Смекни!
smekni.com

Пособие адресовано студентам высших учебных заведений, практи­ческим работникам культурно-досуговой сферы, педагогам-воспитателям. Удк 791. 45 (стр. 30 из 34)


нично оформляется киноклубный зал. На вечере проводятся разно­образные конкурсы и викторины, посвященные кино. Проводимые в полуигровой форме, они оживляют работу клуба и в то же время яв­ляются для участников кинообъединения своеобразным экзаменом на киноэрудицию.

Какая-то часть вопросов викторины обязательно связана с кино­программами "Контакта". Несколько примеров:

- Какие из фильмов, демонстрировавшихся в киноклубе, были связаны с темой Фауста и Мефистофеля? Ответ: "Мефисто" (режиссер И. Сабо), "Доктор Фаустус" (режис­сер Ф. Зайтц), "Сердце Ангела" (режиссер А. Паркер), "Слуга" (режиссер В. Абдрашитов), "Фауст" (режиссер Я. Шванкмайер).

- Какие фильмы О. Иоселиани демонстрировались в "Кон­такте"? Ответ: "Листопад", "Жил певчий дрозд", "Пасто­раль", "Фавориты луны", "Охота на бабочек". Кто из известных отечественных режиссеров выпустил свой фильм под псевдонимом Иван Сидоров? Ответ: Ки­ра Муратова, фильм "Средь серых камней".

Иная форма киновикторины - вопросы, связанные с видеорядом и демонстрацией фрагментов из фильмов. Например: - Кто этот человек, который выходит из дверей зоомагазина с двумя собачками? Ответ: режиссер А. Хичкок в фильме "Птицы".

- Римейком какого знаменитого фильма является мюзикл, эпизод из которого вы сейчас увидели? Ответ: фильм Б. Фосса "Сладкая Чарити" является музыкальной версией шедевра Ф. Феллини "Ночи Кабирии".

Большой интерес вызвал конкурс, в котором надо было узнать популярных киноактеров по фотографиям и кадрам из фильмов со­рокалетней давности. С успехом проходят музыкальные конкурсы (мелодии и песни из фильмов) и так далее. Что касается проведения кинофестивалей, то этим был славен рязанский киноклуб "Кинемато­граф", регулярно проводивший фестивали мультипликационного ки­но. Липецкий киноклуб "Сад" специализировался на фестивалях гру­зинского кино. До недавнего времени самарский киноклуб "Ракурс" проводил ежегодный фестиваль "Новое кино России". Конечно, та-



126


127


кая форма работы под силу лишь крупным, имеющим солидную ма­териальную базу и поддержку киноклубам.

Как уже отмечалось, киноклуб - это, по сути, особый социум, со своими ценностными ориентациями, традициями и отношениями, чему его разновозрастный состав (в "Контакте" - от восемнадцати до семидесяти с лишним) отнюдь не является помехой. Напротив, стар­шее поколение, - оно составляет больше половины клуба, - привно­сит в его деятельность опыт, культуру, память о киношедеврах про­шлых лет, а те, кто помоложе - открытость, отсутствие предрассуд­ков, интерес к новым кинематографическим формам и жанровым образованиям. Факт такого взаимодействия и взаимообогащения яв­ляется свидетельством уникальных педагогических возможностей, заключенных в деятельности разновозрастных клубов по интересам.

Феномен разновозрастного состава киноклуба в свое время от­крыла и педагогически интерпретировала Э. Н. Горюхина - руково­дитель уникального киноклуба "Диалоги" (г. Новосибирск). "Члены нашего киноклуба - люди от семи до семидесяти. Школьники, сту­денты, преподаватели педвуза, бывшие студенты, а теперь учителя, их друзья и даже родители.

Я убеждена, - говорит Э. Горюхина, - только в такой разновозра­стной аудитории и может состояться диалог. Потому что каждый возраст хоть чуть-чуть да ограничен в своих взглядах, каждому воз­расту нужен взгляд со стороны. При совместном разговоре «эгоизм возраста» снимается, люди начинают мыслить глубже, шире и все вместе мы можем вернее приблизиться к истине...

Первым мы всегда предоставляем слово маленьким. Бывает, что после них нам уже и говорить нечего: они все сказали. Дети более свободны, непосредственны, не перегружены опытом компромиссов. Если их нет в зале, мы превращаемся в умничающую среду, а дети заводят нас, снимают с нас вериги прошлого опыта" [12].

Конечно, в разновозрастном киноклубе не может не быть опре­деленных противоречий, вкусовых микроконфликтов, но это, созда­вая дискуссионное напряжение, лишь стимулирует его развитие. По­нятие "единомышленники" применительно к членам клубного сооб­щества не следует понимать слишком буквально. Они действительно единомышленники, но прежде всего во взгляде на кино как на явле­ние культуры, а не бездумное развлечение, что же касается конкрет-


ных кинопроизведений, то здесь их мнения могут расходиться, и по­рой весьма существенно.

Важнейшими принципами киноклубной жизни и, можно сказать, киноклубной педагогики являются принципы демократизма и то­лерантности: уважение иных вкусов при возможности иметь и от­стаивать свою точку зрения. Самое трудное - это терпимость и жела­ние понять другого. И надо сказать, что киноклуб воспитывает эти качества у представителей как младшей, так и старшей части своей аудитории. В итоге - пожилые с любопытством смотрят фильмы французской "новой волны", а молодые открывают для себя сокро­вища киноклассики.

Еще одно замечание о киноклубной аудитории. Члены клуба раз­личаются по своей активности, эрудиции, полемическому мастерству -это естественно. Есть среди них признанные лидеры общественного мнения, к ним прислушиваются, их вкусу доверяют. И есть скромные участники клубных встреч, которые не отваживаются на публичные выступления даже в своей, почти что "семейной" аудитории. Впро­чем, существует методика, впервые апробированная на XV Москов­ском международном кинофестивале в рамках Всесоюзного кино­клуба "Горизонт", которая позволяет привлечь всех без исключения членов киноклуба к оценке фильма и таким образом выразить свою точку зрения. Весь киноклуб в данном случае представляет собой как бы постоянное большое жюри, члены которого с помощью специ­альных анкет оценивают все просматриваемые фильмы по, скажем, шестибалльной шкале, где шесть баллов - это шедевр, а один балл -полный провал. Из суммарных оценок складывается балл каждого фильма и, в конечном счете - рейтинг всех фильмов сезона. С его помощью определяются фильмы-лидеры, нашедшие практически единодушное признание, и фильмы, которые клубная аудитория оце­нила более скромно или по каким-то причинам не приняла. Ежегод­ный рейтинг фильмов является одновременно и способом самовыра­жения для каждого члена киноклуба, и средством сопоставления сво­его мнения с мнением большинства, и, наконец, формой коллектив­ной рефлексии: вот, что мы любим, вот, что нам нравится.

Характеристика киноклуба, содержания его деятельности будет неполной, если не назвать еще одну его особенность, даже точнее - функцию: жизпеорганизующую. Клубные вечера выступают в роли регулирующего повседневный жизненный поток фактора, вносящего



128


129


в него определенный ритм, порядок, предсказуемость, перспективу ("завтрашнюю радость" по А. С. Макаренко), даже ритуал. Члены киноклуба "Контакт", например, встречаются три раза в месяц. И на­до так распорядиться своим временем, чтобы в пятницу вечером не­пременно быть в клубе. Уже в начале недели "включается" психоло­гический механизм ожидания, предвкушения. Фактически каждая встреча в киноклубе становится событием, украшением недели. И в этом одно из принципиальных отличий клубных вечеров от повсе­дневно-будничного общения с телеэкраном в домашних условиях.

Событийность киноклубных встреч усиливается зрительской включенностью в кинопроцесс, представляющий непрерывную че­реду творческих поисков, открытий новых имен и художественных явлений, триумфов и провалов, знаменательных дат и юбилеев, пре­мьер и кинофестивалей. Все это оперативно находит отражение в работе клуба, его репертуаре, тематике киновечеров, в предисловиях к фильмам. Принцип "актуальности" репертуара дополняется в киноклубе "Контакт" принципом "фильма на все времена". По­этому, восполняя невольные пробелы в кинообразовании, особенно у младшего поколения, в программах киноклуба регулярно присутст­вуют выдающиеся киноленты прошлых лет, шедевры мирового кино. Назовем еще один принцип формирования репертуара - принцип разнообразия. Всех участников клубного сообщества объединяет любовь к хорошему кино, но у каждого есть свои индивидуальные вкусовые предпочтения, определяемые возрастом, опытом, складом ума и так далее. И поэтому каждый имеет право на "свой" фильм. Надо сказать, что в программах "Контакта" неплохо уживаются фильмы различных жанров, тематики, стилевых направлений, на­циональных школ, фильмы классической традиции и авангардно-поисковые, фильмы серьезные, проблемные, "авторские" и развлека­тельные, но, как раньше говорили, "со знаком качества", шедевры прошлых лет и новинки мирового проката, картины легендарные, "культовые", спорные, уникальные и другие.

Саратовские киноклубники, перефразировав одно широко из­вестное изречение, выдвинули свой девиз: "Из всех кино для нас важнейшим является искусство". В "Контакте" позаимствовали его в качестве главного критерия отбора фильмов и составления кино­клубных программ.

130


Таким образом, содержание и формы деятельности киноклубных объединений достаточно разнообразны. Они зависят от условий ра­боты и возможностей клуба, инициативы и опыта его руководителя и актива. Залог успеха деятельности киноклуба заключается в умении быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства, всегда быть в поиске, не успокаиваться на достигнутом, а главное - в преданности кино и своему клубному содружеству. Творческое долголетие там­бовского городского киноклуба "Контакт" и десятков других кино­клубов страны является тому убедительным подтверждением.