Стали возникать инициативные движения, любительские объединения, клубы по интересам. К сожалению, многие культпросветработники оказались к этому не готовы и не могли оказать инициативе "снизу" квалифицированной и действенной помощи и поддержки. Привычные методы культпросветработы новой аудиторией, не желавшей ощущать себя объектом воспитания, а тем более идеологической обработки, были отвергнуты. У этой аудитории были свои идеи, свои осмысленные потребности и интересы.
Добровольные любительские объединения явились формой включения в сферу культурно-досуговой деятельности неординарно мыслящих, образованных, талантливых людей, испытывавших потребность в творчестве, в самореализации и самоутверждении, в содержательном, развивающем досуге в кругу единомышленников. В такой аудитории "массовику-затейнику" явно было нечего делать. И это стало еще одним важным фактором эволюции устаревшей модели культурно-просветительной, организационно-досуговой работы.
Современная социально-культурная деятельность не просто шире и многогранней былой культурно-просветительной, принципиально то, что в ее основе лежит уже упомянутая выше субъект-субъектная модель организации культуры, досуга, просвещения [18, с. 15]. В соответствии с нею социальный работник (социальный педагог) выступает в качестве компетентного посредника между культурой и человеком или общностью людей, стимулирующего активность и самодеятельность каждого из участников досугового объединения. Наиболее адекватной для такого типа социально-педагогического взаимодействия является педагогика сотрудничества, правда не столько ее дидактические идеи, сколько сам принцип партнерства и совместного движения к цели.
Задачи, а тем более конкретное содержание социально-культурной деятельности, не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития. Каковы же наиболее значимые особенности и тенденции, характеризующие современную социокультурную ситуацию?
6
7
С одной стороны, сравнивая с периодом пятнадцати-двадца-тилетней давности, очевиден прогресс, который выражается в демократизации и обновлении общества, формировании нового, общественно-государственного механизма регулирования культурной жизни; в раскрепощении сознания людей и высвобождении их социальной активности и инициативы. В свою очередь это стимулировало увеличение общественного и коммерческого секторов организации досуга, рост предприимчивости и самостоятельности людей, расширение диапазона видов и форм культурно-досуговой деятельности.
Особенно важным представляется изменение отношения к самому досугу: признание его самоценности, освобождение от узкоутилитарной ориентации на воспроизводство средствами рекреации эффективного, высокопроизводительного работника.
Однако нужно признать, что пик общественной активности и инициативы в досуговой сфере пришелся на последние "перестроечные" годы. Сегодня наблюдается заметный спад, резче обозначились негативные тенденции, поначалу не вызывавшие особого беспокойства, возникли трудноразрешимые проблемы, прежде всего экономического характера, и даже кризисные явления.
В результате хронического недофинансирования тяжелые времена переживают музеи, библиотеки, клубные учреждения. Закрываются и перепрофилируются кинотеатры, отменяются театральные гастроли. Увеличивается, особенно в провинции, разобщенность широкой публики и большого искусства. Оно вынужденно становится все более элитарным, так как доступ к нему зачастую затруднен даже для самых верных его ценителей. Причем речь идет не только об опере, балете или высокохудожественных литературных изданиях, альбомах репродукций, но даже о достойного уровня кинематографе. Увы, сегодняшний книжный "бум" - это "бум" ширпотреба, а перенасыщение рынка аудио- и видеокассет - триумф масскульта.
Шоу-бизнес, оккупировавший с помощью средств массовой информации практически все культурное пространство делает ставку прежде всего на молодежь, с одной стороны, потакая еще не сложившимся вкусам, а с другой - "замораживая" их на уровне самой низкопробной "попсы". Профанация высокой культуры (изложение "Преступления и наказания" на шестнадцати страницах - далеко не самый яркий тому пример) опять-таки в первую очередь оказывающие влияние на молодежь.
Вообще роль искусства как такового в современной жизни заметно уменьшилась, особенно искусства, требующего от аудитории определенной интеллектуальной активности и эстетической искушенности. Общая тенденция на "снижение" культуры, ее вытеснение поп-культурой сопровождается размыванием ценностной иерархии в художественной сфере. Падение престижа серьезного искусства отмечается даже в высокообразованных кругах общества, что заставляет в который раз задаться вопросом: каковы все-таки критерии образованности?
"Обладание книгами и журналами, знание литературных новинок перестало быть модным в среде технической, естественнонаучной и даже большой части гуманитарной интеллигенции; стало не стыдно признаваться в любви к детективам, порнороманам и нелюбви к умному (от которого «устали»)", - пишет критик М. Золотоносов [14, с. 22]. А тех, для кого общение с "умным" искусством было не модой, а действительно потребностью, оказалось меньше, чем думалось.
Однако они есть, и, без преувеличения, это духовный капитал общества, связующее звено, обеспечивающее культурную преемственность поколений. Сегодня наша интеллигенция (только не следует путать ее с так называемым средним классом, ориентированным в большей мере на престижные ценности быта и качественную массовую культуру, чем на высокое искусство), именно интеллигенция в ее традиционном понимании (школьные учителя, врачи, инженеры, научные сотрудники, вузовские преподаватели, музейные и библиотечные работники и другие) оказалась не только материально, но и морально в довольно унизительном положении. Она нуждается в социальной помощи и защите, хотя в общепринятом смысле объектом социальной заботы считаются совсем уж малообеспеченные слои населения, инвалиды, неблагополучные контингента, маргинальные группы.
В данном же случае речь идет о категории людей относительно благополучных, хорошо образованных, отличающихся достаточно высоким духовным потенциалом, чьи интересы нуждаются в защите особого рода - социокультурной, так как эти люди оказались в ситуации прогрессирующего сужения культурного пространства своей жизнедеятельности.
Не по своей воле им от многого приходится отказываться, во многом себя ограничивать. Недоступными становятся книги, журна-
8
9
лы, газеты, которые выписывались в течение десятилетий, даже не очень дальние поездки, не говоря о путешествиях, хорошие фильмы. Последние - в силу того, что в провинции их просто негде посмотреть. Поэтому у образованных, интеллигентных людей нередко возникает ощущение "выпадения" из сферы культуры. Следует признать, что это проблема, которая нуждается в осмыслении в координатах социокультурной деятельности, и особенно актуальна она для провинции.
Сложившаяся ситуация находится в несомненном противоречии с принятыми в 1992 году Основами законодательства Российской Федерации о культуре, в которых среди прочих провозглашаются и такие права человека, как право на культурную деятельность; право на личную культурную самобытность; право на приобщение к культурным ценностям; право на гуманитарное и художественное образование; а также право создавать общественные объединения в области культуры [13, с. 3391-3392].
В свое время противоречие между реальными интересами определенной части населения и неспособностью официальных социально-культурных институтов их удовлетворить побудило население к самоорганизации в любительских объединениях. Сегодня инициативы энтузиастов часто не могут реализоваться из-за отсутствия материальной базы и финансовой поддержки. Немало уже существующих любительских формирований, клубов по интересам, творческих студий прекратили свою деятельность, распались по названным причинам. Вот почему столь важной задачей социокультурной работы в современных условиях является защита прав человека на доступ к культурным ценностям, на полнокровное участие в культурной жизни и удовлетворение его запросов в сфере досуга. Реализация этих прав является для многих людей одним из условий сохранения их человеческого достоинства и ощущения полноты жизни.
Суть социальной работы, как известно, заключается в том, что она создает условия для достойной жизни человека как субъекта общества, содействует его полноценному социальному функционированию, в том числе и в области культуры и досуга, помогает удовлетворить разнообразные как материальные, так и духовные интересы. "Невозможность для человека удовлетворить свои потребности, ущемление социальных потребностей, состоящее в дефиците общения, образования, доступа к профессии, социальных услуг, - это сфера компетенции социального работника" [42, с. 38]. В этом плане со-
10
циокультурная деятельность закономерно рассматривается как одно из важных направлений социальной работы.
Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, человек имеет право на получение художественного образования, что, по сути, является для него условием доступности (в смысле понимания) и притягательности высших ценностей культуры. Для художественно необразованного человека признанных шедевров искусства просто не существует. Между тем способность наслаждаться творениями мировой художественной культуры является свидетельством духовного богатства человека как личности.