СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Клубы друзей кино: Информ.-метод. материалы. Вып. 1 / Союз кинематографистов СССР. М., 1967.
2. Клубы друзей кино: Информ.-метод. материалы. Вып. 2 / Союз кинематографистов СССР. М., 1968.
3. Левшина И. С. Что такое киноклуб // Кино и зритель. Информация № 6. М.: Союзинформкино, 1987.
4. Монастырский В. А. Киноклуб "Контакт". Неокончательные итоги: из опыта социокультурной работы. Тамбов: изд-во Тамб. гос. ун-та, 1995.
5. Пензин С. Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987.
§ 4. Приобщение молодого поколения к ценностям киноискусства и формирование его зрительской культуры
Особым типом клуба любителей кино можно считать киноклуб для подростков и юношества. Его освоение в сфере социокультурной работы в современных условиях не менее актуально и перспективно, чем проанализированного в предыдущих параграфах клуба для взрослых поклонников киноискусства. Рассмотрим особенности этой разновидности объединения по интересам на примере школьного киноклуба, хотя они характерны для любого юношеского киноклуба независимо от его прописки, будь то учебное заведение (школа, техникум, училище), Дом культуры, Досуговый центр, библиотека, интернат и так далее. В этом же ряду можно назвать и студенческий киноклуб - небольшая разница в возрасте здесь непринципиальна.
131
Специфика данного типа объединения заключается, во-первых в практически одновозрастном составе его участников и относительной недолговременности (до окончания школы) их пребывания в клубе, во-вторых, в тех задачах, которые выдвигаются киноклубом в качестве ведущих, и, в-третьих, в педагогическом руководстве его деятельностью. Последнее, казалось бы, противоречит клубному статусу самодеятельного и самоуправляемого любительского объединения, но это противоречие легко устранимо при условии организации киноклубной деятельности на началах педагогики сотрудничества. Речь идет о подходе, основанном на теснейшем взаимодействии педагога и учащихся, их совместной поисковой деятельности, ведущей к коллективным открытиям, отметим особо: деятельности интересной и увлекательной для всех ее участников, в которой они могут проявить свою инициативу и самостоятельность. Педагогическая позиция ее организатора внешне не акцентирована, но в то же время он последовательно и терпеливо проводит свою линию, направляя деятельность клуба и способствуя возвышению культурных потребностей юных зрителей, входящих в его состав. В данном случае не официальное положение, а личные качества педагога-воспитателя (эрудиция, культура, жизненный опыт) определяют его авторитет и положение лидера в клубе.
Школьные киноклубы существуют давно, главным образом как одна из форм кинообразования, разновидность факультатива по основам киноискусства, отличаясь от последнего большей свободой и гибкостью в планировании и проведении занятий, их подчеркнуто дискуссионным характером, преимущественной ориентацией на текущий репертуар и актуальные запросы молодежной аудитории. За прошедшие годы накоплен ценнейший опыт организации таких киноклубов для старшеклассников, отраженный в публикациях О. А. Баранова, И. Н. Гращенковой, И. С. Левшиной, С. Н. Пензина, Ю. М. Рабиновича, Ю. Н. Усова и других. В то же время разработанные ими основы киноклубной работы с учащимися могут быть дополнены и обогащены опытом организации культурно-досуговой деятельности, реализации полифункциональных возможностей последней. Это, во-первых, позволит лучше адаптироваться к современным социокультурным условиям, а во-вторых, откроет дополнительные возможности для приобщения юношества к киноискусству достойного уровня.
132
Все ранее сказанное о киноклубе для взрослых применимо и к школьному киноклубу: практически те же функции, те же виды деятельности, удовлетворяющие потребности учащихся в познании, общении, ярких, художественных впечатлениях, отдыхе, та же структура клубных занятий: вступительное слово, просмотр, обсуждение фильма. Однако киноклуб для взрослых - это, как правило, объединение людей с уже сложившимися вкусами, с осмысленной потребностью в общении с высокими образцами киноискусства. Их отличает достаточно высокая зрительская культура и постоянное стремление к ее совершенствованию, к расширению своего художественного кругозора.
Главной же задачей подросткового и юношеского киноклуба является приобщение юного зрителя к искусству кино, к его признанным ценностям. Для этого нужно помочь молодому человеку открыть для себя фактически неизвестную художественную сферу, каковой, в отличие от популярных жанров коммерческого кино, является киноискусство. Пробудившийся же интерес к серьезному кинематографу становится стимулом дальнейшего развития киноклуба, усложнения содержания его деятельности и, как следствие, роста зрительской культуры участников объединения.
То, что школьный киноклуб функционирует в сфере досуговой деятельности, сообщает ему в глазах школьников дополнительную привлекательность по сравнению с факультативом по основам киноискусства. И хотя факультатив также предполагает свободный выбор и заинтересованность учащихся, все же он воспринимается как единица процесса обучения - с обязательной программой, учебным регламентом и так далее. Киноклуб же, будучи элементом не учебной, а внеурочной, досуговой части школьной жизни, справедливо воспринимается учащимися как действительно добровольная и желанная форма совместной деятельности, позволяющая сочетать познание, общение, удовольствие и отдых.
В клубе его кинообразовательная функция обычно не афишируется, тем не менее она реализуется от занятия к занятию, от встречи к встречи, будучи востребована самими школьниками, их желанием научиться лучше разбираться в сложностях киноискусства. Что же касается систематического учебного курса по теории и истории кино, то до него юному зрителю еще нужно "дорасти". Опыт показывает, что лишь на определенном этапе развития зрительской культуры
133
возникает желание упорядочить свои представления о кинематографе, систематизировать отрывочные сведения, приобрести глубокие познания искусствоведческого характера. Изучение кино в качестве учебного предмета, не подкрепленное внутренней потребностью способно лишь оттолкнуть школьников от серьезного искусства. Кстати, и в киноклубе не стоит начинать знакомство молодежи с искусством экрана с киноклассики. Последняя требует определенной зрительской искушенности, культуры, чувства стиля, которых у начинающих киноклубников еще нет. Поэтому современные, даже достаточно сложные и по языку, и по мысли кинопроизведения, как правило, оказываются им и доступнее, и ближе, чем многие шедевры
прошлых лет.
Итак, ведущими задачами школьного киноклуба являются приобщение его членов к ценностям киноискусства и формирование их зрительской культуры. Это не отменяет полифункционального характера деятельности киноклуба, удовлетворяющей потребности учащихся в самореализации, неформальном общении, отдыхе. Но указанные задачи являются для киноклуба специфическими, отличающими его от других видов клубных объединений, в частности от так называемых клубов встреч. Рассмотрим по порядку суть этих задач и пути их реализации.
Задача первая: приобщение юных зрителей к искусству кино, к выдающимся образцам кинематографической культуры и формирование потребности в искусстве такого уровня как факторе духовной жизни. Здесь нужно подчеркнуть, что приобщение к киноискусству не следует понимать лишь как пробуждение интереса к кино высокого класса. Интерес является одним из условий активного, увлеченного постижения лучших произведений мировой кинематографии, проникновения в таящиеся в них смысловые, проблемно-содержательные глубины. Регулярное и вдумчивое общение с подлинным искусством обогащает внутренний мир зрителя, способствует его личностному росту, нравственно-эстетическому совершенствованию, что является особенно важным, когда речь идет о молодом
поколении.
Каковы же пути приобщения юного зрителя к киноискусству?
Как это можно осуществить практически? Прежде всего нужно помочь подростку преодолеть инерцию повседневного, стихийного, нетребовательного и поверхностного общения с экранной продукци-
134
ей по доступным домашним каналам телевидения и видео. Помочь преодолеть отношение к кино как к непритязательному развлечению и открыть для себя кино как искусство, как явление культуры.
Киноклуб дает возможность устраивать регулярные просмотры специально подобранных фильмов, которые школьники в иных условиях не увидели бы, потому что их или негде посмотреть, или они не привлекли бы их внимания. Даже те немногие выдающиеся киноленты, которые демонстрировались по телевидению, за редким исключением никто из опрошенных нами учащихся и студентов не видел. Названия этих картин им просто ничего не говорили, да к тому же и время их показа было далеко не самым удобным. Киноклуб выделяет такого уровня кинофильмы из потока и создает максимально благоприятные условия для их сосредоточенного, внимательного и правильного восприятия.
От руководителя киноклуба в решающей мере зависят и общая небудничная, но в то же время комфортная атмосфера просмотра, и настроенность зрителей на восприятие конкретного фильма, эстетическая и психологическая готовность к восприятию. Как подчеркивал Л. С. Выготский, "организуя известным образом сознание, идущее навстречу искусству, мы заранее обеспечиваем успех или проигрыш этому произведению искусства" [10, с. 327]. Такая предварительная подготовка действительно во многом предопределяет результат знакомства с кинопроизведением: почувствует ли зритель авторскую интонацию, поймет ли и примет фильм? Очень важно, чтобы встреча с выдающейся кинокартиной стала для зрителя своего рода событием, вызвавшим живой эмоциональный отклик и душевный подъем.