В конце 1884 года Короленко отбыл ссылку в Якутской области и получил право жительства в Европейской России, но в столицах он проживать не мог. Владимир Галактионович отбыл в Казань, где встретился со своим старым другом Анненским, с которым и советовался о том, где бы поселиться. У Анненского были знакомые в Нижнем Новгороде, которые могли помочь ему в первое время, и Короленко отправился туда.
Едва обосновавшись на новом месте, Владимир Галактионович выехал в Москву и передал в редакцию «Русская мысль» свой рассказ «Сон Макара», а затем направился в Петербург за семьёй, чтобы перевезти её в Нижний Новгород. На обратном пути в Москве он свиделся с Евдокией Семёновной Ивановской, его будущей женой. Впервые Короленко встретил Евдокию Семёновну в Москве, в1875 году, на студенческом собрании. В эту первую встречу завязались те узы дружбы, которые не смогли разрушить долгие годы разлуки.
27 января 1886 года Короленко обвенчался с Ивановской. Впоследствии, 7 октября 1925 года М. Горький писал Евдокии Семёновне: «Мне хотелось бы и вам, Евдокия Семёновна, сказать какие-то очень сильные слова любви и уважения. Но я не умею сделать этого. Однако поверьте, я знаю, что значит быть женою русского писателя и
верным другом на всём его пути. Я знаю это и потому, что такие жёны – друзья почти не наблюдались мною: нигде и ни с кем»[9].
Москва уготовила Владимиру
Галактионовичу и другую радость. Рассказ «Сон Макара» получил блестящую оценку в редакции «Русской мысли» и должен был появиться в ближайшем номере журнала. Хотя отдельные вещи Короленко и печатались раньше, но Владимир Галактионович всё же считал этот рассказ началом своей литературной биографии. «Мои литературные дела были устроены,- писал Короленко, отправляясь на Нижегородский вокзал,- я мог считать свою карьеру начатой»[10].О Владимире Галактионовиче заговорили в Москве, затем в Петербурге, провинциях. Вчера ещё никому неведомое имя Короленко, стало сразу же популярным, близким в кругу тех, кто не переметнулся «к ликующим и праздно болтающим, а остался в стане «погибающих за великое дело»[11].
После появления «Сна Макара» все сразу заговорили о Короленко как о новом, молодом, необычно талантливом писателе. Необычайный успех этого произведения объяснялся не только его литературным достоинством и ярко выраженным социальным содержанием. Владимир Галактионович продолжал жить идейным богатством минувшей эпохи, «Сон Макара», был ярким отражением освободительных идеалов прошлого и в то же время указывал путь в будущее.
«Сон Макара» - это повесть о задавленном безграничной нуждой и систематически обираемом всяческим начальством крестьянине. Почти объякутившийся житель затерянной под полярным кругом сибирской слободы напился на последние деньги отвратительной водки, настоянной на табаке, и поколоченный своей старухой за то, что напился в одиночку, а не разделил с ней омерзительного питья, завалился спать. Что может сниться такому почти потерявшему человеческий образ полудикарю, официально считающемся христианином, но на самом деле и Бога представляющему себе в якутском образе Великого Тойона? И всё же автор успел заметить и в этом скотоподобном облике тлеющую божественную искру. Силой творческой власти он раздул её и освятил ею тёмную душу дикаря, так что она стала близка и понятна. И сделал это Короленко, отнюдь не прибегая к идеализации. Мастерской рукой, дав на небольшом пространстве очерк всей жизни Макара, он не скрыл ни одной плутни и ни одной проделки его, но сделал это не как судья и обличитель, а как добрый друг, отыскивая любящим сердцем все смягчающие обстоятельства и убеждая читателя, что не в испорченности Макара источник его отступлений от правды, а в том, что никто и никогда не учил его отличать добро от зла. Макар вышел победителем из спора с самим Богом, потому что на его стороне были правда и справедливость. Превосходный истинно-поэтический язык, редкая оригинальность сюжета, необыкновенная сжатость и вместе с тем рельефность характеристики лиц и предметов (последнее вообще составляет одну из сильнейших сторон художественного дарования Короленко) - все это, в связи с основной гуманной мыслью рассказа, произвело чарующее впечатление, и молодому писателю сразу отведено было место в первых рядах литературы. После «Сна Макара» Короленко стал желанным автором в любом прогрессивном издании.
Однако исключительный успех в области художественной литературы не заслонял интереса писателя к публицистике. Не быть молчаливым свидетелем издевательствнад людьми, а выступать «партизаном, защищая права и достоинства человека
всегда, где это можно сделать пером»- такова была задача, которую ставил Короленко перед собой. Ему мало было облекать в художественную форму свои мечты и образы, ему нужна была борьба с реальным злом, дававшая реальные результаты. «Для меня,- писал Короленко о своей деятельности публициста, - это не второстепенный придаток, а половина моей работы и моей литературной личности»[12].
Почти в пятидесяти газетах и журналах появлялись корреспонденции и статьи Владимира Галактионовича – уже это говорит об огромном размахе публицистической деятельности писателя. «Я желал бы, чтобы голос печати звучал как труба на горе, чтобы подхватить её, передать дальше, разнести всюду до самых дальних углов, заронить в наименее чуткие сердца, самые беспечные души»[13].
В 1885 году Короленко начал сотрудничать в казанской газете «Волжский вестник». Статьи его до того уродовались цензурой, что порой автор не узнавал их. Но главное было не в этом. После цензурной расправы «кое-что всё-таки оставалось»,- писал Владимир Галактионович. Провинциальная печать его не удовлетворяла, и он тянулся к газете с большим кругом читателей. Такой газетой ему представлялись «Русские ведомости». В этой газете и стали печататься художественные, а затем и публицистические произведения Короленко. Публицистике он отдался со всей свойственной ему страстью. Его статьи составили целую эпоху в нашей журналистике. Особую всероссийскую славу Владимира Галактионовича создали те политические компании, которые он освещал на страницах газет.
В 1886 году впервые увидела свет повесть «Слепой музыкант».
Произведение повествует о слепорождённом мальчике, для которого мир навсегда лишён красок и света, жизни и счастья. Герой погружён в вечный мрак и горе. Короленко весьма проникновенно воссоздаёт тот мир ощущений и звуков, в котором живёт его герой. Но писатель вводит в этот мир слепого вояку-гарибальдийца, который с гневом говорит слепому: «Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое горе и перестал носиться со своим…». Он выводит слепого из богатой усадьбы в широкий мир, знакомит юношу с героическим прошлым Родины, раскрывает перед ним всю глубину людских страданий. И слепой понял, что его личное горе ничтожно по сравнению со страданием народа. Повесть закачивается описанием концерта, на котором слепой музыкант потрясает сердца людей своим искусством. Автор показывает, что человек не должен замыкаться лишь на своих страданиях, ведь вокруг него тоже много несчастных людей и обязанность всех несчастных или счастливых помогать друг другу в чём бы то ни было и облегчить страдания каждого.
Появление этого произведения имеет свою любопытную историю. После появления «Сна Макара» редакция газеты «Русские ведомости» обратилась к Короленко с просьбой дать какое-либо художественное произведение. Не имея ничего законченного, Владимир Галактионович послал в редакцию первую главу начатой работы, указав в письме, что дальнейшее содержание представляется автору ещё смутно. Однако вскоре он с ужасом увидел первую главу «Слепого музыканта» уже напечатанной. Пришлось тотчас же приняться за продолжение работы. «Возможно,- писал Короленко, - что без этого «недоразумения» мой бедный «музыкант» так и остался у меня в виде начала»[14]. Работал над повестью Владимир Галактионович чрезвычайно напряжённо, судя по датам газет, в которых появлялись последующие части. Как только печатания закончились, автор приступил к исправлению текста, и уже в новом виде повесть была напечатана в июльской книге «Русской мысли», а затем вышла отдельным изданием.
В основном произведения Короленко печатались с 1885 по 1893 год в «Русскоймысли». Кроме рассказа «Сон Макара», в 1885 году появилось произведение
«В дурном обществе». В следующем году – «Лес шумит», в 1887- «Прохор и студенты», в 1888 – «С двух сторон», в 1890 – «Павловские очерки», в 1891 – «Тени». С декабря 1892 по июль 1893 года Короленко печатал в «Русской мысли» обзоры «Текущая жизнь. Размышления, наблюдения и заметки», за подписью «Провинциальный наблюдатель».
Поллеская легенда «Лес шумит» написана почти сказочной манерой и по сюжету довольно банальна: пана убил оскорблённый в своих супружеских чувствах холоп. Но подробности легенды разработаны превосходно; в особенности прекрасна картина волнующегося перед бурей леса. Выдающее уменье Короленко описывать природу сказалось здесь во всем блеске. Вообще дар описания природы принадлежит к числу важнейших особенностей дарования Короленко. При всей поэтичности темперамента Короленко, из созерцания природы он извлекает то же бодрящее стремление ввысь и ту же веру в победу добра, которые составляют основную черту его творческой личности.