Своеобразно проявляется в киноклубе и культуротворческая функция социально-культурной деятельности. Киноклуб не следует путать с любительской киностудией, - фильмов здесь не снимают. Творческий характер носит восприятие произведений киноискусства, их совместная интерпретация в процессе обсуждений и дискуссий. Просмотр кинофильмов, как известно, является одним из популярных видов досуговой деятельности. Однако один и тот же вид досуга может заключать в себе разное содержание, существенно различаться по характеру и доминирующей функции (познание, творчество, общение, рекреация). Это, прежде всего, зависит от уровня притязаний, потребностей и запросов его участников. Аудитория киноклубов к просмотру фильмов относится не как к развлечению, а как к серьезному занятию. Восприятие искусства в отличие от потребления продукции массовой культуры - процесс творческий, предполагающий душевные усилия и активную интерпретаторскую деятельность. Творческий характер носит и обсуждение фильма, выдвижение различных его трактовок, что способствует более глубокому и многогранному пониманию кинопроизведения.
Одной из ведущих для клуба как формы общения является коммуникативная функция, которая предполагает как художественную коммуникацию (контакт зрителя с фильмом), так и межличностную
(общение членов киноклуба друг с другом). Вот что говорит руководитель киноклуба "Диалоги", ветеран кинообразования Э. Н. Горю-хина: "Моя задача организовать диалог, но не со мной - учителем, а с художником. Мы беседуем с ним, учимся понимать его язык, мышление, а через это - то, о чем он хотел сказать" [12]. Индивидуальная коммуникация с экраном перерастает в киноклубе в процессе обсуждения в коллективный диалог с автором фильма. Очень важно понять замысел автора, суть его послания зрителю. Другое дело, что это не предполагает обязательного согласия с ним, принятия его позиции и картины в целом.
Обсуждение фильма позволяет четче сформулировать свою точку зрения и послушать мнения других, а главное - понять фильм несравненно глубже, полнее, чем если бы смотрел его в одиночку. Иногда не хватает чуть-чуть, небольшого толчка, чтобы как изображение на проявляемой фотографии, смутно ощущаемый смысл фильма обрел четкий контур и ясность.
Коммуникативная функция направлена на удовлетворение потребности в совместном восприятии искусства и общении па почве культуры. Показательно, что, скажем, такой телефильм, как "Семнадцать мгновений весны", люди, имеющие собственные телевизоры, нередко смотрели у друзей и знакомых. Указавший на этот факт Л. Н. Коган, делал вывод, что обсуждение передачи, непосредственный обмен мнениями и впечатлениями, совместимость переживаний являются незаменимыми преимуществами коллективного просмотра [19]. Совместное переживание обладает кумулятивным эффектом, его сила многократно увеличивается. Особое значение имеет атмосфера киноклубных просмотров: единое дыхание зала, адекватность эмоциональных реакций и, наконец, общение по поводу увиденного, пережитого, иногда потрясшего. Человеку, переполненному впечатлениями, необходимо с кем-то поделиться. В данном случае - это люди, близкие по духу, по интересу к подлинному искусству, по художественному опыту. Общение само по себе является величайшей ценностью социальной жизни, и возможность удовлетворения потребности в общении объясняет особую притягательность клубной формы проведения досуга.
А. Маслоу в числе базовых потребностей человека назвал потребность принадлежности и любви. Речь идет о потребности принадлежности к социальной группе, к сообществу, в котором человек
114
115
чувствует себя своим, в котором он принят и признан. Мне думается, - пишет А. Маслоу, - что стремительное развитие так называемых групп встреч и прочих групп личностного роста, а также клубов по интересам, в какой-то мере продиктовано неутоленной жаждой общения, потребности в близости, в принадлежности, стремлением преодолеть чувство одиночества, ощущение изоляции..." [24, с. 87] Это обстоятельство нельзя недооценивать, так как оно раскрывает один из важных социально-педагогических аспектов деятельности клубных объединений, которые помогают людям войти в культурное сообщество, идентифицировать себя с ним и в итоге обрести столь важное в условиях растущей разобщенности, утраты социальных связей чувство принадлежности. Заметим, что чем старше человек, тем труднее ему установить неформальные контакты с другими людьми. Одновременно здесь в клубе реализуются потребности личности в саморазвитии и самосовершенствовании. "Интеллектуальный фон" киноклубного объединения является важным стимулом для личностного роста его участников, а чувство причастности к кругу продвинутых в культурном плане людей, приобщенности к миру высших ценностей культуры способствует самоутверждению человека, удовлетворению качеством своей жизни.
Таким образом, многофункциональность социально-культурной деятельности киноклуба позволяет его членам на фоне общего интереса к хорошему кино удовлетворять разнообразные социальные и духовные потребности, при этом для каждого из членов клуба та или иная из рассмотренных функций может оказаться приоритетной в соответствии со сложившейся у него иерархией потребностей.
Завершая анализ специфики и возможностей киноклуба как формы полифункциональной социально-культурной деятельности, отметим, что успешность последней в решающей мере зависит от ее организаторов, их творческой инициативы, опыта, компетентности, общей культуры.
Как создать киноклуб, наладить его работу, обеспечить его развитие и долголетие? Об этом - в следующем параграфе.
116
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Киселева Т. Г., Красильншов Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та культуры, 1995.
2. Левшина И. С. Что такое киноклуб / Кино и зритель. Информация № 6. М.: Союзинформкино, 1987.
3. Пензин С. Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987.
4. Смирнова Е. И. Клубные объединения. М.: Просвещение, 1977.
§ 3. Организация и содержание деятельности киноклуба
Как возникали киноклубы в прошлом? Обычно это происходило путем самоорганизации зрителей, когда одному или нескольким энтузиастам, страстным поклонникам киноискусства, обладающим к тому же организаторскими способностями, удавалось сплотить вокруг интереса к серьезному кино группу единомышленников. Затем нужно было заручиться согласием базового учреждения, где имеется зал с киноустановкой, владельцы которого согласились бы предоставить его киноклубу на договорных началах, и, наконец, необходимо было найти канал получения кинофильмов, отвечающих запросам аудитории. Наличие трех названных компонентов - заинтересованных людей, помещения с аудиовизуальной аппаратурой и высокого класса кинопроизведений является исходным условием создания киноклуба.
Так, например, возник в 1980 году по инициативе нескольких преподавателей Тамбовского педагогического института на базе кинотеатра "Звезда" киноклуб "Контакт", который сегодня стоит на пороге своего двадцатилетия. Эти годы вместили в себя сотни клубных вечеров, километры просмотренной (нет - пережитой, вместе проживи!) кинопленки, незабываемые моменты общего воодушевления, восхищения, потрясения от встречи с настоящим искусством. Первоначально основу "Контакта" составили преподаватели и студенты Педагогического института. Но на клубные собрания они приводили своих знакомых, те, в свою очередь, - своих, и "Контакт" очень быстро, в первый же год своего существования стал городским киноклу-бом, объединив полторы сотни любителей киноискусства. Обобще-
117
ние многолетнего опыта "Контакта" во многом определило содержание настоящего параграфа. Ссылки на этот опыт, как и на опыт других клубов, позволяют рассмотреть вопросы организации и деятельности клубных объединений более предметно и наглядно.
Вернемся к созданию киноклуба. Нет необходимости доказывать, что без конкретных инициаторов и организаторов киноклуб возникнуть не может. Есть немало поклонников кинематографа, которые в принципе не против участия в подобном объединении, но они разобщены, им недостает решительности, активности, иногда они просто не знают с чего начать. Таким людям нужен лидер, за которым они могли бы пойти. В этой роли в современных обстоятельствах может и должен выступить социальный работник - организатор культурно-досуговой деятельности, профессиональной обязанностью которого как раз и является поддержка инициатив населения, практическая помощь в их осуществлении. В то же время "посредничество социального работника в сфере досуга состоит в том, что он не ждет, когда кто-то из его подопечных обратится к нему за помощью, а сам стремится создать оптимальные условия досуга, столь необходимые для саморазвития, самоутверждения, самотворчества людей" [18, с. 7]. Будет замечательно, если социальный работник (социальный педагог) сам возглавит такой клуб, естественно, при условии, что он окажется достаточно компетентным для этого. Подразумевается его собственная зрительская культура, увлеченность кинематографом и умение грамотно использовать его в своей работе.