Смекни!
smekni.com

Пособие адресовано студентам высших учебных заведений, практи­ческим работникам культурно-досуговой сферы, педагогам-воспитателям. Удк 791. 45 (стр. 26 из 34)

109


5. Зрители имеют право на самостоятельную, независимую организацию для защиты собственных интересов, для достиже­ния своих целей, таких как доступ наибольшего количества зрителей к аудиовизуальной продукции [17, с. 26] и так далее. Суть процитированных документов заключается в утверждении права каждого человека на доступ к культурным ценностям, отве­чающим его запросам, на саморазвитие и самореализацию, на лично­стный рост и содержательную в духовном отношении жизнь. Клубы по интересам, и в частности киноклубы, являются одной из форм реализации этих прав и потребностей. Вот почему нельзя согла­ситься с установившимся в восьмидесятые годы мнением, что клуб по интересам - это низший тип киноклуба, и только пропагандист­ский, ориентирующийся на массовую работу киноклуб является под­линным. Скромная, не имеющая громкого общественного резонанса деятельность киноклуба, объединившая на основе общего увлечения небольшую группу ценителей хорошего кино и помогающая им ин­тересно и творчески проводить свой досуг, получая радость от обще­ния с искусством и друг с другом, является по-своему не менее важ­ной и социально значимой, чем массовые культурные акции. Именно в этом заключается ценность и перспективность киноклубных объе­динений как формы организации социокультурной работы.

Предлагаемый подход не ставит под сомнение правомочность других, традиционных или вновь появившихся моделей киноклуб­ных объединений. Напротив, освоение возможностей киноклуба для целенаправленной организации социально-культурной деятельности предполагает творческое использование разнообразного опыта, на­копленного киноклубным движением в течение десятилетий, и его адаптацию к новым условиям. Сила киноклубных объединений как раз и заключается в их вариативности, многофункциональности, спо­собности к саморазвитию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Воспитание увлечением: Формирование и деятельность клуб­ных объединений / Сост. В. Е. Триодин. М.: Профиздат, 1987.

2. Гнатюк Н. П. Под парусом любительского клуба. М: Знание, 1989.

3. Левшина И. С. Что такое киноклуб / Кино и зритель. Информа­ция № 6. М: Союзинформкино, 1987.

4. Пензин С. Н. Кино и эстетическое воспитание: методологиче­ские проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987.

5. Смирнова Е. И. Клубные объединения. М.: Просвещение, 1977.

§ 2. Функции киноклубного объединения

Специфика и возможности киноклуба в решении ведущих задач социокультурной работы определяется его полифункциональностью. В любом любительском объединении, деятельность которого осно­вывается на интересе к какому-либо искусству, будь то музыка, по­эзия или кинематограф, его культурно-воспитательный и социально-педагогический потенциал складывается как из функциональных возможностей, присущих самому искусству, так и возможностей, заключенных в формах социокультурной деятельности с данным ис­кусством связанной. Такая интеграция сил существенно увеличивает их совокупный познавательный, воспитательный, коммуникативный эффект. Достаточно сравнить индивидуальный обыденно-домашний просмотр кинофильма по телевизору и его "соборное" восприятие в солидарной аудитории в атмосфере сопереживания, дополненное заинтересованным обсуждением увиденного, чтобы убедиться в пре­имуществах клубной формы контактов с кинематографом.

Генеральной (главенствующей) функцией социально-культурной деятельности, как отмечают Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников, является развивающая функция, которая, по сути дела, интегрирует все остальные (информационно-просветительную, воспитательную, культуротворческую, коммуникативную и рекреативно-оздорови­тельную), подчиняя их задачам непрестанного развития и совершен­ствования способностей, укрепления физических и духовных сил личности, расширения ее социального опыта и культурного кругозо­ра. Особо значимы в плане развития информационно-просвети­тельная (образовательная) и воспитательная функции, которые в совокупности составляют педагогический компонент социокультур­ной работы. Применительно к специфике киноклуба эти функции Могут быть конкретизированы как кинообразовательная и кино­воспитательная. Подразумевается знакомство с новыми кинопроиз-



110


111


ведениями, пополнение запаса знаний о киноискусстве, его истории и теории, освоение киноязыка, расширение художественного круго­зора, совершенствование эстетического вкуса.

Однако следует подчеркнуть, что образовательно-воспитатель­ное значение киноклуба шире чисто кинематографической сферы. В данном случае речь идет о познавательно-воспитательном потенциа­ле произведений искусства, их воздействии, обогащающем жизнен­ный и духовный опыт кинозрителей. Общение с искусством является для зрителя способом познания мира и людей, социальной жизни во всех ее проявлениях и глубин человеческой психологии.

Создавая условия для такого общения, киноклуб способствует удовлетворению разнообразных социальных и духовных потребно­стей своих участников, в частности потребностей познавательных, нравственных и эстетических. Взятые вместе они определяют на­правленность личности на освоение таких общечеловеческих ценно­стей, как истина, добро и красота. Духовная жизнь человека, соб­ственно говоря, и есть не что иное, как непрестанный поиск истины, утверждение в добре и постижение красоты. Потребность в осмыс­ленности своего существования, в непрерывном познании окружаю­щего мира и саморефлексии и привлекают человека к серьезному искусству, к произведениям, затрагивающим краеугольные вопросы бытия.

Однако путь к пониманию таких произведений, сложных зачас­тую не только по содержанию, но и по форме, весьма непрост. Они требуют особой культуры восприятия, знания образного языка, на котором ведется разговор со зрителем. В репертуаре киноклубов до­вольно часто встречаются так называемые "трудные" фильмы - труд­ные для восприятия неподготовленной аудиторией. Некоторые из киноклубников признаются, что далеко не сразу они научились по­нимать такого рода картины, но главное - у них было стремление по­стичь эстетику современного киноискусства, научиться разбираться в произведениях неординарных, поисковых, новаторских. И кино­клуб им в этом помог, став на первых порах "школой начального зрительского образования", а в дальнейшем постоянно повышая его уровень, знакомя с лучшими произведениями современного экрана и неувядающими шедеврами прошлых лет.

Тщательный подбор фильмов, жанрово-стилевое разнообразие репертуара, предваряющее просмотр вступительное слово ведущего -


своеобразное введение в эстетику фильма, обсуждения и дискуссии -рее это постепенно и ненавязчиво формирует зрительскую культуру, ориентацию в современном киноискусстве, навыки анализа фильма, художественные предпочтения.

Говоря об информационно-просветительной функции киноклуба, надо отметить, что у него в отличие от образовательного учреждения нет и быть не может конечной цели. Киноклуб нельзя окончить и по­лучить диплом, - здесь каждый является "вечным студентом". Цель киноклуба равна процессу совершенствования каждого из его чле­нов. Имеется в виду все более глубокое освоение кинематографиче­ской культуры вслед за развитием мирового кинопроцесса. А по­требность в постоянном самосовершенствовании, в расширении сво­их горизонтов, в постижении нового - залог духовной активности человека и его интеллектуального долголетия. В этом заключен важ­ный социально-педагогический аспект деятельности киноклуба, по сути дела анимационный эффект участия в нем.

Общение с высоким искусством, с прекрасным и испытываемые в связи с этим душевный подъем, ощущение полноты жизни состав­ляют для большинства участников клубного объединения его глав­ную ценность. Такой духовный стимул особенно важен для людей пожилых. В этой связи заметим, что сегодня в студенческих аудито­риях западных университетов все чаще можно увидеть пенсионеров. Образование, не преследующее никаких утилитарных целей, как го­ворится "для себя", выступая в качестве средства социально-психо­логической анимации, позволяет им сохранять высокий жизненный тонус и душевное здоровье. Активная, интеллектуально и эмоцио­нально насыщенная жизнь в старости - это идеал геронтологии. Фак­тически и киноклуб выступает для каждого из его членов, и конечно не только для пенсионеров, в известном смысле в роли аниматора. Цель такой социокультурной анимации - полнокровная, содержа­тельная, одухотворенная жизнь.

Как это на первый взгляд ни парадоксально, но анимационная функция (а она заслуживает того, чтобы быть выделенной специаль­но) в некоторых моментах перекликается с рекреативно-оздоро­вительной. Поясним. Рекреативно-оздоровительную функцию кино­клубной досуговой деятельности следует интерпретировать как ак­тивный отдых. Снятие утомления в этом случае происходит не пу­тем релаксации, а в результате смены вида деятельности. Свободно



112


113


выбранное и увлекательное для членов киноклуба занятие - знаком­ство с новым произведением киноискусства, приносящее, несмотря на его порой значительную интеллектуальную напряженность и ин­тенсивность переживаний, чувство удовлетворения, - это, безуслов­но, отдых, но отдых качественно иной, нежели полное расслабление или бездумное развлечение. Общение с искусством "оживляет" и во­одушевляет человека, заряжает его энергетически, активизирует его внутренние силы. В свое время К. Д. Ушинский обратил внимание на то, что "необходимость умственного труда для развития сил и здоро­вого, нормального состояния человеческого тела не всеми сознается ясно", между тем как "сильное развитие нервной системы умствен­ным трудом дает необыкновенную живучесть телу человека" [48, с. 13]. Таким образом, интенсивная душевная работа, интеллектуальная ак­тивность в процессе общения с искусством (напомним формулиров­ку В. Ф. Асмуса: "Чтение как труд и творчество") не только не ме­шают, но напротив, в немалой мере способствуют реализации рек­реативно-оздоровительной функции киноклубных занятий.