Специфика клубного объединения, по мнению Е. И. Смирновой, определяется следующими признаками:
1. Длительный (или продолжительный) контакт участников объединения, то есть относительная стабильность состава.
2. Совместная деятельность участников, то есть групповая, а не индивидуальная форма работы.
3. Добровольное, свободное самоопределение участников.
4. Организационное оформление группы любителей, которые осознают себя членами клубного объединения.
5. Активное участие членов объединения в его работе [37, с. 15].
Дать классификацию клубов по интересам на основании такого
критерия, как предмет интереса, весьма сложно в силу чрезвычайного многообразия человеческих увлечений. Да это и не входит в задачу настоящего пособия. Ограничимся несколькими примерами. Так, в Москве существует Ассамблея клубов самых разных направлений, насчитывающая 157 объединений ("Джаз-арт-клуб", Гитарный клуб, Атлантида" - объединение женщин-писательниц и так далее). Во многих городах есть клубы поклонников Толкиена, клубы любителей фантастики, литературные, музыкальные, краеведческие клубы, клу-бы коллекционеров. В Тамбове, например, при областном краеведче-
100
101
ском музее плодотворно работает "Клуб друзей Мары", объединивший энтузиастов, пекущихся о возрождении родового имения Е. А. Боратынского, гордостью библиотечно-информационного факультета Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина является Клуб "ЖЗЛ". Этот перечень легко продолжить, но вернемся к киноклубам, которые в ряду клубных объединений занимают свое, бесспорно заметное место.
Что же все-таки такое киноклуб и каковы его специфика и возможности как формы социокультурной работы? Чтобы ответить на этот вопрос нужно хотя бы пунктирно проследить генезис киноклубных объединений, осмыслить их современный статус и оценить перспективы.
Как уже было ранее сказано, киноклуб - это инициативное объединение зрителей с целью удовлетворения своих, прежде всего эстетических потребностей, самодеятельная общественная организация любителей киноискусства, или как сегодня говорят, арт-кино. Это особенно принципиально, потому что потребителям массовой культуры нет никакой необходимости объединяться, их запросы удовлетворяются с избытком. Именно на них в первую очередь и работает практически вся современная кинотелевидеоиндустрия. И только приверженцам истинного киноискусства, его энтузиастам и знатокам приходится взять заботу о себе в собственные руки. Впрочем, у данного обстоятельства есть и позитивная сторона: сходство интересов помогло им встретиться, узнать друг в друге единомышленников и сообща реализовать потребность не только в кинематографе высокого класса, но и в столь необходимом общении по поводу предмета своего увлечения.
Киноклубы как форма социально-культурной деятельности - явление международное, они существуют во многих странах мира и имеют тенденцию к дальнейшему распространению. Прослеживая динамику киноклубного движения, убеждаешься, что среди любительских объединений по интересам киноклубы выделяются своей жизнестойкостью, способностью гибко адаптироваться к новым условиям, не изменяя при этом своей сути.
Киноклубы как самодеятельные зрительские объединения стали возникать еще в двадцатые годы, первым из которых принято считать созданный во Франции в 1920 году клуб "Друзья седьмого искусства". В 1925 году был открыт Лондонский киноклуб, а уже
1932 - учреждена Британская Федерация киноклубов. В двадцатые годы киноклубные объединения появились в других европейских странах, а также в США. Особенно популярны киноклубы были в послевоенной Франции, где из них вышло немало выдающихся деятелей киноискусства (Франсуа Трюффо, Андре Базен и другие). В 1947 году создается Международная Федерация киноклубов, объединившая несколько десятков национальных киносообществ. В 1989 году в нее была принята Федерация киноклубов СССР, чему предшествовал долгий и трудный процесс становления и развития киноклубного движения, берущий начало в ячейках и кружках Общества Друзей Советской Кинематографии (ОДСК), которое просуществовало с 1925 по 1934 годы. Целью ОДСК было кинопросвещение массового зрителя, пропаганда советского кино и усиление его воспитательного воздействия. Но уже в тридцатые годы, когда возобладало мнение об автоматическом успехе хорошего советского фильма, оно оказалось ненужным.
Своим вторым рождением киноклубное движение обязано хрущевской "оттепели". Тогда, во второй половине пятидесятых, отечественный кинематограф сделал мощный рывок вперед, появились яркие, проблемные, необыкновенно искренние фильмы, отличавшиеся к тому же непривычным, новаторским киноязыком. Они провоцировали полемику, споры, столкновение мнений. И зрители отреагировали на это созданием любительских объединений дискуссионного характера.
Здесь можно было поспорить, "обкатать" свою точку зрения, поискать убедительные аргументы в ее защиту, послушать других. Здесь собирались люди социально неравнодушные, увлеченные, любящие кино и ждущие от него откровений и открытий, новых идей и ответов на мучающие вопросы. В кино они искали не развлечения, а повода для размышлений, диалога как с автором фильма, так и между собой. Это, может быть, главная отличительная особенность ки-ноклубников-"шестидесятников".
В шестидесятые годы впервые в печати обозначилась проблема неоднородности зрительской аудитории, эстетической неразвитости значительной ее части. Тогда же появилось понятие "трудный" фильм - трудный для восприятия неподготовленной аудиторией, сложный по стилистике, но, несомненно, обладающий художественными достоинствами. Прокатчики с ними работать не умели и не хо-
102
103
тели. А заинтересованные, но разобщенные зрители вынуждены были их "отлавливать" на случайных, единичных сеансах. В этих условиях киноклубы стали основной формой дифференцированного, точнее специализированного проката. Они помогали сложным, незаурядным кинопроизведениям встретиться со "своим" зрителем, а зрителям - с интересующими их фильмами.
Киноклубы стали очагами культуры в социуме. Многие из них вели помимо внутриклубной и внеклубную культурно-просветительную работу, направленную на приобщение населения к ценностям киноискусства. В то же время они противостояли, с одной стороны, насаждаемой официозом идеологически безупречной серости и конъюнктуре, а с другой - столь любезной сердцу прокатчиков бездумной "развлекаловке", коммерческим поделкам, дававшим львиную долю плана.
Тогда, во второй половине шестидесятых, появилась пресловутая "полка", на которую стали укладывать не пришедшиеся по вкусу властям, иногда по самым абсурдным причинам, и потому запрещенные к показу фильмы. О роли киноклубов в тех условиях режиссер "полочной" "Интервенции" Г. Полока сказал: "В годы застоя, когда картины лежали на полке, киноклубы помогли нам выстоять. Именно клубы поняли те направления и веяния в нашем кино, которые оказались закрытыми для критики". Этим объясняется более чем осторожное отношение к киноклубному движению властей и в центре, и на местах. С одной стороны, деятельность киноклубов как добровольных пропагандистов подлинного искусства, противников мас-скульта не вызывала возражений, напротив, заслуживала поощрения, но нежелание участвовать в пропагандистских акциях по поводу очередной Всесоюзной премьеры, "элитарный", то есть ориентиро-ванный на неглупого и культурного зрителя репертуар, казались по-дозрительными, попросту раздражали.
В правовом отношении киноклубы были абсолютно незащище-ны и зависели от интеллектуального уровня и настроения любого чиновника, который мог запросто запретить киноклуб как "идейно вредный", чему, увы, в те времена примеров было немало. Такого рода эксцессы усиливали стремление киноклубов обрести статус Всесоюзной общественной организации и объединить свои силы, чтобы успешнее противостоять давлению и невежеству и активнее влиять на культурную жизнь страны.
104
Эту заветную цель киноклубное движение смогло реализовать лишь на волне общественного подъема "перестроечных" восьмидесятых. В 1988 году было создано Общество друзей кино СССР, а в его составе - Федерация киноклубов СССР. В течение трех ноябрьских дней в Москве в Центральном доме кинематографистов работал Учредительный съезд этих новых общественных организаций, задуманных как массовое демократическое движение в сфере кино, содействующее повышению его роли в духовной жизни общества. Председателем Федерации киноклубов СССР была избрана киновед И. Н. Гращенкова.
Создание Федерации стало триумфом киноклубного движения, получившего, наконец, долгожданный статус, который открывал перед ним, казалось, небывалые возможности и перспективы: создать альтернативный кинопрокат, стать влиятельным участником современного кинопроцесса в качестве авангарда кинозрителей, войти в мировое сообщество киноклубов и так далее. Это был романтический, по-своему прекрасный, но, к сожалению, недолгий период в истории киноклубного движения. Хроника последующих событий драматична. Распад СССР и соответственно Общества друзей кино и Федерации киноклубов СССР. Обреченная попытка сохранить былое киноклубное пространство в виде Федерации киноклубов Евразии. Создание в ноябре 1991 года Федерации киноклубов России. Развал государственной системы проката и появление множества прокатных фирм, заполонивших экраны американской киномакулатурой. Практически полное вытеснение отечественного кино из репертуаров кинотеатров. Экономические катаклизмы, вызвавшие подорожание в числе прочего кинокопий, транспортировки фильмов, кинобилетов. Наивная попытка киноклубов развернуть коммерческую деятельность в надежде "заработать на хорошее кино". Окончательный крах идеи специализированного киноклубного проката. Невозможность влиять на ситуацию, на кинопроцесс. И в результате - кризис киноклубного движения. Значительное сокращение числа клубов. Утрата ими ощущения своей востребованности и перспективы.