Смекни!
smekni.com

Пособие адресовано студентам высших учебных заведений, практи­ческим работникам культурно-досуговой сферы, педагогам-воспитателям. Удк 791. 45 (стр. 6 из 34)

23


ограничивает свои культурно-просветительные возможности, но даже те немногочисленные фильмы, которые действительно представляют художественную ценность, могут стать достоянием зрителя лишь при условии его предрасположенности к их восприятию, способности адекватно их понять и оценить.

Коль этого не делает само телевидение, помочь юному зрителю сориентироваться в телекинорепертуаре, выделить наиболее достойное должны педагоги-воспитатели, взяв на себя тем самым роль посредника между телеэкраном и подростком. Родители в этом деле, сожалению, не всегда компетентны, а организаторы художественного воспитания и досуга школьников могут реально помочь им выработать, по крайней мере, основы зрительской культуры.

Вопрос о кинообразовании и киновоспитании учащейся молодежи возник еще в шестидесятые годы, когда были осуществлены первые опыты по организации в школах и других учебных заведениях факультативов по киноискусству, киноклубов и кинолекториев, последующий период (семидесятые-восьмидесятые годы) в деле кинообразования было достаточно много сделано как в теоретическом, так и в практическом плане: разработано несколько программ, выпущены учебные пособия и методические рекомендации, учителям энтузиастами накоплен бесценный опыт преподавания в школе и вузе основ киноискусства, внеурочной работы с фильмами.

Среди деятелей кинообразования этого периода следует назвать прежде всего И.В.Вайсфельда, О.А.Баранова, Ю.М.Рабиновича, И.С.Левшину, Л.К.Раудсепп, Ю.Н.Усова, С.Н.Пензина, О.Ф.Нечай, И.Н.Гращенкову, Р.Я.Гузмана, Э.Н.Горюхину, Е.В.Горбулину. Однако широкого распространения кинообразование, несмотря на актуальность и перспективность его идей, все же не получило, носило, по выражению И.В.Вайсфельда, очаговый характер, то ее целиком определялось инициативой просветителей-энтузиастов.

К сожалению, во второй половине девяностых годов это движение заметно пошло на убыль, несмотря на то, что многие из его деятелей не сложили рук и активно трудятся на ниве кинопросвещения молодежи. Причины спада во многом совпадают с причинами кризиса киноклубного движения: изменение культурного статуса кинематографа, форм его функционирования в зрительской аудитории, в теснение кино из школьной жизни в сферу исключительно домашнего потребления (ликвидированы школьные кинотеатры, сами собой


упразднились "культпоходы" в кино) и так далее. К концу девяно­стых сложилась ситуация близкая к началу шестидесятых, когда нужно было убедить общественное мнение в необходимости целена­правленного приобщения подрастающего поколения к кинематогра­фическим ценностям и воспитания его аудиовизуальной культуры. Замечательно, конечно, что сегодня эта работа может вестись во все­оружии накопленного опыта, что есть книги, учебники, уникальные технологии обучения, но все это нужно адаптировать к современным условиям и возможностям, к изменившейся социокультурной ситуа­ции. Одним из перспективных путей реализации кинообразовательных и киновоспитательных задач в современных обстоятельствах представляется включение киноискусства в социокультурную работу с подростками и молодежью в сфере их досуга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Венжер Н. Телевидение как кинотеатр // Искусство кино. 1994. № 12. С. 45-47.

2. Испытание конкуренцией: Отечественное кино и новое поколе­ние зрителей / Гос. ком. Российской Федерации по кинемато­графии, НИИ киноискусства; Под общ. ред. М. И. Жабского. М., 1997.

3. Левшина И. С. Подросток и экран. М.: Педагогика, 1989.

4. Разлогов К. Э. Искусство и его аудитория // Разлогов К. Э. Ком­мерция и творчество: враги или союзники? М.: Искусство, 1992.

5. Толстых А. В. Психология юного зрителя. М.: Знание, 1986.

§ 3. Кино как средство социокультурной работы

Как следует из предыдущего параграфа, в сложившейся ситуа­ции взаимодействия зрителей с кинематографом отчетливо выяви­лись наряду с другими следующие две проблемы:

а) игнорирование киноискусства существующей системой худо­жественного воспитания и организации досуга подрастающего поко­ления и как следствие - крайне низкий уровень его зрительской куль­туры или полное отсутствие таковой;



24


25


б) "выпадение" киноискусства из сферы культурного потребле­ния наиболее подготовленной, просвещенной части зрительской ау­дитории по причине малодоступности кинопроизведений, отвечаю­щих ее запросам.

Если в первом случае, учитывая стремительное распространение аудиовизуальных форм культуры, правомерно говорить об ущемлении права молодого человека на адекватное современности художественное воспитание, то во втором случае речь идет о нарушении права личности на доступ к культурным ценностям, на удовлетворение ее духовных потребностей. Правда, большая часть и молодого, взрослого населения вполне адаптировалась к современным социокультурным обстоятельствам и в своих отношениях с кино никаких неудобств не ощущает, довольствуется услугами телевидения и ни на что не претендует. Значит ли это, что, говоря о задачах организации свободного времени и художественного воспитания населения ее можно не брать во внимание? Разумеется, нет, но следует признать что повышение культурного уровня массовой публики явится следствием развития и совершенствования деятельности всей социально культурной сферы страны: системы образования, досуговых учреждений, средств массовой информации и другого. Применительно к кинематографу следует говорить о создании условий, позволяющих максимальной степени реализовать его потенциал, о мерах, способствующих усилению культурной роли кино в обществе и престижности общения с киноискусством как формы проведения свободного времени, как вида досуга.

Все это станет в полной мере возможным лишь при создании соответствующей материальной базы (современные благоустроенные кинотеатры, мультиплексы, видеосалоны) и эффективной систем проката, охватывающей территорию всей страны. В сегодняшних же условиях, не забывая об интересах массового зрителя, есть смысл в рамках социокультурной работы сконцентрировать внимание на следующих двух направлениях: на приобщении к киноискусству и формировании зрительской культуры подрастающего поколения и на удовлетворении художественных потребностей любителей киноискусства, составляющих наиболее заинтересованную и взыскательную часть зрительской аудитории, при этом всячески способствуя ее расширению.


Для решения названных задач киноискусство должно быть ос­воено и включено в социокультурную работу в качестве средства художественного воспитания и средства организации досуга.

Вне организованной социально-культурной деятельности кине­матограф, подобно другим средствам массовой коммуникации, вы­ступает по отношению к населению в качестве компонента соци­альной среды, одного из факторов социализации. Взаимодействие с окружающей средой зачастую складывается стихийно, как цепь слу­чайных, незапланированных, необязательных и даже ненужных кон­тактов. В то же время человек отличается избирательностью, и влия­ние на него оказывают только те элементы среды, с которыми он ак­тивно взаимодействует.

Кинематограф, функционируя как часть среды, представляет со­бой совокупность компонентов, влияние которых на личность в вос­питательном отношении неравноценно, а порой полярно. Поэтому для одних зрителей кино является источником духовного обогаще­ния, расширения социального опыта и культурного кругозора, для других его функции исчерпываются бездумным развлечением, а для третьих оно оказывается фактором социальной дезадаптации, де­формации ценностных ориентации.

Для того чтобы превратить кино из нейтрального, а порой и не­гативно влияющего обстоятельства в средство воспитания подрост­ков и юношества, нужно придать их контактам с кино более целена­правленный и организованный характер, что возможно при включе­нии в коммуникативный процесс "кино - зритель" педагога-воспи­тателя.

Конечно, трудно влиять на характер домашнего общения юных зрителей с экраном, хотя в процессе воспитательной работы такое общение, можно надеяться, станет более осмысленным, а со време­нем - более компетентным и содержательным. Действительно воз­можное и необходимое - это организация в рамках культурно-досуговой деятельности просмотров специально подобранных филь­мов, вводящих подростков в мир киноискусства, их последующее совместное обсуждение, направляемое педагогом, обогащение моло­дых кинозрителей знаниями о кино, выработка навыков анализа Фильма.

Подчеркнем, что речь идет вовсе не о подготовке знатоков-киноведов, а лишь о воспитании у молодых людей зрительской куль-



26


27


туры; о формировании у них отношения к кино как к искусству, за­нимающему достойное место в ряду с литературой, живописью, му­зыкой, театром; о выработке навыков ориентации в современном ки­нопроцессе. Зрительская культура - это одновременно и культура проведения своего досуга, умение распорядиться свободным време­нем. Важно научиться оптимально использовать его возможности для отдыха, общения, творчества, самосовершенствования, то есть для удовлетворения своих витальных, социальных и духовных по­требностей.

Цель художественно-воспитательной работы в сфере кино за­ключается в воспитании любителя киноискусства - человека заинте­ресованного, в хорошем смысле пристрастного, умеющего отличить в огромном массиве кинопродукции произведения незаурядные, зна­чительные и получающего эстетическое наслаждение от общения с ними. Однако нужно смотреть на вещи реально: подавляющая часть зрителей во всем мире - это потребители развлекательного, зрелищ­ного, жанрового кино. Среди последних есть фильмы высокого про­фессионального уровня, снятые талантливо, со вкусом, и есть прими­тивные, "конвейерные", а то и откровенно низкопробные картины, рассчитанные на неразвитого зрителя. В воспитании подростков и молодежи не стоит пренебрегать лучшими образцами массовой куль­туры. Пусть это не поисковое, новаторское кино, не высокое искусство, но чтобы со временем дорасти до понимания последнего юном зрителю нужно вырваться из плена ширпотреба и, возможно, сначала освоить как этапную ступеньку высококачественный массовый кинематограф, выработать избирательность, навыки культуры просмотра, потребность в рефлексии по поводу увиденного.