Смекни!
smekni.com

Пособие адресовано студентам высших учебных заведений, практи­ческим работникам культурно-досуговой сферы, педагогам-воспитателям. Удк 791. 45 (стр. 3 из 34)

Защита права человека на приобщение к высшим художествен­ным ценностям подкрепляется предоставлением ему возможности художественного образования. Естественно, прежде всего имеется в виду подрастающее поколение. К сожалению, массовая школа с этой задачей в целом справляется неудовлетворительно. Дисциплины ху­дожественно-эстетического цикла по-прежнему являются второсорт­ными по сравнению с другими, так называемыми ведущими предме­тами. Даже литература редко где преподается как искусство, а не ис-торико-социологический курс. К тому же традиционные учебные предметы - литература, музыка, изобразительное искусство - сегодня уже не в состоянии моделировать художественное образование мо­лодого человека адекватно реальной ситуации его контактов с миром искусства, где доминирующее значение приобрели экранные виды художественной культуры.

Что же касается возможностей внеурочных, досуговых форм ху­дожественного воспитания, дополнительного образования, то они используются явно недостаточно и не всегда компетентно. Кроме того, наличие права на художественное образование вовсе не обязы­вает им воспользоваться. От своих прав человек может и отказаться. Сфера досуга, как известно, - сфера свободного выбора. Поэтому решающим здесь становится мастерство педагога-воспитателя, спе­циалиста по организации досуговой деятельности: сумеет ли он сде­лать ценности культуры и искусства притягательными для подрост­ка, для молодого человека, сможет ли он пробудить к ним интерес? Не навязать и тем самым внушить отвращение, а помочь открыть для себя ранее неведомую область, даже не культуры, а жизни.

В известном смысле социальному педагогу-организатору досу­говой деятельности сложнее, чем учителю, чей предмет является

11



обязательным. Да и школьно-урочная дидактика в культурно-досу-говой деятельности, которая по определению является свободной и добровольной, не работает. Речь, естественно, идет не о талантливых учителях, умеющих увлечь, "заразить" своих учеников любовью к искусству, - у таких социальный педагог может многое почерпнуть. Но и у них решающим является не особая методика, а личное, даже личностное отношение к искусству, богатство духовного мира.

Характеризуя столь нелестно современную социокультурную ситуацию, отметим, что дело здесь отнюдь не в предвзятом отборе исключительно негативных моментов. Безусловно, можно привести немало фактов, демонстрирующих сегодняшние культурные дости­жения, поиски и обретения. Не оскудела земля наша талантами и подвижниками, людьми творческими и неравнодушными. Дело в другом. Будущий социальный педагог-специалист по организации культурно-досуговой деятельности нуждается в ясном понимании ее проблем и тех условий, в которых ему предстоит работать, он дол жен уметь реально оценивать трудности, которые придется преодо­левать, и четко представлять себе весь комплекс стоящих перед ним задач.

Назовем еще раз те из них, которые диктуются особенностями современной ситуации и конкретизируют основные направления и содержание социально-культурной работы:

• противостоять девальвации культуры, "размыванию" крите­риев оценки ее ценностей, способствовать сохранению куль­турной преемственности поколений;

• обеспечить социокультурную защиту права людей на доступ к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих ду­ховных потребностей, права на личную культурную само­бытность;

• создавать условия для содержательного и развивающего до­суга населения, реализации его права на художественное об­разование и любительское творчество, способствовать по­вышению досуговой культуры каждого человека;

• стимулировать развитие общественной активности и ини­циативы в создании различных самодеятельных формирова­ний в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;

12


• осуществлять дифференцированный подход в работе с раз­личными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутыми в культурном отношении кон-тингентами, обеспечивая реализацию их интеллектуального и культуротворческого потенциала;

• эффективней использовать в социокультурной работе пер­спективные и популярные у населения формы и средства ор­ганизации досуговой деятельности, освоить в этом качестве возможности экранных искусств и основных каналов их проката.

Перечисленные задачи явились основой для определения потребно­сти, возможностей и конкретных путей освоения киноискусства в сфере социокультурной работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Закон Российской Федерации - Основы законодательства Рос­сийской Федерации о культуре // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Россий­ской Федерации. № 46. М., 1992.

2. Арнольдов А. И. Введение в культурологию. М.: Народ. Акаде­мия культуры и общечеловеч. ценностей, 1993.

3. Ионии Л. Г. Культура на переломе // Социол. исследования. 1995. №2. С. 41-46.

4. Киселева Т. Г., Красильншов Ю. Д. Основы социально-культур­ной деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та культуры, 1995.

5. Михайлова Л. Н. Социология культуры. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

§ 2. Кино и зритель: особенности взаимодействия

Прежде чем определить роль и возможности кинематографа в решении задач социокультурной работы с различными категориями населения рассмотрим, как складываются сегодня взаимоотношения кино и зрителя, каковы особенности функционирования экранных произведений в современных условиях.

Просмотр кинофильмов всегда был в нашей стране самым мас­совым и любимым видом досуга. Сегодняшнему юному зрителю трудно представить, что еще десять-пятнадцать лет назад в кинотеатрах

13

бывали аншлаги, что все билеты на очередной сеанс (а случа­лось и на все последующие) могли быть распроданы и жаждующие попасть на фильм топтались у входа в кинотеатр в надежде на "лиш­ний билетик".

В кинотеатр ходили все: семейные люди, как правило, - в выход­ные дни, реже - на вечерние сеансы в будни, пенсионеры предпочи­тали утро, учащиеся и студенты обычно отправлялись в кино групп­ками сразу после занятий. Были еще специальные детские сеансы, вечерние кинопремьеры, коллективные посещения по заявкам и так далее. В общей массе фильмов выделялись фильмы-рекордсмены, со­биравшие многомиллионную зрительскую аудиторию. Некоторые зрители смотрели их по нескольку раз. Абсолютный рекордсмен -мексиканский фильм "Есения", собравший 92 миллиона зрителей. Среди отечественных картин лидировали комедии Л. Гайдая, "Моск­ва слезам не верит", "Экипаж", "Пираты XX века" и другие. Однако были и фильмы-аутсайдеры, которые массовый зритель игнориро­вал, несмотря на их высокую художественную репутацию и прес­тижные фестивальные награды. На экране они не задерживались ни в провинции, ни даже в столице. Но у этой категории картин (а среди них встречались настоящие шедевры) был свой зритель - знаток ки­ноискусства, готовый ехать на край города, чтобы в маленьком завод­ском клубе посмотреть интересующий его фильм.

Аудитория кино была неоднородна по своим запросам и вкусам, по степени зрительской увлеченности и компетентности. Наиболее активной ее частью были подростки и молодежь, но и взрослые люди с удовольствием включали посещение кинотеатра в свой досуговый ритуал. Воскресный "поход в кино" на нашумевшую картину, о ко­торой все вокруг говорят, был в известной мере событием.

Тенденцию снижения посещаемости кинотеатров социологи от­метили еще в начале восьмидесятых (увеличение доли пожилых лю­дей - менее активных как зрители, чем молодежь, изменение не в пользу кино структуры досуга самой молодежи). А в середине девя­ностых начался массовый отток зрителей из кинотеатров, произошел буквально обвал. Причин много. Их трудно ранжировать. Это и не­привлекательный, однообразный репертуар; и запущенность киноте­атров, в которых демонстрируются скверные фильмокопии на пло­хой пленке с неразборчивым звуком; необходимость платить деньга за это сомнительное удовольствие при возможности смотреть кинс

14

дома бесплатно, выбирая фильмы по нескольким каналам, включая кабельное телевидение; широкое распространение видеоаппаратуры и кассет с новинками экрана. Отметим, что многие зрители не ощу­щают особой разницы между просмотром фильма на большом экране в кинозале и домашним телепросмотром. Немалое значение имеет снижение жизненного тонуса у значительной части населения в ус­ловиях экономической нестабильности. Ведь многим из тех, кто по­старше, стало просто не до кино!

К сказанному добавим, что массового зрителя перекормили до тошноты "чернухой", "порнухой", тупыми боевиками, заполонивши­ми экраны в период становления рыночных форм кинопроката, и та­ким образом "отвадили" от посещения кинотеатров. Более поздние попытки изменить репертуарную политику уже не смогли перело­мить зрительское отношение. Сегодня действительно стоящие аме­риканские фильмы класса "А", лидеры коммерческого успеха во всем мире, с треском проваливаются в нашем отечественном прокате.

Вернется ли публика в кинотеатры? Да, несомненно, в том числе и самая разборчивая, но лишь при условии, что они станут в подлин­ном смысле учреждениями культуры - театрами не по названию, а по сути. Когда они смогут предложить зрителям хороший и разнообраз­ный репертуар, высокое качество демонстрации (современная аппа­ратура, отличная пленка, стереозвук) и комфорт (красивый интерьер, мягкие удобные кресла, дополнительные услуги).

Наверное, в масштабе страны это осуществится не скоро. Но на­чало положено, и оно внушает надежды. Успешно работают в Моск­ве несколько как новых, так и модернизированных кинотеатров, по всем параметрам отвечающих мировым стандартам ("Кодак-Кино-мир", "Америком-Рэдиссон", "Ударник", "Пушкинский", "Художест­венный" и другие) - новейшая проекционная технология, изображе­ние на пленке "Кодак", звук в системе "Долби".