Глубокий демократ, он был им не только в отношении политическом, но в отношении моральном…
Никогда и никто не забудет ярких и в то же время бесконечно правдивых образов сибирского Макара и ветлужского Тюлина. Постоянный призыв к братству,
к какому-то полёту, высоким идеалам, к истинно человеческому счастью – вот музыка души Короленко.
Неоднократно Владимиру Галактионовичу приходилось выступать в качестве общепризнанного трибуна народных прав и справедливости, и он возвышал свойголос так же торжественно, как Л.Толстой в своём знаменитом «Не могу молчать»…
Громадною силою обладал Короленко в литературном творчестве. Его музыкально-живописный талант позволил ему обогатить русскую литературу настоящими перлами, рядом с которыми могут стоять немногие жемчужины русской прозы»[24].
До Великой Отечественной войны в Полтаве, на улице Короленко, стоял одноэтажный дом, длинным рядом окон глядевший на улицу. Перед домом росли каштаны и белые акации. Входная лестница примыкала к крытой стеклянной галерее. Далее следовала терраса, спускавшаяся ступеньками в сад, где было много сирени. Большая комната- кабинет и спальня Владимира Галактионовича, двумя окнами выходила в этот сад. Короленко очень любил его.
В кабинете у стены стоял письменный стол, рядом конторка, за которой Короленко иногда работал стоя. За столом, сидя в подаренном полтавцами в июле 1913 года кресле, Владимир Галактионович писал свои произведения. За этим столом, в глубоком раздумье, часами он сиживал, когда уже видел близость конца.
Прошли годы, дом Короленко превратился в музей его имени, где хранились в неприкосновенности вся обстановка писателя.
В 1941 году немецко-фашистские полчища заняли Полтаву. Дом Короленко был превращён в штаб-квартиру немецкого областного комиссара. Затем наступили дни расплаты. Под ударами Красной Армии германские войска стремительно уходили на запад. Перед тем как уйти из Полтавы, дом Владимира Галактионовича был уничтожен. В огне погибла вся обстановка писателя, его личные вещи, его портрет.
К тем кострам, на которых фашисты сжигали великое наследие европейской культуры, прибавилось полтавское пожарище, на котором пытались сжечь память о великом гуманисте, всю жизнь боровшемся против ига тиранов.
В наше время почти не встретишь таких людей как Короленко. И действительно, вся жизнь Владимира Галактионовича складывалась из противоборств против лжи, насилия, несправедливости. Рассказы Короленко полны нравственными идеями и сочетают в себе отражение истинных взглядов писателя.
Нынешнее поколение обязательно должно познавать творчество и судьбу таких великих людей как Владимир Галактионович. Лично для меня, Короленко стал символом справедливости, образцом правды и честности. Необыкновенная стойкость Владимира Галактионовича восхищает. Несмотря ни на какие тяготы, которыми испытывала его судьба, он всю жизнь оставался верен своим идеям, своему народу. Короленко был великим гуманистом и не было пределов его гуманности. Необыкновенный по широте души и по-настоящему талантливый писатель, способный противостоять лжи и предательствам, таким был Владимир Галактионович. На протяжении всей жизни его несмолкающая натура требовала справедливости. В верности правде и голосу своей совести заключалась уникальность личности Короленко.
Крылатой фразой, лозунгом, зовущим в будущее, стали слова Владимира Галактионовича: «Человек создан для счастья, как птица для полёта…». На мой взгляд, эта фраза отражает борьбу Короленко за народное счастье и его стремлениесделать счастливым каждого, потому как каждый человек достоин быть счастливым.
О себе Короленко мог бы сказать словами одного из своих героев: «Его любовь была любовь к свободе, а его ненависть – вражда к угнетению… язык его был подобен мечу, поражавшему лживые измышления… По мере того как ненавистный гнёт усиливался, он отдавал своё сердце народу,- сердце, горевшее любовью».
Надеюсь моя работа не оставит в сердцах равнодушие, поскольку судьба Короленко была поистине уникальной. Тематика моего реферата, выбрана мною не случайно, потому как о таких людях хочется писать, о них должны знать и помнить.
Я считаю, что в школе следовало бы больше уделять времени для знакомства с произведениями Короленко и основывать воспитание именно на таких идеалах, которые заложены в его творчестве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:1. В.Г.Короленко «Повести и рассказы». М.: «Художественная литература», 1986, 543с. ( Классики и современники. Русская классическая литература).
2. «Мгновение героизма» В.Б.Катаев, В.Г.Короленко «Избранное». М.: «Просвещение», 1987, 304с.
3. Н.Ростов, В.Г.Короленко. М.: «Просвещение», 1965, 112 с.
4. Предисловие М.А.Соколова, В.Г.Короленко «Рассказы». М.: «Советская Россия», 1978, 384с.
5. Предисловие Н.М.Любимов, В.Г.Короленко «Повести и рассказы». М.: «Советская Россия», 1982, 336с.
6. С.И.Ожегов «Словарь русского языка». М.: «Оникс 21 век»», «Мир и образование», 2003, 896с.
[1]В. Г. Короленко «Рассказы», предисловие М.А Соколова
[2] Н. Ростов В.Г. Короленко
[3] Н. Ростов В.Г. Короленко
[4] Н. Ростов В.Г. Короленко
[5] Н. Ростов В.Г. Короленко
[6] Н. Ростов В.Г. Короленко
[7] Н. Ростов В.Г. Короленко
[8] Н. Ростов В.Г. Короленко
[9] Н. Ростов В.Г. Короленко
[10] Н. Ростов В.Г. Короленко
[11] Н. Ростов В.Г. Короленко
[12] В. Г. Короленко «Рассказы», предисловие М.А Соколова
[13] В. Г. Короленко «Рассказы», предисловие М.А Соколова
[14] Н. Ростов В.Г. Короленко
[15] Н. Ростов В.Г. Короленко
[16] В. Г. Короленко «Рассказы», предисловие М.А Соколова
[17] В. Г. Короленко «Рассказы», предисловие М.А Соколова
[18] Н. Ростов В.Г. Короленко
[19] Н. Ростов В.Г. Короленко
[20] Н. Ростов В.Г. Короленко
[21] В. Г. Короленко «Рассказы», предисловие М.А Соколова
[22] Н. Ростов В.Г. Короленко
[23] Н. Ростов В.Г. Короленко
[24] Н. Ростов В.Г. Короленко