преодоление иллюстративности и тавтологической избыточности в использовании музыки, формирование целостной звукошумомузы-кальной партитуры фильма, в частности взаимопроникновение музыки и шумов.
О последнем немного подробнее. В свое время А. Тарковский поставил перед Э. Артемьевым задачу музыкального построения звукошумового ряда. Композитор выступил в роли организатора звукового пространства кадра, соединяющего музыкальные эпизоды, натуральные и искусственные шумы. При этом различие между собственно музыкой и шумовыми эффектами в ряде случаев было более чем размыто. Музыка возникала из шумовой партитуры, а шумы были ритмически организованы и обработаны по законам музыки.
Такой подход позволил решать сложнейшие художественные задачи. Э. Артемьев вспоминает, как А. Тарковский на съемках "Сталкера" поставил перед ним задачу: "Мне нужно ощущение, что из мира реального мы попадаем в нереальный". Речь шла о сцене проезда в Зону на дрезине. Композитор записал звук рельса на стыках, обработал его на синтезаторе. Звук начинал дробиться, потом возникало еще эхо, а через него композитор, по его словам, "вышел" на другое, "фантастическое" пространство. Из конкретного звука удалось создать совершенно иной мир [47, с. 98-99].
Еще один пример из интервью, взятого у А. Шнитке киноведом И. Шиловой, - его рассказ о работе с Л. Шепитько над фильмом "Восхождение". "До съемок этой картины предполагалось, что из-за большой материалистичности, реалистичности сюжета (по идее и внутреннему пространству это очень поэтическая, символическая история, но по своему изобразительному строю - вещь достоверная) потребуется отказ от привычного, традиционного использования музыки. Было очевидно, что вводить музыку в ее привычном, знаковом качестве - это значит убить картину, но вместе с тем обойтись без нее в кульминационных сценах было совершенно невозможно. На этом предварительном совещании было решено делать некую звуко-музыкальную паутину, которая возникает из шумов (к ним примериваются звучания музыки, затем шумы гиперболизируются, возникает замаскированная музыка). Появилась конкретная задача создать особую звуковую «материю», которую зритель и не будет осознавать как музыку. Но постепенно на протяжении картины должен идти процесс все большего высветления музыки... параллельно с процес-
96
97
сом все большего духовного озарения главного героя. К финалу м зыка отделяется от шумов, приобретает самостоятельные функции становится тематически более четкой..." [50, с. 168]
Конечно, композитор, работающий в кинематографе, поставлен особые условия, так как в кино важна не музыка сама по себе, а т как она соединяется со всеми другими слагаемыми кинообраза - изображением, речью, реальными шумами. В кинопроизведении музыка подчинена общему замыслу, поэтому режиссер может ее сократить и даже вовсе отказаться от нее, когда фильм окончательно смонтирован, наложить на нее шумы, речь, разорвать музыкальную тему на двадцатисекундные отрывки... Правда, хотя и крайне редко, бывают исключения: Ф. Феллини, например, даже убирал реплики персонажей, если, по его мнению, они мешали звучащей в это время музыке Нино Рота, а Ф. Шлендорф дополнительно снял две сцены "Жестяного барабана", чтобы не сокращать партитуру Ханса Вернера Хенце. Однако, как уже было сказано, это редчайшее исключение.
В фильмах последних десятилетий за счет такой их структурной особенности, как удлинение финальных титров, у композитора появилась дополнительная возможность для выражения музыкальной концепции фильма. Музыка, звучащая на титрах в течение трех-четырех и более минут, играет особую роль, являясь своеобразным эмоциональным итогом. Не "отпуская" зрителя, она дает фильму возможность "дозреть" в его чувствах, позволяет медленно вернуться в реальность, сохранив в себе настроение и атмосферу картины.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Воскресенская И. Н. Звуковое решение фильма. М.: Искусство, 1 1984.
2. Нечай О. Ф. Основы киноискусства. М: Просвещение, 1989.
3. Петров И., Колесникова Н. Диалог о киномузыке. М.: Искусство, 1982.
4. Шилова И. М. Фильм и его музыка. М: Сов. композитор, 1973.
98
Глава III
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РАБОТЫ
НА ОСНОВЕ ЗРИТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА
К КИНОИСКУССТВУ
§ 1. Киноклуб как форма социально-культурной деятельности
Будучи добровольным любительским досуговым объединением, основанным на зрительском интересе к киноискусству, киноклуб представляет собой эффективную форму организации социально-культурной деятельности, реализующей в рамкax своих базовых целей и задач широкий спектр культурно-досуговых, социально-психологических и социально-педагогических функций. Отметим, в частности, такие важные задачи социокультурной работы, как сохранение и приращение культурного пространства жизни общества путем организации просветительной, образовательно-воспитательной работы, стимулирования и поддержки культуротворческих инициатив населения; удовлетворение и возвышение социальных и духовных потребностей людей; защита права личности на доступ к культурным ценностям, их освоение и реализацию своей культурной самобытности; создание условий для полноценного, развивающего, творческого досуга.
Собственно говоря, досуг и есть основная сфера социокультурной деятельности. Целенаправленная организация досуговых занятий позволяет наиболее полно осуществить основные ее функции, в качестве которых выделяются (укажем на две взаимодополняющие друг друга классификации): рекреативная, воспитательно-образовательная, развивающая и коммуникативная (В. Г. Бочарова) [6, с. 84] или развивающая, информационно-просветительная, культуротвор-ческая и рекреативно-оздоровительная (Т. Г. Киселева. Ю. Д. Кра-сильников) [18, с. 27].
Все перечисленные функции присущи киноклубу, органичны для него, что будет подробно рассмотрено несколько позже. Сметам и то, что специфика киноклуба полностью отвечает такик; общим принципам социокультурной деятельности, как добровольность (свобода выбора, соответствующая индивидуальным потребностям и запросам человека); самодеятельность, понимаемая не как люби-
99
тельское художественное творчество, а как активность, инициатива личная заинтересованность в успешности общего дела и его практическое самообеспечение; совместная деятельность, основанная на общности интересов ее участников; некоммерческий (бесприбыльный) характер досуговой деятельности и, наконец, относительная самоцельность последней.
Многие из тех, кто сегодня пишет о досуге, подчеркивают такую его отличительную особенность, как отсутствие внешней, извне заданной и утилитарно ориентированной цели, отмечают его самоценность для личности. Так, например, А. Ф. Воловик и В. А. Воловик -авторы книги "Педагогика досуга" - указывают, что действительным мотивом досуговой деятельности является "потребность личности в самом процессе этой деятельности" [9, с. 6]. Это положение не отменяет очевидной социальной направленности тех или иных видов досуговой деятельности и ее социальной значимости в целом, общественного признания ее результатов, а также того, что она может приносить реальную практическую пользу ее участникам в профессиональном или житейском плане. Относительная самоцельность и самоценность досуговых занятий заключается прежде всего в той радости, которую они доставляют человеку, в том удовлетворении, которое он получает от самого процесса свободно выбранной и желанной деятельности.
Киноклуб относится к разряду клубов по интересам, является разновидностью этого типа досуговых объединений, получивших достаточно широкое распространение в последние несколько десятилетий. Согласно словарному толкованию "клуб - общественная op- ганизация, объединяющая людей в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными и другими интересами" [4, с. 592]. Добавим к данному определению еще несколько важных признаков клуба как формы социально-культурной деятельности.
В отличие от клубного учреждения клуб по интересам представляет собой группу, сформировавшуюся на основе того или иного любительского увлечения, являющегося для членов группы общим. Его цель - совместная деятельность, направленная на удовлетворение совокупности потребностей, связанных с этим увлечением, включая стимулируемое им межличностное общение. В качестве такого общего клубного интереса может выступить искусство, спорт, краеве-
дение, коллекционирование и другое. Клубы по интересам могут создаваться как на базе клубных учреждений, так и в учебных заведениях, при библиотеках, музеях, кинотеатрах. Неправомерно, хотя это и встречается, обозначать понятием "клуб" массовые формы культурно-просветительной работы, например циклы лекций и иных серийных мероприятий, так как даже если они и предназначены для определенного контингента (допризывников, молодоженов, пенсионеров), их аудитория почти всякий раз формируется заново. Так что клуб - это не лекторий. Но это и не студия или кружок художественного творчества, основным содержанием деятельности которых является репетиционная работа, нацеленная на конечный результат: спектакль, концерт, выставку. Правда существуют литературные клубы творческого характера, но и здесь главное - это общение, поочередное представление их участниками своих произведений и их обсуждение. И уж конечно не следует путать клубы по интересам с входящими в индустрию шоу-бизнеса шикарными ночными заведениями с изысканными меню и музыкально-развлекательной программой.