Смекни!
smekni.com

Пособие адресовано студентам высших учебных заведений, практи­ческим работникам культурно-досуговой сферы, педагогам-воспитателям. Удк 791. 45 (стр. 28 из 34)

Крайне важно, чтобы помимо общих навыков организации досу­га у специалиста по социокультурной работе была (наподобие учите­ля-предметника) освоенная им предметная область деятельности: музыка, поэзия, театр, фольклор, краеведение, спорт и так далее. В качестве такой области может выступить и киноискусство. Подчерк­нем, что при этом вовсе не обязательно быть специалистом-киноведом, - таковых сегодня, за единичными исключениями, нет и среди лидеров самоорганизовавшихся киноклубов. Как правило, это вузовские преподаватели, журналисты, школьные учителя, инжене­ры, научные работники, которые занимаются культурно-досуговой работой на волонтерских началах. Но они любят киноискусство и разбираются в нем. Их киноэрудиция - результат неуемной познава­тельной активности и самодеятельного кинообразования.


Интерес к киноискусству может стать для социального работни­ка досуговой сферы стимулом для его освоения в качестве средства своей профессиональной деятельности. Но для того чтобы быть не формальным руководителем, а признанным лидером, он должен пу­тем постоянного самообразования расширять свой художественный кругозор, пополнять свои знания в области кино, быть в курсе собы­тий кинематографической жизни и уметь аргументировано предста­вить свою точку зрения. Здесь налицо парадокс: то, что для других досуг, для организатора досуга - работа, но работа интересная, увле­кательная, творческая, развивающая и его "подопечных", и его самого.

Организация и становление киноклуба предполагают определен­ную последовательность. Есть база - это может быть кинотеатр, Дом культуры, Досуговый центр, учебное заведение, библиотека, музей, предприятие или учреждение, где имеются условия для со­вместного просмотра фильма и неформального общения. Есть группа людей, готовых объединиться на основе интереса к киноискусству. Для ее расширения можно использовать объявления, провести рабо­ту через лидеров мнений. Следующий этап - организационное офор­мление киноклуба. Обычно это происходит на общем собрании и требует серьезной подготовки. Предварительно желательно дать бу­дущим членам клуба конкретное представление о том, что их ждет, для чего следует провести один-два клубных вечера, подобрав для них такие фильмы, которые сразу установят уровень киноклубного репертуара, явятся свидетельством его исключительности. Иными словами, зритель должен получить сильное впечатление, почувство­вать неординарность происходящего, испытать потребность в том, чтобы в его жизни такие культурные события происходили регулярно.

Приведем пример, связанный с тамбовским киноклубом "Кон­такт". Планируя репертуар своего первого сезона, его руководители постарались установить планку повыше: клуб открылся фильмом Н. Михалкова "Несколько дней из жизни И. И. Обломова", затем по­следовали картины Ч. Чаплина, А. Вайды, М. Ромма, Т. Абуладзе, Л. Шепитько, А. Эфроса, Ю. Норштейна. Следует подчеркнуть: ре­пертуар является определяющим фактором формирования кино­клубной аудитории.

Подготовкой общего собрания обычно занимается небольшая инициативная группа. Ее основная задача - разработка проекта Ус-става киноклуба, который затем принимается собранием. В Уставе



118


119


должны быть определены цели, задачи, структура клуба, права и обя­занности его членов, основные формы работы и так далее.

Так, например, в последней редакции Устава киноклуба "Кон­такт" его основные задачи сформулированы следующим образом:

- социокультурная защита художественных интересов членов киноклуба, их права на доступ к ценностям мировой и отече­ственной кинематографии;

- участие членов киноклуба в современном кинопроцессе в ка­честве активных, компетентных и взыскательных зрителей; организация творческого досуга членов киноклуба, их обще­ния с искусством и по поводу искусства, способствующего обогащению духовной жизни его участников, удовлетворе­нию и развитию их социальных и культурных потребностей; расширение художественного кругозора членов киноклуба и совершенствование их эстетического вкуса, содействие со­хранению и утверждению в общественном сознании отноше­ния к киноискусству как явлению культуры. Высшим органом является общее собрание его членов, которое избирает Совет киноклуба, утверждает планы работы, заслушивает отчеты, рассматривает предложения, связанные с изменением Уста­ва, а также другие принципиальные вопросы клубной жизнедеятель­ности: периодичность клубных встреч, день и время их проведения, название клуба и так далее. Последнее немаловажно с точки зрения консолидации его членов, ощущения ими своей принадлежности к определенному сообществу.

Порой в название клуба его участники стараются вложить некий символический смысл, выражающий их кредо. Скажем, название "Контакт" трактуется членами клуба, во-первых, как контакт с филь­мом - возможность заранее настроиться на его волну, войти в его ху­дожественный мир и в конечном счете адекватно понять его, а во-вторых, как контакт между членами клуба, доставляющий им ра­дость общения, обогащающий индивидуальное восприятие картины. А члены киноклуба ЛИК (любители искусства кино) из города Владимира выбрали себе название с помощью внутриклубного кон­курса. Вот как они его объясняют: "Мы слышим в этом названии и отзвук древнерусской культуры, памятниками которой так богата наша область. Лик времени, лик мира отражаются в многоликом киноис­кусстве, которое мы любим и хотим познать глубже и лучше" [26, с. 23].


Интересна типология названий киноклубов. Перечислим лишь некоторые:

- названия, связанные с кинотерминологией (Ракурс, Кадр, Камера, Экран, Дубль);

- названия, заимствованные у известных, часто культовых ки­нофильмов (Зеркало, Сталкер, Восхождение, 8'/2, Родня); - киноклубы имени выдающихся мастеров экрана (киноклубы имени А. Довженко, имени С. Рея, имени Е. Урбанского, студенческий киноклуб имени В. Шукшина);

- названия, подчеркивающие клубную специфику (Друзья де­сятой музы, Курьер десятой музы, Кинематограф, Экран и мы);

-названия, в которые вкладываются некие символические значения (Контакт, Диалог, Альтернатива, Отклик, Кругозор, Поиск, Перспектива);

- названия, отражающие профессиональную принадлежность членов клуба (Политехник, Архитектор, Историк, Художник, Журналист);

- названия, указывающие на базовое учреждение, при котором действует киноклуб (Ростсельмаш, Библиотека МГУ; "Звезд­ный", "Салют", "Варшава" - клубы при соответствующих мо­сковских кинотеатрах). Для многих клубов выбор своего названия - дело творческое, яв­ляющееся результатом коллективного поиска.

Всей текущей работой клуба занимается Совет во главе с его руководителем - председателем (в некоторых клубах - президентом). Между членами Совета распределяются обязанности, из их числа избираются секретарь, казначей (необходимость последнего объяс­няется тем, что денежные средства клуба складываются из членских взносов и добровольных пожертвований организаций и частных лиц). Помимо Совета важную роль в клубе играет его актив. Чем больше членов клуба заняты в организационном обеспечении его деятельности, тем она содержательнее и интереснее. Так например, из числа актива может быть сформирована информационная группа, обязанностью которой является сбор и систематизация материалов о современном кинопроцессе: фильмах, режиссерах, актерах, кинофес­тивалях, конкурсах, кинопремьерах и так далее; составление филь-мографической справки об очередном фильме и подбор иллюстра­тивного материала, на основе чего входящий в эту же группу худож-



120


121


ник делает афишу. Кроме того в клубе может быть репертуарная группа, которая составляет кинопрограммы, обсуждает их варианты следит за пресс-релизами выпуска видеокассет. От нее зависит каче­ство и разнообразие репертуара.

Представляют фильмы на клубных вечерах или руководитель клуба, он же ведущий, или по очереди члены актива. В некоторых клубах в этих целях существует своего рода "лекторская группа", в киноклубах, использующих в качестве средства показа фильмов ви­деоаппаратуру, обычно бывает ответственный за техническое обес­печение просмотров. Иногда такие клубы именуют видеоклубами. Вряд ли это правильно, так как видео - это лишь техническое средст­во демонстрации произведений киноискусства.

Устав так или иначе оговаривает характер клуба, закрытый или открытый. Закрытый киноклуб предполагает в обязательном поряд­ке оформленное членство, членский билет, уплату установленных взносов, регулярное участие в клубных занятиях. В таких киноклу­бах для новичков иногда устанавливают кандидатский срок, в тече­ние которого они, во-первых, должны окончательно решить, отвеча­ет ли данное объединение их запросам, во-вторых, могут в той или иной форме проявить свою активность и заинтересованность, а с другой стороны, и члены клуба имеют возможность приглядеться к претендентам на вхождение в их сообщество. (В отдельных клубах новеньких принимают только на открывшиеся вакансии.)

По другому принципу строятся так называемые открытые клу­бы: в их основе сравнительно небольшая группа - ядро, которое и является клубом в собственном значении слова. Оно характеризуется постоянным составом и активным участием во всех клубных начина­ниях. Остальная часть аудитории - это "гости", то есть те кто не яв­ляясь членом клуба, посещает клубные занятия от случая к случаю. Перед ними всегда открыта возможность войти в клубное объедине­ние в качестве его постоянных участников. Характер клуба, а также его количественный состав во многом зависят от материальных ус­ловий и технической базы. Нередко число членов клуба ограничива­ется вместимостью зрительного зала или возможностью достаточно удобно разместиться вокруг телеэкрана.