Подъем на поверхность
Легкое желание вдохнуть можно перебороть или обмануть, совершая быстрые глотательные движения. При его неумолимом усилении рекомендуется все бросить и подниматься на поверхность. Только не надо страдать и ждать головокружения от кислородного голода! Если вы собираете раковины на глубине 3 м, это не страшно, но на глубинах более 10 м не забывайте, что вам еще предстоит подъем, во время которого ваши легкие будут расширяться, а парциальное давление кислорода соответственно упадет. Главное — вовремя остановиться!
Подниматься на поверхность следует плавно и медленно — так же, как опускались. Ускоряя подъем бешеной работой ластами, вы не только приближаете первый глоток свежего воздуха, но и значительно увеличиваете расход кислорода и выделение СО2. Что приблизится раньше — желанный воздух или гипоксия — сказать трудно. Плавные же и несколько ленивые движения ластами требуют минимальных затрат дефицитного кислорода. Снизу поверхность, играющая бликами, кажется сияющей и великолепной. Поднимите руку вверх, чтобы не напороться на какое-нибудь препятствие, и остатками "выхлопного" воздуха очистите трубку от воды.
Медитация
Если вы способны впадать под водой в своего рода медитативное состояние — вас можно поздравить. Способность отрешиться от всего земного и "настроиться" на волну подводного бытия позволит вам не только полностью расслабиться и замедлить сердечный ритм, но и оказаться в этаком состоянии ДЗЕН. И вот тогда вы действительно почувствуете себя частью океана, одним из тех созданий, что парят и плавают в толще воды, вызывая зависть у всего сухопутного. Вы на время забудете, что у вас нет жабр — настолько комфортной и естественной вам покажется жизнь под водой. Пугливые экзотические рыбы позволят вам подобраться к себе вплотную. И дело даже не в том, что вы не высасываете шумно воздух и не пускаете гирлянды пузырей из акваланга, не делаете резких движений и не гоняетесь за крабами. Это единение с природой трудно описать или понять, его можно лишь ощутить. Попробуйте!
Вход в воду
Любое погружение начинается со входа в воду. Вход с берега прост: надеваем ласты непосредственно у кромки воды или полосы прибоя и заходим в воду спиной вперед. С палубы корабля можно спуститься по трапу, что, кстати, весьма неудобно делать в ластах, иди эффектно спрыгнуть тем или иным способом — в зависимости от высоты борта (берега, пирса, платформы, скалы) и исходного положения. Положение 1, самое обычное. Подводник стоит на палубе (пирсе, платформе, скале) и прыгает вниз "солдатиком", оттолкнувшись обеими ногами или сделав большой шаг вперед.Положение 2. Подводник сидит на перилах (поручнях, транце) спиной к морю, перекатывается назад и падает спиной в воду, оставляя ноги полусогнутыми, а туловище — переломленным в поясе.
Положение 3. Подводник сидит на краю палубы (скалы, пирса, платформы) низко над водой. Из этого положения удобно соскользнуть вниз, оттолкнувшись одной рукой от края палубы (скалы, пирса, платформы).
Положение 4. Кувырок вперед со входом в воду ногами очень удобен и эффектен при прыжках с высокого борта, но требует опыта и тренировки. Во время прыжка следует одной рукой прижимать маску к лицу, чтобы она не слетела.
Умение плавать с трубкой необходимо всем!
Умение хорошо плавать и нырять с дыхательной трубкой необходимо подводнику. Нередко приходится покрывать большую дистанцию, чтобы добраться с берега или борта до места погружения, и наоборот. Поэтому аквалангист сохранит много воздуха в баллонах для подводной работы, если все перемещения по поверхности воды совершит при помощи дыхательной трубки. Во время погружения вас может отнести приливом или течением от страхующего судна, и когда вы подниметесь с жалкими остатками воздуха в акваланге, вам придется взять трубку в зубы и самим выбираться на берег. Умение хорошо плавать с трубкой неоднократно спасало аквалангистам жизнь в штормовом море. Лучше не попадать в подобные ситуации, но всегда надо быть к ним готовыми.
Глава 4.2. Язык общения
Перед поездкой в другую страну мы стараемся выучить известный минимум нужных слов на незнакомом языке. Тогда проще путешествовать и общаться с окружающими. Точно так же, собираясь под воду, необходимо выучить водолазный язык. Поскольку человеческая речь под водой не помощник, приходится невербально общаться знаками, а также при помощи частотных световых, звуковых и механических сигналов.
Знаки
При дневных погружениях в воду с достаточной видимостью общение происходит при помощи знаков. В каждой стране и даже в каждом клубе или центре погружений используют особенные знаки, придуманные людьми, которые вместе отдыхают или работают. Однако существуют базовые сигналы, общепринятые для всех подводников мира. Если вы вооружены знанием этого своеобразного эсперанто, вас поймут аквалангисты любой национальности на всех морях.
Как правило, аквалангисты погружаются в парах или небольших группах, возглавляемых инструктором или опытным подводником. Отвечая за жизнь младших товарищей, старший группы постоянно контролирует самочувствие и запас воздуха у подводников, отдавая команды сообразно с конкретной обстановкой. На все его запросы следует отвечать соответствующим знаком. При возникновении проблемы не надо совершать необдуманных самовольных действий:
объясните инструктору, что с вами случилось, и он примет правильное решение. Главное — точно изложить ему свои ощущения на небогатом, но выразительном и достаточном невербальном водолазном языке.
Основные знаки руками
Кроме эталонных, есть сигналы, официально не признанные, но всем понятные.
Приказы старшего группы или партнера дублируют, показывая, что все понятно, а на его вопросы отвечают соответствующим знаком. Отсутствие ответного сигнала расценивается как ЧП и считается поводом для подъема пострадавшего, а, следовательно, и всей группы на поверхность.
Ночные сигналы
Минимальная видимость в глубокой темноте делает ночные погружения повышенно опасными. Лишь лучик фонаря высвечивает узкий сектор пространства. В темноте легко потерять и ориентацию, и партнера. Такие же условия в морях с мутной водой, где на глубине 50 м черно как в фотокомнате. В темноте на близком расстоянии используют обычные сигналы рукой, подсвеченные фонарем. На дальнем расстоянии применяют световые сигналы.
- Движения фонаря по большому кругу: "ОК? Да, все ОК".
- Движение фонаря по вертикали (или по горизонтали): "Что — то не в порядке, появилась проблема". После этого сигнала следует немедленно подплыть к партнеру для выяснения ситуации.
Частотные сигналы
Механические сигналы
До изобретения жилета—компенсатора аквалангисты погружались на спусковом конце, т.е. на веревке, обмотанной вокруг пояса подводника, которую держал страхующий в лодке или на берегу. Вытягивая конец из воды, страхующий помогал подводнику выбираться на поверхность. Сейчас спусковой конец широко используется в нестандартных погружениях, например, на сильном течении, в подводные пещеры или под лед.
- Дернули один раз: "Все ОК?" Рывок в ответ: "Да, все нормально".
- Дернули два раза; "Проверь запас воздуха". В ответ один рывок: "Да все в порядке".
- Дернули три раза: "Начинай (или начинаю) подъем на поверхность".
- Дернули четыре раза: "Тревога, срочно выходи (выхожу) из воды!"
Профессиональные водолазы, работающие на грунте в вентилируемом снаряжении — в медных шлемах и свинцовых ботах используют конец для самых разнообразных сигналов: например, два раза дернуть и потрясти означает команду "иди влево", а потрясти три раза — "стой на месте". Аквалангистам же достаточно и четырех основных сигналов, тем более что в море, да еще при волнении легко ошибиться, приняв воздействие течений или волн за сигналы "потрясти" или "потянуть".
Частотные сигналы, лежавшие в основе общения через спусковой конец, широко используют и в общении другими методами: похлопывания рукой по плечу партнера или отчетливые рукопожатия в кромешной темноте, световые сигналы — мигание фонаря или другого источника света, звуковые сигналы и проч.
Звуковые сигналы
Звук распространяется под водой прекрасно, поэтому звуковые сигналы высокоэффективны для связи страхующего с подводником. Принцип тот же, что и в других частотных сигналах: один сигнал — вопрос — ответ "ОК"; два сигнала — "проверь запас воздуха";
три — "начинай (начинаю) подъем на поверхность"; четыре — "тревога, выходи (выхожу) немедленно". Как издавать звуки — это уж зависит от фантазии их издающего. Чаще всего стучат металлическими предметами по борту корабля (ниже ватерлинии!) или друг о друга. Можно, например, завести подвесной мотор п—ное число раз. Однажды ночью мы собирали научный материал; в единственном фонаре сели батарейки. Наши руки были заняты питомзами и другим оборудованием, и мы не могли общаться похлопыванием по плечу. Пришлось разговаривать при помощи... выдохов. Команда из трех отчетливых выдохов с пузырями и с добавлением голоса была услышана и понята.