Смекни!
smekni.com

Физика и физиология 4 (стр. 42 из 58)

Положение 6. Французская национальная федерация предлагает прыжок "рыбкой" из положения стоя: подводник падает вперед голо­вой, оттолкнувшись ногами от края платформы.

Перед прыжком следует поддуть КП, чтобы после прыжка не упасть камнем на глубину, а немедленно всплыть на поверхность. При прыжках любым способом правой рукой прижимают маску и удерживают загубник во рту, чтобы не потерять их при ударе о по­верхность воды, а другой рукой держат инфлятор, чтобы быстро под­дуть КП в случае отрицательной плавучести. Если одна рука чем — ли­бо занята, инфлятор отпускают. При прыжке с высокого борта с од­нобаллонным аквалангом свободной рукой придерживают баллон снизу, чтобы от сильного удара о воду он не выскочил из кольца КП. С ценными предметами — такими как фотокамеры, осветители, на­учное оборудование — обычно не прыгают, чтобы не повредить. Лучше попросить страхующего подать их с борта катера в воду.

Переход с дыхательной трубки на регулятор

Практически все погружения как с судна, так и с берега включа­ют переход дыхания через дыхательную трубку на дыхание из регу­лятора и наоборот. В целях экономии воздуха в баллонах это делают сразу после прыжка с судна до момента погружения, особенно если погружается группа, и тем, кто прыгнул раньше, приходится ждать своих товарищей в воде.

Нередко нужно проплыть некоторую дистанцию от места входа в воду до точки погружения и от точки всплытия до места выхода на судно или сушу. Течения и неточное ориентирование могут сделать эти заплывы достаточно длительными — такими, что и полных балло­нов с воздухом не хватит. Поэтому во время всех передвижений по поверхности подводники даже с полным аквалангом дышат через трубку. Таким образом, переход с трубки на регулятор и обратно должен совершаться быстро, четко и естественно. После обмена со­ответствующими сигналами перед погружением под воду задержи­вают дыхание, вынимают трубку изо рта, вставляют загубник и, очи­стив легочник от воды, начинают спуск. Иногда подводники и даже инструкторы забывают, что в зубах у них загубник дыхательной трубки, а не легочника, и смело опускаются на глубину, осознавая свою ошибку в лучшем случае перед вдохом. Такое может случиться с любым подводником, достаточно опытным, чтобы расслабиться и полагаться на автоматизм своих навыков.

Спуск

Оказавшись в воде тем или иным способом, партнеры сплывают­ся поближе друг к другу по поверхности и обмениваются знаками ОК. Если все нормально, показывают знаки спуска и начинают по­гружение. В отличие от ныряния с трубкой, где рекомендуется ухо­дить под воду по — дельфиньи вниз головой, спуск в легководолазном снаряжении производится в вертикальном положении. Аквалангист поднимает инфлятор вверх и, сдувая КП, погружается.

Подводнику, правильно подобравшему грузовой пояс и не создав­шему избыточной плавучести на поверхности, для погружения под воду достаточно сделать сильный выдох. Во время спуска необходи­мо помнить о росте давления с глубиной и его влиянии на организм и снаряжение. Поэтому в процессе спуска следует постоянно совер­шать следующие действиях: продувать уши любым методом; подду­вать в маску воздух носом; поддувать КП для компенсации нараста­ющей отрицательной плавучести; постоянно поддерживать контакт с партнерами. Скорость спуска не лимитирована соображениями здоровья и зависит лишь от своевременности продувания. Если кто — то из группы не может продуться, вся группа терпеливо ждет, пока он не закончит. Слишком быстрое погружение нежелательно, поскольку возрастающая с ускорением отрицательная плавучесть грозит потерей контроля над ней. Лучше опускаться, постоянно под­держивая нейтральную плавучесть легким поддуванием КП, чтобы в случае опасности немедленно всплыть. Немало смертельных случаев произошло именно в результате потери контроля над скоростью спу­ска и падения на значительную глубину.

При погружении в открытом море, когда вокруг лишь бесконеч­ная голубизна, легко потерять ориентацию и испугаться. Если при этом трудно продуться, болят уши, а погружение на глубину ускоря­ется, незаметно подкрадывается паника. В панике подводник забы­вает элементарные, хорошо известные и уже отработанные приемы:

выдыхать воздух в маску, тщательно продуваться, постоянно контро­лировать плавучесть и т.д. Чтобы избежать несчастья, во время спус­ка необходимо поддерживать контакт с партнерами и старшим груп­пы при помощи соответствующих знаков.

Основная часть погружения

Как правило, погружение организуется ради какой-либо цели:

прохождения определенного маршрута над поверхностью дна, осмо­тра интересного объекта или ландшафта, пещеры, затонувшего ко­рабля, поиска интересных животных, фото — и видеосъемки. Ход по­гружения и действия каждого партнера планируются заранее, даже если погружение производится в незнакомом месте.

Первые погружения в незнакомых и интересных местах требуют особенного внимания. Масса новых ярких впечатлений и неизведан­ных ощущений, фантастический вид морских обитателей, сама нере­альная атмосфера подводного царства вытесняют из сознания то, че­му научили на курсах подводного плавания. Человек забывает о не­обходимых действиях, обеспечивающих его безопасность. Как бы ни было красиво и интересно, следует постоянно контролировать свои ощущения, состояние снаряжения, присутствие партнеров и, разу­меется, давление в баллонах. Это может показаться грубым вторже­нием скучной прозы в чудесную сказку, но только тогда все останут­ся живыми и здоровыми, чтобы потом снова получить наслаждение. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки, совершаемые в ходе погружения.

Эйфория от лавины новых впечатлений иногда притупляет ощу­щение закладывания и легкой боли в ушах, и аквалангист забывает вовремя продуваться. Если же появляется резкая боль в ушах, кажет­ся, что это случилось неожиданно. Впоследствии пострадавший раз­водит руками, оправдываясь, что травму получил как-то вдруг, без предупреждения.

Та же забывчивость приводит к обжиму лица: человек не поддува­ет в маску воздух и вспоминает об этом, лишь когда она с силой приса­сывается к лицу и вызывает неприятные ощущения на лице и в глазах.

Время под водой бежит намного быстрее, чем на суше. Человеку кажется, что он плавает несколько минут, а прошло уже более полу­часа. Он не смотрит на манометр, поскольку сейчас не до того. Он просто забывает о том, что запас воздуха в баллонах ограничен. Хо­рошо, если рядом окажется инструктор или старший опытный това­рищ, который следит не только за собственным состоянием, но и контролирует партнеров. Кстати, вот еще одна причина, почему пла­вать следует рядом, не отдаляясь друг от друга. Нередко возникают ситуации, когда инструктор просит показать манометр, и оказывает­ся, что атмосфер у подводника осталось совсем немного — толь­ко-только добраться до поверхности со всеми необходимыми оста­новками. Здесь можно сделать замечание и инструктору: нельзя за­бывать, что менее опытный аквалангист дышит активнее, быстрее расходуя воздух: у него запас воздуха приближается к 50 атм., когда у старшего еще остается 100 — 120 атм. Хорошо, если регулятор не сбалансирован, и опустошение аппарата проявляется в возрастаю­щем сопротивлении вдохам и общем затруднении дыхания. При ис­пользовании сбалансированного регулятора падение давления в бал­лонах может не ощущаться — до того момента, когда уже становится нечем дышать.

Контроль за параметрами погружения необходим для правильно­го расчета декомпрессионного режима на всплытии. Если у вас есть компьютер — нет проблем, он сам напомнит о себе звуковым сигна­лом, покажет все нужные параметры и рассчитает время подъема, глубину и продолжительность декомпрессионных остановок.

Если компьютера у вас нет, придется поработать самим: четко фи­ксировать пройденные глубины и время, проведенное на них, собрав данные в профиль погружения — обычную диаграмму одного или нескольких повторных погружений (рис. 4.57).

Несмотря на то, что профиль погружения обычно запланирован еще на поверхности, под водой нередко приходится менять планы по различным причинам — особенно, если место не изучено заранее. В этом случае следует четко представлять себе профиль погружения, чтобы не ошибиться при расчете режима всплытия по таблицам. Мо­жно выделить несколько наиболее обычных профилей погружения (рис. 4.58).

1. Вертикальный спуск на дно — плавание над более—менее ров­ным дном — вертикальный подъем. Расчет режима всплытия и воз­можных остановок — классический, без усложнений и поправок.

2. Вертикальный спуск на дно — выход на поверхность по наклон­ному дну. Наиболее грамотный, удобный и безопасный профиль.

3. Опускание по наклонному дну — вертикальный подъем. Весьма распространенный профиль, но не самый лучший, поскольку насыще­ние азотом тканей происходит долго исподволь, а на остановках в про­цессе всплытия приходится тоскливо пускать пузыри в толще воды.

4. Спуск и подъем по склону берега. Распространенный и удоб­ный профиль, при котором все необходимые действия и остановки производятся на дне — незаметно и в гармонии с общим ходом по­гружения.

5. Вертикальный спуск и подъем вдоль скалы или крутого свала. Этот профиль требует хорошей подготовки, мастерского умения ра­ботать с компенсатором, поскольку в течение всего погружения под­водник пребывает во взвешенном состоянии над пучиной.

6. Вертикальный спуск с последующим подъемом на мелковод­ную платформу. Это наиболее грамотный подход к исследованиям вертикальных склонов и скал, так как после запланированного пре­бывания во взвешенном состоянии вынужденные остановки произ­водятся на мелководном дне и не грозят падением на большую глуби­ну в случае потери нейтральной плавучести.