Человека невозможно приобщить к искусству, абстрагируясь при этом от конкретных художественных явлений. А заинтересовать школьника фильмом, предрасположить к его восприятию, направить последнее по верным ориентирам и тем самым обеспечить кинопроизведению успех в глазах юного зрителя - это и значит приобщить его к искусству кино.
Предварительная подготовка представляет собой как бы предисловие, создает определенный культурный и психолого-эстетический контекст восприятия. В свое время Н. Михалков с горечью отмечал, что именно неподготовленность, незнание некоторых историко-культурных обстоятельств помешали многим зрителям понять его
135
картину "Раба любви". "Зрителей раздражал манерный голос Елены Соловей, но если бы они знали хоть немного о стиле салона тех лет! Дамы драпировались в ткани, красили ногти в лиловый цвет, курили длинные папиросы, выбеливали лицо и худели, чтобы казаться больными чахоткой. Такова была мода. Некоторые не обратили внимания на то, что «Раба любви» стоит в кавычках - это название ленты, в которой по фильму снималась актриса Ольга Вознесенская. А кроме того, само это название определяет наше отношение к материалу -отношение ироническое. Я думаю, - говорит режиссер, - что если бы все это зрителю разъяснили, он был бы только благодарен..." [25]
Таким образом, приобщить молодого человека к киноискусству -значит организовать его встречу с ярким, незаурядным кинопроизведением, настроить на восприятие последнего и тем самым обеспечить контакт с фильмом, дать пережить радость познания, понимания, открытия.
Несколько слов об аудитории школьного киноклуба. Она неоднородна. Ее основа, ядро - те немногие среди школьников-старшеклассников, у кого в силу тех или иных обстоятельств уже зародился интерес к серьезному, умному кино. Не так уж много такого рода фильмов им удалось посмотреть, но впечатление от увиденных определило их отношение к кинематографу. Насколько это позволяют сегодняшние условия, они следят за тем, что происходит в мире кино, имеют свое мнение, осмысленные художественные предпочтения. На них и следует опереться руководителю киноклуба. Даже несколько таких продвинутых зрителей позволят сформировать актив, который будет задавать тон в деятельности клуба. Большинство же из проявивших к киноклубу интерес - те, кто увлечен кино, но кино вообще, кино как таковым. Они ориентируются прежде всего на "киношлягеры", на нашумевшие и разрекламированные фильмы со "звездами", на кино как зрелище. С киноклубной точки зрения они небезнадежны, залог тому - их любовь к кино, эмоциональная отзывчивость. Просто им не повезло: они не знают о существовании другого кинематографа и потому нуждаются в посреднике, который помог бы им его открыть.
Еще более сложной является вторая задача - воспитание зрительской культуры. Потребуется немало времени, чтобы сформировать у каждого из участников клубного объединения по крайней
136
мере ее основы. Пределов же культурного совершенствования человека, как известно, не существует.
Случается, что первые клубные просмотры вызывают у некоторых зрителей противоречивое состояние эмоционального потрясения и растерянности. Причина тому - сложные, порой не совсем понятные, но в то же время интригующие своей непривычностью и смысловой неоднозначностью фильмы. В этой ситуации очень важно вселить в членов киноклуба уверенность, что компетентным кинозрителем может стать каждый. Но нужно быть готовым к тому, что потребуется немало времени и душевного труда, чтобы подняться на высокую ступеньку зрительской культуры.
Что же такое зрительская культура? Из каких компонентов она складывается? Начнем с простого, о чем применительно к старшеклассникам, а тем более студентам, вроде бы и говорить не пристало, - с внешней культуры поведения у экрана. Однако нынешние условия преимущественно домашних контактов с кинематографом при посредничестве телевидения сформировали особый тип зрителя - невнимательного, поверхностного, шумного, неспособного сосредоточиться больше чем на пятнадцать минут, считающего в порядке вещей во время демонстрации фильма выйти, пропустив при этом какой-то эпизод, а затем, не чувствуя особого ущерба, продолжить просмотр. Примечательно, что в театре или в концертном зале тот же самый человек ведет себя совсем иначе. Фактически само телевидение провоцирует такое некультурное отношение к кинематографу, своими бесцеремонными рекламными "врезками" разрушая целостность восприятия картины, его эмоциональный настрой.
Невозможно представить, чтобы во время спектакля или филармонического концерта на сцену, оттеснив исполнителей, вдруг выбежали какие-то личности, шумно призывая покупать холодильники или зубную пасту. Нет сомнения, что это было бы квалифицировано как хулиганство. Да и на ТВ такая агрессия по отношению к старшим искусствам пока что немыслима. Что до кино, то на телеэкране рекламной вивисекции не удается избежать никому: ни Герману, ни Бергману.
Вот почему работа школьного киноклуба начинается с формирования отношения к кино как искусству, даже в том, что касается внешних проявлений этого отношения - культуры поведения во вре-
137
мя просмотра, атмосферы заинтересованно-внимательного восприятия фильма.
Следующий компонент зрительской культуры - избирательность. Взыскательный зритель идет не вообще в кино, а на конкретный фильм, и по телевизору смотрит не "что покажут", а что заранее выбрал. Он ориентируется в современном кинопроцессе и в текущем репертуаре, информацию о новых фильмах черпает из печати и телепередач.
Весь текущий кинотелевидеорепертуар (имеются в виду разные каналы проката кинопроизведений) такой зритель может условно разделить для себя на три категории фильмов.
К первой он отнесет картины, которые нужно посмотреть обязательно. Заинтересованно следящий за развитием кинопроцесса зритель, конечно же, постарается познакомиться с фильмами, ставшими событиями культурной жизни, с новыми работами крупных мастеров, фильмами-призерами ведущих международных кинофестивалей, неизвестными ему шедеврами мирового кино, остродискуссионными произведениями. Во второй группе окажутся киноленты, которые можно посмотреть, если есть время, а можно и пропустить. Это картины добротные, профессиональные, но, как говорится, все фильмы не пересмотришь! А третью группу составят картины, которые смотреть явно не стоит, даже если есть свободное время. Речь идет о неисчислимом потоке фильмов-однодневок, посредственной, штампованной кинопродукции.
Сказанное отнюдь не значит, что культурный зритель смотрит исключительно "философские" кинопроизведения. Не существует плохих жанров - есть плохие фильмы, ведь чаплинская комедия и эйзенштейновская трагедия стоят в одном ряду кинематографических шедевров всех времен и народов.
Есть немало хороших лент чисто развлекательного характера. Они сделаны изящно, со вкусом, и нет ничего зазорного в том, что человек может у экрана просто отдохнуть, развлечься. Главное, чтобы он отдавал себе отчет, что в иерархии художественных ценностей верхние ступеньки принадлежат произведениям, апеллирующим к сердцу, разуму и совести человека. Высокое искусство остерегает нас от самодовольства и ограниченности, социальной пассивности и душевной лени, - в этом и заключается его непреходящее значение как фактора духовной жизни.
138
Конечно, такая осмысленная и внутренне аргументированная избирательность отличает людей с достаточно высоким художественным вкусом. Вкус и зрительский опыт определяют предпочтения человека в искусстве и позволяют ему прогнозировать качество нового фильма на основе предварительной информации о его создателях, жанровых особенностях и проблематике, участии в кинофестивалях и резонансе в печати.
Членов школьного киноклуба следует познакомить с источниками такой информации - киносправочниками, видеокаталогами, журналами и газетами, посвященными киноискусству, еженедельниками с аннотированными телепрограммами, постоянными кинорубриками в периодических изданиях и так далее.
Для формирования навыков ориентации в повседневном кинопотоке полезно на заседаниях киноклуба регулярно делать обзоры названных источников, привлекая внимание аудитории к наиболее значительным произведениям, рецензиям ведущих критиков, их оценкам текущего кинорепертуара.
Такого рода информация помогает зрителю не только выбрать фильм, но и правильно настроиться на его просмотр. Однако выбор фильма - это, условно говоря, арифметика зрительской культуры. Алгеброй же является восприятие фильма, его понимание и оценка. Что лежит в основе адекватного, обеспечивающего верное понимание кинопроизведения восприятия? Прежде всего - эстетическое отношение к искусству в целом и киноискусству в частности. Оно реализуется как целостное восприятие фильма в единстве его формы и содержания, когда то как сделано произведение неотделимо от того о чем оно, его смысла. В этом случае фильм воспринимается на уровне авторского замысла, а не реальной житейской истории, иначе говоря, воспринимается по законам искусства. Понимание языка кино, чувство кинематографической формы, способность через образную структуру произведения проникать в его смысловые глубины свидетельствуют о высокой зрительской культуре. А умение оценить талант и мастерство постановщиков картины, ее художественное своеобразие является выражением эстетического отношения к искусству.