— Прослушайте текст. Какое настроение он передает?
— Как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом отрывке? По каким признакам вы догадались об этом?
— Прослушайте текст, вдумываясь в его содержание. О чем этот текст?
— Прочитайте название текста. Как вы понимаете это название? Как вы думаете, о чем это стихотворение?
— Представьте себя художником, котором}' нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. (Его вы сейчас услышите.) Какие краски вам будут нужны для рисунка?
— Прослушайте текст. Какая картина возникает в вашем воображении? Что вы «видите» в ней?
— Прослушайте текст. Какое известное вам музыкальное произведение могло бы стать аккомпанементом для этого текста? Что объединяет эти произведения?
2. Осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста. Это требование к работе с художественным текстом отражает основную цель проведения такой работы в школе: ученики должны осознать изобразительно-выразительные возможности тех языковых явлений, которые изучаются на уроках. Красота и удивительное богатство родного языка открываются детям в процессе такой работы.
Содержание, объем лингвистического анализа (разумеется, речь идет об элементах такого анализа на уроках в 5— 9-х классах) специфичны для каждого текста, однако можно выделить определенные типы заданий-вопросов, которые помогают организовать подобный анализ:
— Выпишите из текста слова, с помощью которых передаются краски осени. Только ли имена прилагательные вам придется выписать? Объясните почему.
— Назовите слова, которые помогают описать пейзаж. В прямом или переносном значении они употреблены?
— Какие слова точно и образно передают состояние природы и настроение героя? Определите, какие из этих слов употреблены в переносном значении?
— Попробуйте в тексте найти примеры художественных тропов (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения). Какие из этих тропов построены на употреблении слова в переносном значении?
— Какие синонимы к слову... вы можете подобрать? Объясните, почему именно это слово употреблено в тексте.
— Найдите в тексте слова, с помощью которых автор передает храбрость, отвагу героя. Выпишите эти слова. Какие из них являются устаревшими? Почему они употреблены в тексте?
— Какие слова придают стихотворению торжественное, высокое звучание? Выпишите эти слова и укажите к каждому из них синонимы, которые употребляются в обыденной речи.
— Почему в названии произведения использованы антонимы? Употребляются ли антонимы в тексте и почему?
— Выпишите из текста все глаголы и определите их время. Объясните, почему повествование сначала идет в прошедшем времени, а затем появляются глаголы настоящего времени.
--- Докажите, что употребление настоящего времени в значении прошедшего придает описанию большую яркость, живость, красочность, так как события, о которых повествует автор, словно приближаются к читателю и он как бы становится их участником.
— Объясните, почему в тексте так мною прилагательных и причастий. Выпишите их с зависимыми словами. Определите, какие слова в этих словосочетаниях употреблены в переносном значении. Какой вид художественных тропов при этом создается?
— Какой художественный эффект достигается использованием большого количества деепричастий и глаголов в этом тексте?
3. Отработка навыков выразительного чтения художественного текста. Сразу подчеркнем, что эти навыки формируются на уроках русскою языка прежде всею в процессе чтения не объемных текстов, а небольших отрывков из них. при чтении предложений.
Эффективность такой работы во многом зависит от того, насколько полно и четко представляют себе дети понятия интонация, выразительное чтение. Учеников нужно постепенно познакомить с основными элементами интонации (темп, тембр голоса, тон, повышение — понижение голоса, логическое ударение, пауза) и отрабатывать их в ходе выполнения заданий такого, например, типа:
— Несколько раз прочитайте вслух первое предложение, стараясь голосом передать чувство радости, печали, уныния, восторга. Какой из этих вариантов чтения подходит к данному тексту и почему?
— Определите, на какое слово в предложении надает логическое ударение. Объясните, почему вы так думаете. Прочитайте вслух предложение, выделяя голосом это слово.
— Попробуйте прочитать это же предложение с логическим ударением на другое слово. Проследите, меняется ли смысл предложения и почему?
— Найдите наиболее подходящий темп чтения этого текста (медленный, быстрый или умеренный). Обоснуйте — Прочитайте сначала про себя последнее предложение. В чем особенность его интонации? Объясните постановку знака тире в этом предложении.
— Прочитайте вслух предложение, обращая внимание па расстановку пауз и их длительность.
— Научитесь выразительно читать текст, соблюдая правильную интонацию (логические ударения, паузы, повышения и понижения голоса).
4. Заучивание текста (его отрывка) наизусть и подготовка к письму по памяти. Выполнение этого требования к работе с художественным высказыванием желательно. Дело не только в том, что эта установка в обучении способствует тренировке памяти ребенка (образной, ассоциативной, зрительной), но и в том, что при этом происходит интенсивное обогащение словарного запаса. Происходит это потому, что надолго остаются в памяти ученика, а затем переходят в активный словарь ребенка не отдельные слова, а словосочетания, фразы, крылатые выражения, отдельные поэтические строфы, в которых в исключительно яркой и образной форме описано какое-то явление природы, состояние души. Таким образом, и уроки родного языка могут стать источником активного обогащения памяти ребенка лучшими образцами русской словесности, которые мы находим в художественных текстах.
Разумеется, речь не идет о том, чтобы дети учили наизусть все отрывки из художественных произведений, анализируемых на уроках. Учитель сам будет регулировать эту работу и определять ее объем. При этом важно осознавать, что каким бы интересным и талантливым ни был лингвистический анализ текста, блистательно проведенный на уроке, в памяти ученика он может оставить след только через художественный текст. Поэтому знание наизусть текста или маленького отрывка из него позволяет возродить в сознании школьника путь того сложного анализа, который был проведен под руководством учителя на уроке.
И наконец, у выученного наизусть текста есть еще одно важное свойство: он способствует развитию грамотности ребенка. Поэтому нужно нацеливать школьника на запоминание графических особенностей текста: употребление знаков препинания, расположение строк, использование больших букв и, конечно, правописание слов.
На основе выученных текстов, предложений можно даже проводить небольшие диктанты, во время которых текст либо читается учителем (если текст объемный), либо диктуется по памяти одним из учеников, либо воспроизводится каждым школьником по памяти. При проведении подобной работы уже с 5-го класса очень важно развивать культуру обращения с художественным текстом. В частности, дети уже на этом этапе обучения родному языку должны привыкнуть к тому, что любой отрывок из художественного произведения сопровождается указанием на автора этих строк. При этом школьники учатся правильному оформлению на письме цитат, эпиграфов, что обязательно понадобится им в дальнейшей работе. Кроме того ученики узнают все новые и новые имена, связанные с русской литературой. Поэтому текст диктанта по памяти в тетради ученика имеет такой вид:
Диктант
Чуть тронута легким морозом Рябины багряная кисть. А где-то бенгальские розы В тенистых садах разрослись.
(Р. Рождественский!)
Итак, мы рассказали об основных требованиях к организации работы с художественным высказыванием на уроках русского языка. Суть этих требований состоит в том, что каждый текст последовательно проходит через 4 основных этана в работе: 1) восприятие текста -► 2) лингвистический ею анализ -►3) выразительное чтение—► 4) заучивание наизусть и письмо но памяти. Наконец, можно выделить и 5-й этап, заключающийся в проведении какой-либо творческой работы на основе проанализированного литературного образца: составление собственного речевого высказывания по аналогии с данным текстом при сохранении структуры описания, использованных писателем языковых средств.
Выразительность грамматических средств в художественном тексте обычно менее заметна, чем выразительность других пластов русского языка (фонетики и лексики в особенности), «она спрятана на втором или даже на третьем плане. Ведь слово всегда существует в какой-то форме: та или иная грамматическая форма как будто не является результатом свободного выбора писателя: когда писатель находит нужное слово, он не выбирает форму, она диктуется законами языка».
Вместе с тем в произведениях многих писателей и поэтов можно найти яркие примеры выразительного использования средств грамматики, удачно употребленных в экспрессивных целях. С некоторыми такими приемами можно познакомить детей на уроках русского языка, литературы, на специальных уроках русской словесности, на занятиях факультатива. При этом, на наш взгляд, не нужно стремиться к максимальному, исчерпывающему анализу всех грамматических возможностей, в частности морфологических: достаточно подробно остановиться на тех, что в большей степени привлекают именно ваше внимание, ближе к вашим языковым и литературным пристрастиям. Материалы этой главы дают лишь некоторое представление о том, на какие морфологические явления стоит обратить особое внимание. Итак, морфология. Прежде всего, она ассоциируется в сознании ребенка с системой частей речи. С этого можно и начать. Как «работают» части речи в художественных произведениях? Каждая из них выполняет определенную экспрессивную роль.