Смекни!
smekni.com

План а: Вступление Основная часть Детство Короленко и формирование его мировоззрения. Учёба в Ровенской гимназии и первый кружок (стр. 1 из 7)

ПЛАН РЕФЕРАТА:

Вступление

Основная часть

1. Детство Короленко и формирование его мировоззрения.

2. Учёба в Ровенской гимназии и первый кружок.

3. Переезд в Петербург, учёба в институте и первые трудности реальной жизни.

4. Москва и новые надежды.

5. Начало великой борьбы писателя, события в Петровской академии

и первая ссылка в Вологодскую губернию.

6. Возвращение из ссылки и готовность принять участие в «хождении в народ».

7. Очередная ссылка в Глазов по подозрениям и последующие мытарства Владимира Галактионовича.

8. Отказ от присяги на верность царю и долгий этапный путь в Якутию.

9. Быть или не быть революционером? Литературная деятельность или борьба?

Выводы Короленко.

10. Переезд в Нижний Новгород. Триумф «Сна Макара» и истинное начало

литературной деятельности.

11. Произведения писателя в 80-90 г.г. и их основная мысль.

12. Помощь голодающим и отражение событий в произведении «В голодный год».

13. Поездка в Америку и размышления Короленко.

14. Мултанское дело, расследование писателя.

15. Работа в Петербурге и последующий переезд в Полтаву.

16. Оценка роли В.Г. другими писателями и личностями. Народная любовь к

писателю как результат его творческого и жизненного пути.

17. Тяжёлые годы первой мировой войны и последующая болезнь писателя.

18. Трагическая судьба дома Короленко в Полтаве.

Заключение


В нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают «как все»,
«как принято». Есть другие люди - их очень мало, и встречи с ними драгоценны,

встречи с людьми, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы

учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком, «нравственным гением»

русской литературы был Владимир Галактионович Короленко.

Человек – правда, человек – искренность, человек – честность таким являлся Короленко. Настоящий борец за справедливость, нравственный идеал той эпохи, и, пожалуй, настоящей. За всю свою жизнь Владимир Галактионович никогда не отступал от своих помыслов и реально воплощал их в жизнь. Весь его жизненный путь теснейшим образом был связан с освободительной борьбой русского общества против самодержавия. Свыше сорока лет он отдал этой борьбе, годами томился в тюрьмах и ссылках.

В эпоху жесточайшей политической реакции, не боясь ничего, в глухую пору литературного безвременья, Короленко выступил с серией выдающихся художественных произведений, полных светлого оптимизма звавших к борьбе против тьмы и насилия. Это приковало внимание к нему, а затем и снискало любовь всей прогрессивной России.

Обращение к творчеству Короленко заставляет задуматься о таких вещах как добро и зло, правда и ложь, справедливость и беззаконие. На примере жизненного пути Владимира Галактионовича определиться со своими убеждениями, со своей жизненной позицией. Нет, это не призыв к той борьбе, которой всю жизнь посвятил Короленко, потому как такая борьба под силу далеко не каждому. Но это призыв к тому, чтобы люди задумались о тех делах и поступках, которые они совершают.

Так давайте же окунёмся и проникнемся творчеством Владимира Галактионовича и вынесем из него частицу того, что делает человека поистине человеком.

Владимир Галактионович Короленко родился 15 июля 1853 года в Житомире. По отцу он старого казацкого рода, мать – дочь польского помещика на Волыни. Отец его, занимавший должность уездного судьи в Житомире, Дубне, Ровне, отличался редкой нравственной чистотой. В главных чертах сын обрисовал его в полуавтобиографической повести «В дурном обществе», в образе идеально честного «пана-судьи», и более подробно – в «Истории моего современника».

Детство и отрочество Короленко протекли в маленьких городках, где сталкиваются три народности: польская, украино - русская и еврейская. Бурная и долгая историческая жизнь оставила здесь ряд воспоминаний и следов, полных романтического обаяния. Наиболее яркие и глубокие впечатления, как вспоминал впоследствии писатель, оставило у него шоссе, проходившее вблизи дома, по которому прогоняли солдат, каторжников, арестантов, шедших по этапу: «... по длинному прямому шоссе двигалось и в город и из города много интересного, нового, иногда страшного».[1] Мальчик жадно впитывал рассказы старой няньки о былых временах, с наслаждением слушал русские и украинские народные мелодии.

Огромное впечатление производят на него рассказы о «вольной волюшке», воспоминания о крестьянских бунтах, о повстанцах – гайдамаках, о борцах за народное счастье. Всё это, в связи с полупольским происхождением и воспитанием, наложило неизгладимую печать на творчестве Короленко и ярко сказалось на его художественной манере. В ней гармонично слились лучшие стороны обеих национальностей: польская колоритность и романтичность, и украино – русская задушевность и поэтичность.

Отец умер, когда Владимиру было только тринадцать лет, и семья осталась без средств к существованию. Вскоре семья переехала в Ровно, где Короленко начал учиться в реальной гимназии (другой гимназии в Ровно не было).

Уже в последних классах Ровенской гимназии Владимир Галактионович проникся гуманным духом русской литературы. Среди преподавателей гимназии особо выделялся учитель словесности Авдиев. Талантливый педагог, он скучное зубрение уроков превратил в увлекательные беседы о русской литературе, иллюстрировал свой предмет чтением отрывков из Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Некрасова. У себя в квартире он собирал своих учеников, знакомил их с запрещёнными тогда произведениями Белинского, Добролюбова. То был первый кружок, в котором Короленко вступил в соприкосновении с какой – то новой, заманчивой жизнью. Он весь погрузился в интересы кружка, направление которого целиком соответствовало юношеским мечтам о «трезвой правде», о служении какому – то большому делу, сущность которого для него была ещё не ясна.

Эти мечты приняли более реальный характер с поступлением в Петербургский технологический институт, откуда Владимир Галактионович намеревался через год перейти в Петербургский университет.

Отправляясь в Петербург, Короленко был преисполнен мыслями о «необыкновенном прекрасном мире, в котором он будет жить», о студентах – умнейших и прекраснейших товарищах, у которых он будет учиться всему идеальному, что так красит молодость. Жизнь быстро рассеяла все эти розовые мечты. В Петербурге Владимир Галактионович поселился со студентами – земляками. Ничего необыкновенного в их среде он не нашёл. Они были далёки от созданного его воображением типа студента, прокладывающего путь к новой жизни.

Учиться приходилось нелегко, абсолютная необеспеченность, доходившая порой до подлинного голода, разбивала все попытки наладить занятия. Первый учебный год был потерян. Летом 1872 года Короленко уехал в Ровно. Он думал уже не о героических подвигах, а о том, чтобы с осени удалось наладить занятия.

Второй учебный год в Петербурге не принёс почти ничего нового. Расходы возросли, и Владимир Галактионович был вынужден тратить все силы, добывая средства к существованию. Основной заработок составляла корректура. Работать приходилось в таких ужасных условиях, что даже железный организм Короленко стал сдавать. В часы печального раздумья он всё чаще и чаще приходил к выводу о необходимости изменить образ жизни.

Компания студентов – земляков к тому времени распалась. Товарищ Короленко – Демьян Иванович Мочальский предложил ему бросить Петербург, уехать в Москву и поступить в Петровскую академию. Короленко взял расчёт в корректорской, попрощался с матерью и уехал.

В Москву Владимир Галактионович привёз все свои разочарования и размышления. В новой обстановке всё это постепенно изживалось под влиянием не только новой товарищеской среды, но и новых условий студенческого быта. Короленко потом вспоминал, что с первого дня появления в академии на него точно повеяла «струя свежего воздуха, и прежде всего в прямом, не переносном смысле»[2].Само здание академии, с её парками, аллелями, обилием света, воздуха, зелени – всё это ободряюще действовало на него. «С этого времени начинается для меня новый период жизни и новое настроение»[3].

Короленко стал аккуратно посещать лекции, составлять учебные записки и не без удовольствия почувствовал себя «неплохим студентом». Всё это сказалось по окончании учебного года – он отлично выдержал все экзамены, перешёл на второй курс. Владимир Галактионович начал бывать на студенческих сходках, которые происходили по ночам на дачах, где жили студенты. На этих сходках читались нелегальные издания, распевались революционные песни.

Перелом в настроении Короленко наметился в конце учебного года. Немалую роль в этом сыграло его знакомство с бывшим офицером, слушателем Военно-инженерной академии В.Н. Григорьевым. Революционно настроенный Григорьев, увлечённый славой Петровской академии, решил бросить Инженерную академию и стать студентом – петровцем. Настроения Короленко были понятны Григорьеву, и даже были ему знакомы. Из этих настроений он сделал выводы, что не следует отстраняться от общественной жизни и что необходимо бороться против всех встречающихся в действительности мерзостей.