19
К сожалению, процесс общения подростков с телевидением не регулируется практически никем, не считая отдельных семей, где родители ответственно относятся к воспитанию своих детей и контролируют их контакты с телеэкраном. Телекритик И. Петровская как-то рассказала о знакомстве с одной замечательной американской семьей. Особое впечатление на нее произвели дети - они прекрасно рисовали, занимались музыкой и даже речь их - образная и глубокая разительно отличалась от типичной американской, замусоренной сленгом. "Все очень просто, - объяснили журналистке родители. -Когда дети стали подрастать, мы отказались от телевизора. Эта зараза у взрослых-то ослабляет иммунитет, что же говорить о детях" [28].
Вряд ли нужно прибегать к столь радикальным методам. Безусловно, это крайность. Но то, что здесь есть проблема, - тоже бесспорно. Нравственное и психическое здоровье подростков телевидение, даже центральное, эфирное, судя по всему, мало волнует. В лучшем случае за полночь сдвигаются слишком откровенные эротические фильмы и передачи "про это". Все же остальное (в том числе "Чистилище" А. Невзорова, "Ненависть" М. Кассовица) демонстрируется в общедоступное время. И хотя "Чистилище" искусством назвать трудно, а "Ненависть" - действительно незаурядная работа (фильм удостоен премии Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру), подросткам лучше бы повременить со знакомством с обеими этими картинами до наступления зрелости.
"Телевидение стало частью детского окружения, за которую мы ответственны", - пишет известный философ К. Поппер в статье "Против злоупотребления телевидением" [29, с. 136]. Но родители или вечно заняты, или педагогически малокомпетентны. Школа же общение учащихся с ТВ и видео считает делом домашним, семейным даже не пытается его хоть как-то направлять, влиять на вкусы подростков. Следует признать, что в подавляющем большинстве юны зрители у телеэкрана предоставлены сами себе.
Каковы же последствия такого "свободного" общения подрост -ковой аудитории с телеэкраном, просмотра фильмов по ТВ или на видеокассетах, для формирования отношения к кинематографу зрительской культуры? Остановимся на некоторых из них.
1. Несмотря на популярность кино у подростков и молодежи, его престижность по сравнению с другими видами искусства в общем-то невысока. Они относятся к нему как к обыденной форме проведения
20
досуга, доступному средству развлечения и легкой эмоциональной встряски и, попутно, как к источнику информации о моделях поведения, эталонах моды и так далее.
К сожалению, формированию такого отношения во многом способствует само телевидение, настойчиво выводя кино за рамки культуры в ее традиционном понимании и определяя ему "прописку" в сфере шоу-бизнеса, индустрии развлечений. Показателен в этом смысле адресованный телезрителям еженедельник "Семь дней", главной ценностью которого является аннотированная телепрограмма. Львиную же долю своей площади он отводит смакованию киносплетен, скандалов, пикантных подробностей из жизни "звезд". Вот оглавление одного из наугад взятых номеров: "Джоди Фостер раскрыла страшную тайну", "Бэйсингер грозит мужу разводом", "Калкин больше не будет дома один", "Шакурова приревновали", "Шварценеггера тянут в суд", "Кэйт Уинслет раскрыла имя своего любимого"... Как следствие такого подхода, на ТВ постепенно изживаются программы, знакомящие зрителей с фильмами высокого художественного уровня, шедеврами мирового кино ("Музей кино", "Век кино", "Киномарафон" и другие), а незаурядные, рассчитанные на умного и подготовленного зрителя картины задвигаются заполночь.
2. Характерная для подростков чрезмерная частота просмотров
фильмов по ТВ и видео, как правило, отрицательно сказывается на
качестве восприятия, снижает и без того невысокую требовательность к художественным достоинствам кинопроизведения.
Отчасти это объясняется тем, что восприятие фильма по ТВ является эстетически более бедным, чем на большом экране, а кроме того изменяется психология восприятия, ослабляется его эмоциональный эффект. Ведь кино, как и театр, искусство соборное, аккумулирующее чувства зрителей в акте совместного переживания. Один и тот же фильм порой абсолютно по-разному воспринимается в зависимости от того, смотришь ли его дома по телевизору или в кинозале, в окружении других зрителей.
3. 3. Сами условия домашнего просмотра провоцируют невнимательное, поверхностное восприятие фильма. Уже с детства вырабатывается привычка совмещать общение с телеэкраном с другими видами деятельности: с приемом пищи, приготовлением уроков, с разговорами по телефону, привычка смотреть телевизор между делом, "вполглаза".
21
Возможно, что какие-то передачи концертно-развлекательного характера вполне допускают такой стиль взаимодействия с телевидением, но серьезное искусство требует от зрителя иного отношения собранности, сосредоточенности, умения на время отключиться от внешних реалий и погрузиться в мир художественного произведения
В кинотеатре сама обстановка зрительного зала дисциплинирует зрителя, светящийся в темноте экран приковывает к себе. В пространстве большого киноэкрана зритель как бы растворяется, в то время как на небольшой телеэкран он смотрит, захватывая боковым зрением детали интерьера комнаты. В домашней обстановке вообще много отвлекающих моментов, мешающих просмотру. Следует признать, что одна из причин поверхностного, фрагментарного, бездумного восприятия искусства коренится в самих условиях домашнего общения с экраном. Заметно меняется тип поведения юного зрителя в ситуации телепросмотра. Оно становится все более непоседливы, ведь подростку порой просто трудно в течение полутора часов усидеть на одном месте.
4. Как уже отмечалось, заранее выбирают фильмы для просмотра далеко не все школьники. Некоторые усаживаются в свободное время у телевизора и начинают "поиск": что бы посмотреть? Они нажимают подряд на все кнопки пульта дистанционного управления, пока не наткнутся на что-то, что привлечет их внимание. Это вполне может оказаться серединой какого-либо фильма, посмотрев которые минут двадцать, подросток опять начинает переключать каналы. Такое в общем-то "бездумное глазенье" может продолжаться и час., полтора. Так формируется привычка долго ни на чем не задерживаться, ни на чем не сосредотачиваться. Восприятие клипового мелькания картинок на экране заменяет просмотр целостного произведения
В какой-то мере противовесом этому является видео. Как правило, выбирают саму кассету и время для ее просмотра. Кассетами обмениваются, их рекомендуют друг другу, - это уже не телевизионное - "что покажут". Правда, кассету тоже можно остановить в любо месте, смотреть ее с перерывами, фрагментарно, перескакивая с помощью ускоренной перемотки через "неинтересное". Особый вопрос качество фильмов на кассетах. Здесь произведение искусства не большая редкость, чем в программах телевидения. Основной масс видеокассет составляет третьесортный масскульт: боевики, триллеры, фильмы-"кунфу", эротика на грани порнографии и так далее.
22
Гипотетически допустим, что подросток оказался у телеэкрана во время демонстрации выдающегося произведения киноискусства, шедевра мирового кино. Возникнет ли контакт между ним и экраном? Какое влияние окажет на него это кинопроизведение, как он его воспримет? К сожалению, он может просто ничего в нем не понять Или понять превратно и потому, ощутив лишь раздражение, оценить фильм негативно.
Вот почему, даже если бы телевидение по всем своим каналам решило демонстрировать исключительно киношедевры, это отнюдь не стало бы гарантией благотворного эстетико-воспитательного влияния киноискусства на юную аудиторию. Если нет потребности в искусстве такого художественного уровня, если зритель эстетически не подготовлен к адекватному киновосприятию, то его рука автоматически потянется к пульту. Это даже еще проще, чем уйти с непо-нравившегося фильма из кинотеатра, - там все же потраченных на билет денег жалко!
Критикуя телевидение за сложившуюся практику кинопоказа, за игнорирование им своей просветительской функции, отметим, однако, что само по себе телевидение никого не может обязать посмотреть ту или иную передачу. За зрителем всегда остается право выбора, что смотреть. Но постараться привлечь внимание аудитории к фильму, представляющему несомненную художественную ценность, пробудить к нему интерес телевидение может, только делает это крайне редко. Киновед К. Разлогов отмечает, что многие из высокохудожественных лент потенциально способны собрать у телеэкранов массовую аудиторию, для этого всего лишь надо каким-то образом выделить выдающиеся произведения из общего потока вещания и подтвердить их высокий культурный статус [33, с. 47].
Подводя итог сказанному, следует признать, что потенциально огромные возможности телевидения как канала кинопроката и киопросвещения (последнее особенно важно для молодого зрителя) реализуются малоэффективно. Телевидение не умеет и не хочет работать с многослойной, внутренне дифференцированной, отличающейся многообразием запросов и интересов аудиторий. Оно ориентируется прежде всего на массовые вкусы, обеспечивающие передачам высокий рейтинг и, по сути дела, игнорирует коммерчески неперспективные зрительские категории (коммерческая выгода здесь опосредована рекламой). Таким образом, телевидение сознательно