Смекни!
smekni.com

Пособие адресовано студентам высших учебных заведений, практи­ческим работникам культурно-досуговой сферы, педагогам-воспитателям. Удк 791. 45 (стр. 9 из 34)

То, что поэт говорит о "приливе сил", который дает общение с ис- кусством, имеет прямое отношение к еще одной - очевидной, но малоизу­ченной функции искусства. Условно ее можно назвать анимационной.

36


Анимация - "одушевление", "оживление". В этом значении понятие анимации используется, например, в кинематографе. Мультиплика­ционное кино иначе называют анимационным, имеется в виду "оживление", "одушевление" и даже "одухотворение" рисованных персонажей. Анимационная функция искусства и заключается в "одушевлении" или даже лучше сказать "воодушевлении" человека, возбуждении, активизации внутренних душевных и духовных сил, стимулировании непрестанного личностного развития. Классический пример анимационного воздействия искусства на личность мы нахо­дим в известном очерке Г. Успенского "Выпрямила".

Человек обращается к искусству за вдохновением, за энергетиче­ской подпиткой. Это та великая сила искусства, которая, как в песне поется, нам "строить и жить помогает".

Различные виды искусства обладают неодинаковыми возможно­стями для удовлетворения тех или иных человеческих потребностей. В этом отношении у кино как искусства синтетического есть немало преимуществ перед другими видами художественного творчества. Безусловно, каждое из искусств уникально, у каждого своя специфи­ка, свой язык, свои средства художественной выразительности. Ки­нематограф в силу своей синтетической природы аккумулирует воз­можности многих из них. Парадокс заключается в том, что эти сред­ства были использованы в первую очередь массовой культурой, где они, в общем-то, оказались излишеством. Из всего арсенала художе­ственно-образных средств и соответственно потенциальных возмож­ностей киноискусства развлекательно-зрелищные жанры кино бе­рут лишь самое необходимое, не столько даже художественно, сколько технически. Киноискусство же умудряется в рамках сти­хийно определившейся для него в общем объеме кинопроизводства квоты всякий раз творчески, новаторски использовать все многооб­разие своих художественных средств и полифункциональных воз­можностей.

Потенциал киноискусства как средства социокультурной работы Усиливается и дополняется функциональными возможностями тех форм культурно-досуговой деятельности, в которых оно использует­ся, будь-то кружок любителей киноискусства, кинолекторий или киноклуб.

37

Познавательная деятельность их участников складывается как из освоения произведений киноискусства, так и из искусствоведческой


информации, которой сопровождаются просмотры. Члены досуговых объединений знакомятся с конкретными фильмами и познают кино в целом как вид искусства, расширяя свой художественный кругозор накапливая зрительский опыт.

Коммуникативная функция искусства, реализуемая в процессе общения участников досугового объединения с фильмом, дополняет­ся их коммуникацией между собой по поводу фильма (обсуждение обмен мнениями, дискуссия).

Подробнее вопрос о суммарной реализации функций самого киноискусства и связанной с ним культурно-досуговой деятельности, будет рассмотрен в главе о содержании и формах социокультурной работы на основе зрительского интереса к киноискусству. Завершая настоящий параграф, отметим, что социальный работник культурно досуговой сферы для эффективного использования киноискусств как средства социокультурной работы должен целенаправленно освоить его в этом качестве. Последнее предполагает не только знания функциональных возможностей киноискусства в его воздействии на зрительскую аудиторию и умение их реализовать, не только владение методикой организации культурно-досуговой деятельности различными группами населения на основе их интереса к кинеатографу, но и знание художественной специфики кино, его эстетического своеобразия как вида искусства - это исходное условие его компетентного использования в социокультурной работе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Берхин Н. Б. Специфика искусства. (Психологический аспект.) М.: Знание, 1984.

2. Воспитание увлечением: Формирование и деятельность клуб­ных объединений / Сост. В. Е. Триодин. М.: Профиздат, 1987.

3. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культур­ной деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та культуры, 1995.

4. Столович Л. Н. Жизнь - творчество - человек: Функции худо­жественной деятельности. М.: Политиздат, 1985.

38


Глава П

КИНО КАК ВИД ИСКУССТВА

§ 1. Художественная природа кинематографа

Кино - сравнительно молодо. Ему чуть больше ста лет - младен­ческий возраст по сравнению с традиционными искусствами: музы­кой, живописью, литературой, хореографией, театром, история кото­рых исчисляется тысячелетиями. Тем не менее за этот срок оно умудрилось проделать стремительный путь от технического аттрак­циона до полноправного искусства, отличающегося очевидной ху­дожественной самобытностью. Кино выросло из ярмарочного бала­гана и поначалу снисходительно рассматривалось как примитивное развлечение для простонародья. Однако вскоре выяснилось, что в нем заключен немалый художественный потенциал, проявившийся уже в ранних немых фильмах Д. У. Гриффита, Ч. Чаплина и С. Эй­зенштейна. По универсальности отражения жизни сегодняшний ки­нематограф приблизился к литературе.

Появление кино было обусловлено не только достижениями на­учно-технического прогресса, оно было вызвано к жизни прежде все­го потребностями развития художественной культуры. Речь идет о давней мечте человека "оживить" изображение и дать зрительным образам еще одно измерение - временное. Кроме того следует отме­тить характерное для искусства на рубеже девятнадцатого-двадца-того веков стремление к предельной документально-фотографичес­кой достоверности, натуральности художественного образа, его аб­солютной внешней адекватности реальной действительности. Была и еще одна причина - социально-педагогического характера: потреб­ность общества в массовых формах культуры как средстве социали­зации и организации досуга, что стало особенно актуальным в связи с невиданными прежде масштабами миграции населения из села в город, из страны в страну, с континента на континент.

Кино, благодаря своим специфическим возможностям, смогло Удовлетворить все эти потребности, явившись одновременно и деше­вым массовым зрелищем, и влиятельным фактором социализации, а впоследствии и доступным широкой аудитории новым, стремительно Развивающимся видом искусства.


39


Художественная природа кинематографа может быть охаракте­ризована с помощью ряда взаимодополняющих друг друга понятий: кино - искусство синтетическое, пространственно-временное, звуко­зрительное (аудиовизуальное), фотографическое, техническое, мон­тажное и так далее. Постепенно мы рассмотрим каждое из них, но начнем с главного: кино - искусство синтетическое, то есть интег­рирующее выразительные возможности других искусств.

Анализируя внутреннее строение мира искусств, М. С. Каган выделяет по способу формообразования три класса искусств: про­странственные, временные и пространственно-временные. К пространственным относятся статично-вещественные изобразитель­ные и архитектонические искусства, к временным - словесные и му­зыкальные, бытие которых носит процессуальный, внепространст-венный характер, а совокупность пространственно-временных со­ставляют семейства актерских и хореографических искусств, воссоз-1 дающих свойственное жизненной реальности единство материальной предметности и процессуальности [16, с. 326-330].

Киноискусство интегрирует художественные возможности и пространственных, и временных, и пространственно-временных искусств, являя собой новый синтетический вид искусства, образы ко­торого, функционируя в координатах пространства и времени, создают уникальную художественную модель жизни во всем многообразии ее социальных и духовных проявлений.

Конечно, кино не единственное синтетическое искусство, в этом качестве оно наследует прежде всего опыт театра, который соединяет в единое целое такие составляющие, как литература (словесная осно- ва спектакля - пьеса), актерская игра, изобразительное искусство (де­корации, костюмы, грим), музыка, танец. Однако в отличие от театру кино объединило входящие в его состав художественные компонент ты на технической основе и явило собой, по сути дела, синтез искусств и техники. Правда к техническим средствам прибегают и музыка, и театр, и пластические искусства, но театр без сценической машинерии может обойтись, - киноискусства же без съемочной, проекционной, звукозаписывающей аппаратуры просто нет. Впрочем уточним: дитя технического прогресса - "ожившее" фотоизображе -ние - это, конечно, уже кино, но еще не киноискусство.

Вот почему после сравнительно недолгого периода упоения своими уникальными возможностями фиксации движущейся реаль-

40


ности кино начинает осваивать опыт старших искусств и все шире использует их выразительные средства. В считанные годы оно про­шло путь от фотографической регистрации факта прибытия поезда по попыток экранизировать шедевры мировой литературы. Уже в 1907-1909 годы в западноевропейских странах появились киноверсии "Гамлета", "Отелло", "Ромео и Джульетты", чуть позже - романов В. Гюго, Э. Золя и другие, в России в 1914 году была выпущена че­тырнадцатиминутная "Анна Каренина", а в 1915 году - двадцати­трехминутная "Война и мир". Ясно, что это были не более чем иллю­страции, браться за такие произведения было по меньшей мере на­хальством. Однако предпринятые усилия, несмотря на более чем скромные результаты, не оказались напрасными. Они стимулировали энергичное развитие кинематографа, поиск им новых выразительных средств, активное взаимодействие со смежными искусствами.