МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г. Р. ДЕРЖАВИНА
В. А. Монастырский
КИНОИСКУССТВО В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РАБОТЕ
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Социальная педагогика" и "Социальная работа"
Тамбов 1999
УДК 791.45 ББК 85.37+77.04 я73 М77
Рецензенты:
Р. М. Куличенко, доктор педагогических наук, профессор;
М. И. Старов, доктор педагогических наук, профессор.
Монастырский В. А.
М77 Киноискусство в социокультурной работе: Учеб. пособие.
Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 1999. 147 с.
В учебном пособии рассматриваются специфика и возможности киноискусства как средства социокультурной работы, содержание и формы организации такой работы с различными категориями населения. Его цель -помочь читателю в эстетическом и прикладном освоении киноискусства.
Пособие адресовано студентам высших учебных заведений, практическим работникам культурно-досуговой сферы, педагогам-воспитателям.
УДК 791.45
ББК 85.37+77.04 я73
© Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина, 1999
ВВЕДЕНИЕ
В предлагаемом учебном пособии, как это видно из его названия, речь пойдет о роли и возможностях киноискусства в социокультурной работе.
Очевиден огромный интерес самой массовой аудитории к экранным искусствам, которые занимают сегодня лидирующее место в сфере художественного потребления. В то же время духовно-эстетический потенциал киноискусства в современных условиях реализуется явно не в полной мере. Стихийно складывающиеся контакты с кинематографом, особенно в молодежной среде, зачастую носят поверхностный, не способствующий личностному росту, а то и откровенно уродливый характер. А для наиболее подготовленной и взыскательной части зрителей знакомство с фильмом, отвечающим ее запросам, затруднено сложившейся системой проката, которая ориентируется на кинопродукцию, сулящую независимо от ее художественного уровня ощутимый коммерческий успех.
Вот почему достойно сожаления, что киноискусство с его уникальными возможностями удовлетворения и развития широкого спектра социальных и духовных потребностей человека не только не занимает в рамках организованной социально-культурной деятельности сколь-нибудь заметного места, но фактически игнорируется, числясь по ведомству бытового, домашне-семейного потребления.
Нельзя не отметить, что такое положение во многом обусловлено сегодняшними социокультурными реалиями, изменившимся в обществе отношением к кинематографу, тенденцией его вытеснения из публичной сферы в условия домашних теле- и видеопросмотров. И все же главное - это то, что специалисты по организации досуга, педагоги-воспитатели не знают, как подойти к кино с точки зрения его использования в своей работе, каковы пути и формы его включения в социально-культурную деятельность с различными категориями населения.
Цель настоящего пособия - помочь будущим социальным педагогам и социальным работникам, изучающим основы социально-культурной деятельности, освоить в качестве одного из ее средств искусство кино. Использование кинематографа в социокультурной работе бесспорно расширит и обогатит ее возможно-
3
сти, позволит вовлечь в нее новые группы населения с их специфическими потребностями и запросами.
Указанная цель обусловила структуру пособия, логику и последовательность рассмотрения его ключевых вопросов.
В первой главе анализируются роль, место и особенности функционирования киноискусства в условиях современного общества; проблемные аспекты взаимодействия зрителя с экраном и формирования его зрительской культуры; специфика и возможности кино как средства социокультурной работы.
Однако, осмыслив перечисленные вопросы, организатору культурно-досуговой деятельности важно понять, что для компетентного использования киноискусства в работе с населением, необходимо сначала самому освоить его эстетически, то есть разобраться в его художественной специфике, овладеть основами кинематографической культуры, научиться правильно воспринимать и оценивать произведения киноискусства. В этом ему поможет вторая глава пособия. В ней дается характеристика кино как вида искусства, анализируются его образно-выразительные средства, особенности киноязыка, роль слагаемых кинематографического синтеза и мастерства создателей фильма.
В третьей главе рассматриваются содержание и формы социокультурной работы, основанной на зрительском интересе к киноискусству. Автор полагает, что наиболее адекватной ее задачам и специфике является такая форма социально-культурной деятельности, как киноклуб. Подробно освещаются функции, организация и содержание работы киноклуба, условия ее успешности. В качестве специального выделен вопрос о приобщении молодого поколения к ценностям киноискусства и воспитании его зрительской культуры. В основе данной главы лежит обобщение существующего в стране опыта киноклубной работы, в том числе опыта созданного в 1980 году тамбовского киноклуба "Контакт", руководителем которого со дня основания и по настоящее время является автор.
Пособие предназначено студентам высших учебных заведений, будущим социальным педагогам и социальным работникам -организаторам культурно-досуговой деятельности; оно может быть полезным и практикам, заинтересованным в расширении диапазона своих профессиональных возможностей в результате освоения новых средств и форм социокультурной работы.
4
Глава I
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И КИНОИСКУССТВО
§ 1. Актуальные аспекты социокультурной работы
с населением
Современная трактовка социально-культурной деятельности, ее сути, задач и содержания является производной от понятий "культурная деятельность", "социальная работа", "социальная педагогика", в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.
Культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения.
Социальная работа - деятельность по оказанию помощи отельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве его субъектов.
Социальная педагогика сегодня интерпретируется как теория социального воспитания человека на протяжении всех этапов его жизненного пути, как педагогический компонент социальной работы.
Социально-культурная деятельность соответственно может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью является организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создания условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.
Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации человека, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:
5
• целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и "возвышение" духовных потребностей;
• стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его до-суговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования;
• создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.
Сегодня социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различных групп населения [18, с. 12].
Эволюция культурно-просветительной работы, ее трансформация в социокультурную деятельность в сегодняшнем ее понимании началась еще в шестидесятые-семидесятые годы. Являвшаяся в течение десятилетий одной из сторон культурно-организаторской и культурно-воспитательной деятельности советского государства, инструментом партийно-идеологического влияния на массы, культурно-просветительная работа, исчерпав авторитарно-принудительные средства организации досуговой деятельности, вынуждена была все в большей мере апеллировать к инициативе и самодеятельности самого населения. В начале восьмидесятых она уже интерпретировалась как "педагогически организованная самодеятельность (свободная деятельность) населения с целью воспитания всесторонне, гармонично развитой личности" [45, с. 13], что, по сути дела, означало движение от субъект-объектной к субъект-субъектной модели организации досуга. И хотя оно было еще во многом декларативным и по-прежнему подчинялось жесткому административному регламенту, тем не менее в практике культурно-просветительной работы стал накапливаться опыт новых отношений между культурой и челове-
ком, опыт действительной, а не навязанной свыше и потому зачастую показушной самодеятельности.