Смекни!
smekni.com

Пособие адресовано студентам высших учебных заведений, практи­ческим работникам культурно-досуговой сферы, педагогам-воспитателям. Удк 791. 45 (стр. 7 из 34)

Следует отметить, что резкой грани между массовой культурой кинематографом как искусством нет и быть не может. Разграничение это достаточно условно. Есть фильмы, которые будучи искусством самом высоком значении доступны и интересны широкому кругу зрителей, как есть талантливые зрелищные, развлекательные картины, достойные внимания самой искушенной кинопублики.

В процессе приобщения к ценностям современного киноискусст ва молодому зрителю постепенно становятся понятными все более сложные произведения, их образный строй, язык, осваивается явле- ние, которое носит название авторского кино. В данном случае имеются в виду кинофильмы, воссоздающие неповторимый мир ху-

28


дожника, его мироощущение, отличающиеся особой эстетикой, са­мобытной манерой, которую невозможно ни с кем спутать. Поэтому и говорят о кинематографе А. Тарковского, А. Германа, С. Параджа­нова, К. Муратовой, А. Сокурова как об уникальных художествен­ных системах, функционирующих по своим правилам, которые зри­телю следует уловить, осознать, чтобы войти в мир фильма и адек­ватно понять его замысел.

Реально такой художественно-воспитательной работой можно заниматься со школьниками во внеурочное время, так как обязатель­ными занятиями, особенно подготовкой к ним, они сегодня и так пе­регружены сверх меры. К тому же кино ассоциируется у подростков и молодежи с отдыхом и органично вписывается в досуговую дея­тельность. То, что в ряде школ основы киноискусства преподаются факультативно и включены в расписание, не отменяет сказанного. Во-первых, этих школ крайне мало, во-вторых, объем учебных часов на кинофакультативы, как правило, невелик: только-только пробу­дился интерес к настоящему киноискусству, как занятия закончи­лись. Хорошо, если на основе факультатива затем продолжает рабо­тать школьный киноклуб, где увлеченные киноискусством учащиеся смогут удовлетворить возникшую потребность в регулярном обще­нии с хорошим кино.

Создаваемые во внеурочное время киноклубы и кинокружки, не­зависимо от места их базирования (школа, учреждение дополнитель­ного образования, Дом культуры, Досуговый центр в микрорайоне и так далее), имеют то преимущество, что они не ограничены ни рам­ками, ни временем прохождения программы, что в них могут участ­вовать учащиеся разных классов и главное - что это форма досуговой организации молодежи, основанная на принципах добровольности и личной заинтересованности каждого участника.

Несмотря на засилье масскульта, среди молодежи не так уж мало тех, кто потенциально готов войти в такого рода любительские объе­динения, кто тянется к подлинному искусству и умному общению. Как правило, это читающие, думающие, душевно отзывчивые моло­дые люди, что чаще всего объясняется влиянием семьи, реже - шко­лы: повезло на учителя, который смог передать свое отношение к искусству, литературе, не только не отвратил от классики, а напро­тив, привил к ней вкус, заинтересовал современными художествен­ными поисками. Они предпочитают содержательные формы досуга,

29


позволяющие удовлетворить потребности познавательного, коммуникативного и эстетического характера. Такие юноши и девушки м гут стать ядром, основой школьного или молодежного киноклуб активными посетителями кинолектория.

Важно отметить, что эстетические аспекты кинопросвещения работе с подростками и молодежью не самоцель. Главное - это ре -ализация познавательно-воспитательного, духовно-нравственного потенциала киноискусства, его возможностей как фактора социализации, расширения жизненных представлений и обогащения внутреннего мира личности.

Особая тема - киноискусство в жизни взрослого человека. Речь идет в первую очередь о тех, кто уже сформировался как зритель, включил киноискусство в сферу своих художественных пристрастий, и для кого в современных условиях проблемой стала встреча с фильмами, отвечающими их требованиям, - произведениями высоко художественного уровня. Среди них есть и молодые, и зрелые, и пожилые люди. Их объединяет отношение к кино как к явлению культуры, взыскательность вкуса, привычка следить за тем, что происходит в мире кино, интерес к его истории, классическому наследию, а главное - потребность в том эмоциональном подъеме, душевном просветлении, эстетическом наслаждении, которые дает общение с подлинным искусством.

Поскольку киноискусство занимает во всем объеме кинопродукции достаточно скромное место, встреча "фильма не для всех" "своим" зрителем зависит от ряда обстоятельств. Во-первых, от е присутствия в текущем репертуаре (в театральном прокате, в программе ТВ, на видео), то есть физической возможности его увидеть. Во-вторых, даже если встреча в принципе возможна, зритель не всегда располагает необходимой информацией о самом фильме, его достоинствах, о форме, месте, времени его демонстрации.

Роль организатора культурно-досуговой работы в данном случае это, по сути дела, роль посредника между фильмом и зрителем, посредника, способствующего их встрече. Причем, речь идет не о разовой акции, а об организаторской деятельности, помогающей зрительской аудитории определенного уровня компетенции и запросов регулярно общаться с хорошим с ее точки зрения кино. Более того, культурно-досуговая деятельность, осуществляемая средствами кино, "вокруг" кино и по поводу кино, способна удовлетворить широкий

30


спектр потребностей ее участников: познавательные, эстетические, коммуникативные и другие.

Для рассматриваемой категории зрителей оптимальной формой организации досуговой деятельности, связанной с кино, является киноклуб - добровольное любительское объединение, которое позво­лит им защитить и реализовать свое право на доступ к ценностям кинематографической культуры. Будучи разобщены, не зная друг о друге, они нуждаются в помощи, организационной поддержке. Тако­вую мог бы оказать им социальный педагог-специалист по культур-но-досуговой работе. Естественно, что последний должен быть про­фессионально подготовлен к подобной деятельности. Прежде всего, он должен сам освоить кинематограф и как вид искусства, и как средство социокультурной работы, обладать знаниями основ киноискусства и хорошо ориентироваться в современном кинопроцессе. Это необходимо для того, чтобы он смог создать киноклуб, направить и организовать его деятельность в подростково-молодежной или во взрослой среде.

Следует отметить, что клубы по интересам, являясь особыми до-суговыми сообществами, способны удовлетворить не только "ти­тульный" интерес своих участников к музыке, поэзии или к кино, но в силу разностороннего характера своей деятельности (познание, общение, отдых) они позволяют решать целый комплекс социокуль­турных задач. В данном случае происходит объединение функцио­нальных возможностей как самого искусства, так и связанной с ним, организованной на его основе клубной деятельности.

Искусство, как известно, полифункционалъно. Правда, существу­ет некоторое расхождение во мнениях, какие именно функции при­сущи искусству и каково их количество. Так, например, Ю. Б. Борев выделяет следующие художественные функции: общественно-преоб­разующая (искусство как деятельность); компенсаторная (искусство как утешение); познавательно-эвристическая (искусство как знание и просвещение); художественно-концептуальная (искусство как анализ состояния мира); функция предвосхищения ("кассандровское нача­ло , или искусство как предсказание); коммуникативная (искусство как общение); информационная (искусство как сообщение); воспита­тельная (искусство как катарсис); внушающая (искусство как сугге­стия); эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентации); гедонистическая (искусство как наслаждение) [5, с. 256-279].


31


Иную классификацию художественных функций предлагает Л.Н.Столович. Она включает познавательную, оценочную, прогностическую, суггестивную, катарсическую, компенсационную, гедонистическую, развлекательную, эвристическую, коммуникативную, социально-организаторскую, социализирующую, воспитательную, просветительную функции [39, с. 146].

И в том, и в другом случае дается многосторонний анализ функциональных возможностей искусства, реализуемых как в процессе художественного творчества, так и в процессе освоения художественных ценностей. Однако применительно к задачам использования искусства в социокультурной деятельности, учитывая интегративный характер художественных функций, их взаимопроникаемость, представляется возможным количество функций несколько сократить, объединив некоторые из них и выделив наиболее существенны многоплановые, служащие удовлетворению основных социально-духовных потребностей человека.

Так, к числу важнейших следует отнести познавательную функцию, которая поглощает и оценочную, и прогностическую: познание в искусстве всегда носит оценочный характер и распространяется только на прошлое и настоящее, но и на будущее. Эта художественная функция направлена на удовлетворение познавательных потребностей личности.

Чрезвычайно важной является коммуникативная функция, благодаря которой реципиент, то есть субъект, воспринимающий адресованное ему сообщение, не просто "вычерпывает" из произведения заложенную в нем художественную информацию, а опосредованно общается с автором. Как подчеркивает Столович, "поскольку произведение искусства - это субъективированный объект, оживший предмет, одухотворенная вещь, художественное ее освоение есть человеческое общение, диалог". Воображение реципиента воспроизводит и дополняет "сказанное", он одобряет или не принимает оценки, высказываемые "партнером" по общению, побуждаемый им ассоциирует сказанное с тем, что ему известно, вспоминает свои жизненные и художественные впечатления [40, с. 317-318].