях.

В современной методике обучения изобразительной деятельности определены те предметы, изображение которых способствует овладению нужными формообразующими движениями. Например, для того чтобы, научиться наносить штрихи, рисуют дождик, а для тогo чтобы научиться изобра­жать округлые формы – клубочки ниток, баранки. Как известно сами дети интереса к такому учебному содержанию не проявляют. Они стремятся отразить в рисунке только те предметы, которые произвели на них сильное впечатление. А процесс изображения эмоционально не затрагивающих ребенка объектов и явлений (клубочек ниток, дождик и др.) лишен для малыша смысла и он действует без старания и интереса. Такое отношение детей к обучению вполне понятно и оправданно. Как же сделать выполнение учебных заданий осмысленными и интересными. (36, ст. 49)